Методическая разработка. Психогигиена пробуждения у детей среднего возраста ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Иванова Мария Александровна

К четвертому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, но нервная система малыша пока остается уязвимой. А двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_psikhogigiena.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 128», г. Владимир

Методическая разработка

На тему: «Психогигиена пробуждения у детей среднего возраста (4-5 лет) в ДОУ»

Педагог – психолог: Иванова Мария Александровна

г. Владимир, 2014

Аннотация:

К четвертому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, но нервная система малыша пока остается уязвимой. А двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому развитию.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….…. 4

Основная часть ………………………………………………………....…. 6

Ход занятия …………………………………………………………….….. 6

Заключение  ………………………………………………………….…… 10

Список использованных источников …………………………………… 11

Введение

К 4 годам темп развития ребенка замедляется по сравнению с предыдущими годами жизни. В возрасте 4 – 5 лет начинается накопление мышечной силы, увеличивается  подвижность, растет выносливость. К четвертому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, но нервная система малыша пока остается уязвимой.

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены.

Важными проблемами  и направлениями являются:

  • Забота об укреплении соматического здоровья, о гармонизации всестороннем развитии личности;
  • Забота о правильном воспитании детей;
  • Рационализиция процесса воспитания и обучения в детском саду с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
  • Разработка методов повышения психической стойкости детей.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Формирование представления о здоровом образе жизни;
  • Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей;
  • Создание условий для физического и психологического благополучия детей, предупреждение травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к переутомлению;
  • Формирование представлений о влиянии окружающей среды на человека.

 Главным генератором положительных эмоций детей служит интерес к образовательной деятельности в ДОУ. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Одним из основных факторов гармоничного развития ребенка являются сон. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Невозможно переоценить значение правильно организованного сна и выхода из этого состояния.

Слишком быстрое, резкое пробуждение может испортить ребенку настроение, напугать его. Чтобы ребенок не испытывал подобного психологического дискомфорта, его нельзя будить резким голосом или резкими звуками.

Чтобы полностью проснуться и встать с кровати, ребенку требуется в среднем 15 минут. За это время он успеет потянуться, сделать небольшую гимнастику и настроиться на то, что начинается активная деятельность, а все жизненные процессы в его организме плавно «переключатся» с пассивного режима на активный.

 

Основная часть

    Цель: поддержание психического здоровья и стимулирование двигательной активности у детей среднего возраста. 

Задачи:

  • Развивать интерес у детей к гимнастическим упражнениям;
  • Формировать у детей представления об эмоциональном мире человека;

Общая продолжительность: 15 - 20 минут

 Оборудование: массажные коврики, магнитофон, диски для музыкального сопровохдения.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года», «Июнь», «Июль», «Август».

Ход занятия

Гимнастика после дневного сна  в сочетании с функциональной музыкой помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика направлена на постепенный переход детей ото сна  к бодрствованию.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой увеличивается постепенно. К гимнастике привлекаются проснувшиеся дети, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Психолог,  проснувшимся детям, спокойным, тихим голосом.

Просыпайтесь, девочки! просыпайтесь, мальчики! Просыпайтесь… потянитесь… В кроватке, при пробуждении, ребенок лежит на спине: руки малыша поднимаются вверх, а затем вниз (повторить 3 раза).

Как я рада, что вы все проснулись. Послушайте мою историю. И повторяйте за мной, что я буду показывать. (дети свободно лежат в кроватке)

Комплекс упражнений «Облака в лесу»

          Психолог: читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
        По небу плыли облака,

А я на них смотрела.

И два похожих облачка

Найти я захотела.

Я долго всматривалась ввысь

 И даже щурила глаза,

А что увидела я, то вам

Все расскажу сейчас.
       Вот облачко веселое

Смеется надо мной: (показ улыбки, дети повторяют)
       — Зачем ты щуришь глазки так? (щуримся)
       Какой же ты смешной! (улыбаемся)
      Я тоже посмеялся с ним:
     — Мне весело с тобой!
     И долго-долго облачку
     Махал я вслед рукой.
 (машут рукой)
   
А вот другое облачко
    Расстроилось всерьез:
 (нахмурились, надулись)
   
Его от мамы ветерок
    Вдруг далеко унес.
    И каплями-дождинками
    Расплакалось оно...
 (грустное)
   
И стало грустно-грустно так,
   А вовсе не смешно.
   А маленькое облачко
   Над озером плывет.
  Летим, летим со мной!
(взмахи кистями рук)

Психолог:  предлагает встать на массажные коврики и потопать.

Вот и ножки наши пришли в лес. (дети встают)

Здравствуй, лес, прекрасный лес. Широко развести руки в стороны.

Полный сказок и чудес. Повороты вправо – влево с вытянутыми руками (5 раз).

Психолог: ой, ребята, ветерок прилетел. Хотите с ним поиграть?

Ветер дует нам в лицо – Руками махать себе на лицо.

Закачалось деревцо. Руки подняты вверх. Покачиваться вправо – влево (5 раз).

Ветер тише, тише, тише – Приседания, руки вперед (5 раз).

Деревцо все выше, выше. Плавно поднимаясь руки вверх, встать на носки.

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо – влево (5 раз).

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево (3 раза).

Все открой не утаи. Широко развести руки в стороны.

Ты же видишь - Прижать ладони к груди.

Мы свои. Широко развести руки в стороны.

Только в лес мы вошли – маршировать (5 сек.)

Появились комары. Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.

Дальше по лесу шагаем, маршировать (5 сек).

И медведя мы встречаем. Раскачивание туловища из стороны в сторону (5 раз).

А лисята, как проснуться, Кулаками протереть глаза.

Любят долго потянуться, Потягивание с отводом рук.

Обязательно зевнуть, Зевнуть, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть. Покачивание бедрами из стороны в сторону (5 раз).

Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим. Бег на месте на носках (10 сек.).

Но закончилась игра,

Наконец-то мы проснулись!

Потянулись!

Добрый день!

Пора вставать!

Одеваться нам пора! Дети проходят по массажной дорожке к своим стульчикам и одеваются.

Заключение

Этот «комплекс пробуждения» поможет родителям и специалистам детского сада, не только повысить двигательную активность, но и создать положительную эмоциональную атмосферу.

Система упражнений подобрана так, что учитываются не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно – образовательные задачи.

Эта методическая разработка направлена на понимание необходимости целенаправленного развития движения и поддержания психического здоровья детей среднего возраста.

Список использованных источников

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2009;
  2. Волкова В. А., Соколова Н. Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Научно – практический журнал. ДОУ. – М.: ТЦ сфера, 2006, № 1;
  4. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Методическая разработка Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Каждый ребенок - исследователь»

Приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности....

Методическая разработка по ФЭМП у детей среднего возраста

Методическая разработка "Волшебный ларец". Развитие познавательной деятельности детей среднего возраста....

Методическая разработка "Педагогический проект для детей среднего возраста с ОВЗ на тему "В поисках золотого ключика"

Создание условий для закрепления знаний основных цветов спектра и умение их дифференцировать, знакомства с их оттенками....

Методическая разработка игрового занятия для детей среднего возраста на тему "В мире животных"

методическая разработка игрового занятия для детей среднего возраста на тему  "В мире животных"...

Методическая разработка "Развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством проектной деятельности в ДОУ"

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое опреде...