«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
учебно-методический материал на тему
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Кольского Заполярья создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ДО среди прочих направлений деятельности воспитанников ДОО предусматривает в образовательной области «Физическое развитие» главную задачу гармоничного развития у дошкольников физического и психического здоровья.
Подготовка ребенка к приобретению двигательного опыта, обучение его умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования.
Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.
Поэтому я, как инструктор по физической культуре должна помочь детям расширить их двигательный опыт.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладения более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигнуть более высоких результатов.
На базе нашего детского сада № 101 г. Мурманска с целью обогащению их двигательного опыта и повышению двигательной активности наших воспитанников организуется лыжная подготовка.
Лыжи на территории нашей страны появились давно. Лыжный спорт приобретает все большую популярность, в том числе и среди дошкольников.
При передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями.
В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректируют их в пространстве и времени, способствуют созданию комплекса различных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувствовать снега».
«Чувство лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед.
В процессе обучения дети привыкают к лыжам, перестают ощущать их тяжесть и неудобство в движении.
«Чувства снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега. Дети с первых шагов довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины. Одной из важнейших задач обучения является овладение этими новыми комплексами ощущений.
Движение лыжника отличается большим разнообразием и сложностью координацией, требуется быстрая ориентировка в пространстве и времени.
Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведении которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия.
В процессе лыжной подготовки дети овладевают основными способами передвижения такими как: ступающий шаг; скользящий шаг; повороты переступанием; подъемы «лесенкой» и «елочкой»; спуски в разных стойках;торможение «упором».
В нашей дошкольной организации созданы условия: имеются лыжи, которые в конце осени выдаются родителям, чтобы они подогнали крепления по размеру обуви своего ребенка и промаркировали лыжи. Так же имеются стойки для лыж: у каждой группы своя стойка. Дети знают свои стойки и с легкостью могут отыскать свою пару лыж. Ребята занимаются без палок, палки используются только в качестве ориентира во время игровых упражнений.
С ноября начинается подготовительный период обучения детей ходьбе на лыжах. Дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. На физкультурных занятиях дети тренируют вестибулярный аппарат, выполняют имитационные упражнения ходьбы на лыжах, учатся «стойке лыжника», а так же учатся правильно дышать при ходьбе на лыжах через нос.
В младшей группе до выхода на снег с детьми проводятся беседы о лыжном спорте, лыжниках, рассматриваются сами лыжи и иллюстрации. Детям говорится о том, что у лыж есть носок и пятка, как правильно нести лыжи, как пользоваться лыжными креплениями, крепления ременные самые простые, и после каждого занятия необходимо лыжи очищать от снега.
Дети занимаются на своих участках, небольшими подгруппами по 3 – 4 ребенка. Самое главное в этом возрасте – помочь ребенку освоить чувство лыж. Дети учатся ходить ступающим шагом и выполнять повороты способом «переступания». У малышей плохо развита функция равновесия, поэтому не избежать падений. Что бы у детей не пропал интерес к занятиям можно использовать «помощь на лыжах»: если ребенок упал он зовет «помощь» (воспитателя или инструктора), которая не просто «приедет », она поспешит с сиреной. На занятиях в своей работе, для освоения «чувства лыж» использую упражнения, которые хорошо знакомы детям: «Ручки-хлоп, а ножки-топ»; «Петушки машут крыльями»; «Пружинка»; «Где же наши ножки»; «Неваляшки»; «Большие и маленькие».
Для освоения техники ступающего шага использую игровые упражнения:
«Шаг приставка»; «Шаг шажок вперед, вперед»
Для освоения поворотов упражнение «Веер».
Для закрепления полученных навыков используются игровые упражнения:«Беги ко мне», «До флажка»; «Прокати игрушку на лыжах».
В среднем возрасте продолжаю следить за тем, чтобы дети правильно выполняли те требования, которые предъявлялись в младшем возрасте. Занятия проводятся на учебной площадке, по подгруппам. Основная цель – учить детей ходить на лыжах скользящим шагом. Дети продолжают учиться «стойке лыжника», одевать, снимать, переносить, очищать лыжи. Крепления у лыж ременные с резинкой на пятке, дети ходят на лыжах по маленькому кругу. Для того что б детям было легче ощутить чувство скольжения, использую игровую ситуацию: «машина» (инструктор) приезжает и берет на «буксир» другую машину (ребенка), которая сломана и везет её в гараж на ремонт.
Для развития устойчивого равновесия в работе использую знакомые детям упражнения: «Маятник», «Покажи носочек», «С ноги на ногу». Для отработки поворотов упражнения «Веер», «Змейка», «Беги ко мне». В этом возрасте дети учатся спуску с пологой горки в средней стойке.
Главная трудность в этом возрасте – неумение ставить лыжи параллельно. Для этого дети выполняют упражнения: «Переступание на лыжах через палки».
Для повышения интереса к лыжным занятиям в рамках фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» дети участвуют в соревнованиях, они на время проходят по малому учебному кругу, и все участники награждаются дипломами и призами.
Начиная со старшей группы, продолжается формирование двигательных навыков, во время передвижения ребенок еще широко расставляет ноги и руки. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. К концу обучения увеличивается длина шага и скорость передвижения.
Дети занимаются на большой учебной лыжне, всей группой, занятия начинаются с построения и с выполнения упражнений: «Аист», «Пружинка», «Вперед-назад», «Зайчишки -шалунишки». Главная задача - научить детей при скольжении сгибать ноги в коленях, для этого в работе использую упражнения: «Кто дальше», «Шире шаг», «Кто быстрее добежит до флажка». На каждом занятии дети отрабатывают основные элементы техники передвижения скользящим шагом, ходьба на лыжах в разном темпе помогает детям освоить чувство ритмичной ходьбы на лыжах. Дети совершенствуют навык спуска с пологого склона в средней стойке и продолжают учиться подниматься «лесенкой».
В старшей группе, дети помимо обязательных лыжных занятий ходят на лыжах в любой день по желанию. Для повышения интереса к занятиям провожу игры-соревнования: «Попади в цель», «Слалом», «Сороконожка», «Воротца», «Поменяй мяч», «Преодоление полосы препятствий на лыжах».
У детей подготовительной группы под влиянием обучения значительно улучшается качество ходьбы. При многократном повторении упражнений формируется и закрепляется двигательный навык: увеличивается скорость, появляется длинный скользящий шаг. Дети уже в состоянии значительно выдвинуть вперед скользящую ногу. У детей 7 лет значительно развивается мышечная сила стопы. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более резким и сильным.
Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. Благодаря этому у детей приобретается умение при потере равновесия создать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».
В своей работе зимние физкультурные досуги провожу на улице, дети веселятся и играют со снеговиком, в наш детский сад на лыжах приходит Дед Мороз и дети с удовольствием соревнуются с ним в ловкости.
В программу ежегодного фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» обязательно включаю «Лыжные гонки», «Биатлон». В работе с родителями пишу консультации о пользе лыжной ходьбы, а также приглашаю на «Спортивный выходной» (лыжный кросс на Семеновском озере с семьями наших воспитанников). На протяжении многих лет наш детский сад принимал участие в «Мурманской снежинке». Дошкольное учреждение имеет три диплома лауреата за участие в конкурсе «Лыжня зовет», период 2013-2015 годы. В марте этого года приняли участие в лыжном марафоне в рамках «Праздника Севера» в Долине Уюта.
В результате работы дети овладели новыми видами движений. Двигательные возможности детей значительно развились, движения стали более экономными, а тело – более послушным, ловким, способным выполнять точные координации, развилась двигательная память и физические качества.
Литература:
- В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М:, Просвещение, 1983.
- М.П. Голощекина «Лыжи в детском саду» - М:, Просвещение, 1972.
- А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» - Просвещение, 1974 г.
- Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. -112 с.
- Научно практический журнал ISSN 2220-1467, инструктор по физической культуре 2011, №7.
- Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова «Физическое воспитание детей на Севере», Москва Просвещение, 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс занятий по лыжной подготовке дошкольников.
Комплекс разработан с целью формирования и закрепления у детей навыков ходьбы, скольжения на лыжах, умения скатываться с горки.Включает в себя цикл из 8 занятий и подборку специальных игр....
Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"
В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...
Лыжная подготовка в ДОУ
Консультация для родителей....
Анализ НОД по физкультуре по теме "Лыжная подготовка"
Анализ НОД по физкультуре по лыжной подготовке с детьми подготовительной группы в условиях физкультурного зала...
Использование современного физкультурного оборудования в условиях ДОО как средство приобретения опыта двигательной активности воспитанников
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной спортивно - озд...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «С ЛЫЖАМИ МЫ ДРУЖИМ» (ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО –ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Консультация для родителей на тему " С лыжами мы дружим!" В презентации предоставлен метериал по лыжной полготовка детей.Как обучать детей ходьбе на лыжах, игры и игровые упражнения...
"Развитие двигательной активности и физической подготовки по средством изучения народных подвижных игр".
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности....
- Мне нравится (1)