Методическая разработка Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Каждый ребенок - исследователь»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Приобщение родителей с детьми к совместно исследовательской – познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка» г.Вуктыл
Методическая разработка
Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста
(4-5 лет)
«Каждый ребенок - исследователь»
Автор: Аносова Ирина Владимировна
воспитатель I квалификационной категории.
2014г.
Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста
«Каждый ребенок - исследователь»
Автор: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории
Тема: «Каждый ребенок - исследователь»
Цель: приобщение родителей с детьми к совместно исследовательской – познавательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить с исследовательской деятельностью
- Оказать помощь родителям в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей,
- Развивать экологическую культуру, наблюдательность, внимание,
зрительную память и воображение.
- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Семинар проходит в несколько этапов:
- теоретическое объяснение задания;
- обучающая исследовательская деятельность;
- подведение итогов.
Содержание проведения мероприятия
1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?
2.Что развивает у детей экспериментирование?
3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?
4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).
5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.
Что означает исследовательская работа или
экспериментирование?
- Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
- Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
- Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
- Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.
- Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.
- Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.
- Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни
- Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.
Что развивает у детей экспериментирование?
- Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности.
- В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.
- Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
- Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами являются:
- Активное использование опыта игровой практической деятельности
(Почему лужи замерзают? Почему мячик катится?).
- Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).
- Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
- Основное содержание «исследований» проводимых детьми, предполагает формирование у них, следующих представлений:
1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).
2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).
3.О мире растений (овощи, фрукты).
4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).
5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).
6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).
В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
Какой материал можно использовать в
исследовательской работе?
Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.
Дополнительный материал:
а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.
б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.
в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.
Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.
В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.
Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.
Практическая часть:
«Эксперименты с водой»
(дети и родители) «Гимн Воде»
Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода –
самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она
не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности
вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она
удивительно активно впитывает в себя, растворяет в себе и
сама проникает почти во все, что её окружает. Водой
заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в
воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В
воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени
состоит из воды, и без воды не возможно существование всего
живого. Следы воды находят даже в камнях и минералах.
Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые
секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.
Тема: «Почему лед не тонет?»
Опыт № 1
Тема: «Почему лед не тонет?»
Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.
Ход опыта:
В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.
Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.
Тема: «Вода из продуктов»
Опыт № 2
Тема: «Вода из продуктов»
Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы детей.
Ход опыта:
В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы увидите капельки воды.-- - Откуда она взялась?
- Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.
Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.
«Есть ли жидкость в фруктах?»
Опыт №3
Тема: «Вода из фруктов»
Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность детей в процессе экспериментирования.
Ход опыта:
Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.
В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.
Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши),стакан, ситечко, терка.
«Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»
Опыт № 4
Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.
Ход опыта:
Подберите три одинаковые маленькие пробирки (вместо них можно использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?
Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы)
Тема: «Окрашивание воды»
Опыт №5
Тема: Окрашивание воды.
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода тем быстрее растворяется вещество.
Ход работы:
Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).
Материалы для опыта: емкости с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.
Таким образом, организация методов для познавательно – исследовательской деятельности в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Особую педагогическую значимость этих методов, в том что:
- Позволяет практического целенаправленного действия на открытие и возможность формирования собственного жизненного опыта у ребенка;
- Позволяют решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Список литературы:
- Дыбенко «Ребенок в мире поиска» М.ТЦ Сфера,2005г.
- Дыбенко «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольника» М.2001г.
- «Детство: «Программа развития и воспитания детей в детском саду» СПБ 1995г.
- План – программа воспитательной работы в детском саду СПБ 1997г.
- Шапиро А. «Лужа. Твоя первая научная лаборатория» М. Мозаика – Синтез 2002г.
- Зарина А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» Дошкольное воспитание №7 1994г.
- Толстикова О. «Создаем развивающую среду своими руками» Дошкольное воспитание №5 1994г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка развлечения для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у Сказки"
Данная методическая разработка будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка. Познавательная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности....
Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД
В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...
Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"
Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...
Методическая разработка НОД для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Наши меньшие друзья - насекомые"....
Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями
Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл...
Методическая разработка занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме "Заюшкина избушка"
В рамках тематической недели "Волшебный мир русской сказки" мною был разработан конспект непрерывной образовательной деятельности по мотивам р.н.с. "Заюшкина избушка" в средней гру...