Образовательный проект "Праздник Каши"
проект (старшая группа) по теме

Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы по  плану «Праздник каши» с детьми старшего дошкольного возрастя. Реализация задач осуществляется через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей, педагогами-специалистами дошкольного воспитания. 

     Проект рассчитан на две недели. В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о злаковых культурах, о их пользе, используя для этого различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, экскурсии, чтение художественной литературы, непосредственно – образовательную деятельность.

    Все это позволит оптимально решить основную задачу – расширить представления детей дошкольного  возраста о  кашах, злаковых культурах, их полезных свойствах. Воспитать привычку к полезному, здоровому питанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon образовательный проект389.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

       

Выполнила:

Новоселова Нина Ивановна

воспитатель

                 МБДОУ детский сад № 3

«Теремок»

                Адрес:

г. Александровск – Сахалинск

Ул. Карла – Маркса 28 А

Телефон:

                89241895416

e-mail:

http://teremok_alex@list/ru

2014

     Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы по  плану «Праздник каши» с детьми старшего дошкольного возрастя. Реализация задач осуществляется через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей, педагогами-специалистами дошкольного воспитания. 

     Проект рассчитан на две недели. В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о злаковых культурах, о их пользе, используя для этого различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, экскурсии, чтение художественной литературы, непосредственно – образовательную деятельность.

    Все это позволит оптимально решить основную задачу – расширить представления детей дошкольного  возраста о  кашах, злаковых культурах, их полезных свойствах. Воспитать привычку к полезному, здоровому питанию.

.

  1. Введение……………………………………………………………...4
  2. Основная часть проекта……………………………………………...7
  3. Заключение……………………………………………………………19
  4. Методическое обеспечение………………………………………….20
  5. Приложения…………………………………………………………...22

«Здоровье люди сохраняют благодаря тому,

что знают себя и наблюдают за тем,

 что им приносит пользу и что вред…»[1]

Цицерон

Питание - одно из главных условий жизнедеятельности человека, сохранение его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание человека. Употребляемая человеком пища должна содержать в себе разные полезные вещества, витамины и минералы.

Если кому-нибудь из ребят предложить на выбор стакан кефира, тарелку каши, бутерброд с сыром или вкусное пирожное, то многие из них, конечно, выберут пирожное: оно вкуснее.  Но вкус пищи, оказывается, не самое главное для здоровья.   И наиболее полезные продукты бывают далеко не  самыми   любимыми.

Понимая важность этой проблемы, коллектив детского сада, встал на путь поиска методов для сохранения здоровья детей, и повышения уровня знаний родителей о культуре здорового питания.

Наверное, не найдется ни одного человека, который бы хоть раз в жизни  не пробовал кашу. Но,  наблюдая за тем, как ребята едят кашу на завтрак, поговорив  с дошкольниками, мы пришли к выводу: одни ее любят, другие - не очень, а кто-то считает кашу бесполезным продуктом, да к тому, же еще не очень красивой на вид.

________________________________________________________________

[1 ]Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., "Наука", 1993

Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

 Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о кашах, об их пользе для здоровья человека. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

     Недостаточные знания детей о пользе каш и их роли в укреплении здоровья детей, приводят к тому, что  многие дети отрицательно относятся к кашам.

     Формирование у детей навыков  здорового образа жизни.

  • Сформировать представления детей о законах правильного питания, о полезном продукте - каше, о витаминах в ней.
  • Закреплять необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в повседневной жизни;
  • Развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы,  из которых варят вкусные каши; 
  • Развивать  у дошкольников любознательность и познавательную мотивацию.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;
  • Воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

  • Активизировать знания родителей о здоровом питании.
  • Привлечь родителей воспитанников  к участию в воспитательно – образовательном процессе согласно  плана  работы МБДОУ.

  • Принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации;
  •  Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип вовлечённости  в реализацию проекта  родителей дошкольников.

Применяя нетрадиционные формы и методы оздоровления дошкольников  посредством формирования знаний о правильном питании, реализация проекта обеспечит формирование  представлений у детей о таком полезном продукте  как каша, а значит, обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности.

Познавательно – творческий, информационный.

  • Сбор информации о кашах;
  • Подбор книг, журналов о злаках, о кашах;
  • Подбор слайдовой презентации о кашах;
  • Подбор стихов, пословиц, поговорок о каше,
  • Подбор художественной литературы о каше;
  • Составление конспектов, бесед с детьми о кашах;
  • Подбор дидактических, познавательных, сюжетно – ролевых игр, игрушек и атрибутов соответствующих тематики проекта;
  • Беседы с родителями;
  • Оформление папок – передвижек», консультаций для родителей: «Здоровое питание наших детей», «Кто сказал, что каша пустяк», «Как не надо кормить ребенка», «Чем полезны каши из разных круп», «Правильное и здоровое питание»;
  • Составление  перспективного план мероприятий.

  • Включает в себя все виды детской деятельности, практической направленности, связанной с реализацией проекта;
  • Наблюдение приготовление каши. Экскурсия на кухню детского сада;
  • Наглядное знакомство с разными видами круп;
  • Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков, оформление коллекции;
  • Чтение сказок;
  • Беседы с детьми, разучивание стихов, пословиц о кашах;
  • Слушание аудиозаписи, пение песни «Маша и каша».

  • Изготовление книжки – малышки « Интересные истории о кашах».
  • Составление и красочное оформление рецептов «Любимая каша нашей семьи».
  • Конкурс среди родителей по оформлению блюда «Ну и каша! Так в рот и просится!».
  • Оформление детско – родительской газеты «Как сделать кашу вкуснее».

    Презентация и защита проекта «Праздник каши».

    заключается в разработке и апробации структуры организации образовательного процесса. 

      педагоги, руководитель ИЗО,  инструктор по физическому воспитанию, дети и их родители, медицинская сестра, врач – педиатр, специалисты детской районной библиотеки. 

    две недели.

     непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, сотрудничество с родителями.

Дни недели

мероприятия

ответственные

1неделя

Понедельник

«Любимые  и полезные»

  • Игровое развлечение "Правильно питайся, будешь ты здоров" (приложение №8)
  • Беседа:   «Что я люблю есть?» «Каша, что это такое» (приложение №9)
  • Чтение русской народной сказки «Каша из топора»
  • Дидактическая игра: «Азбука правильного питания» (приложение №6)

Работа с родителями:

Родительское собрание по теме: «Здоровье близко, ищи его в миске» (приложение №14)

Музыкальный руководитель

воспитатели

Вторник

 «Здравствуй, каша!»

  • Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков (приложение №9)
  • Оформление коллекции колосьев различных крупяных культур.
  • Чтение: «Горшочек каши» Б. Гримм
  • Правила поведения за столом (приложение № 13, 15)
  • Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о каше, крупе) (приложение №4)
  • Экскурсия в городскую библиотеку.

Работа с родителями:

Домашнее задание: С родителями изготовить книжку – малышку «Рассказы об истории каши»

воспитатели

Среда

«Хороша кашка, да мала чашка»

  • Опыт: Рассматривание крупы через лупу.
  • Беседа: «Чем полезны злаки?»  (приложение №10)
  • Заучивание пословиц о каше

(приложение №4)

  • НОД: «Подари красивые тарелки» (приложение №1)
  • Подвижная игра: «Съдобное – не съдобное» ( с мячом).

Работа с родителями:

  • Конкурс среди родителей по оформлению блюда «Ну и каша! Так в рот и просится! (приложение №13)
  • Консультация для родителей «Чем полезны каши из разных круп» (приложение №5)

воспитатели

Четверг

«Каша матушка наша»

  • НОД «В гостях у тетушки Даши» (приложение №1)
  • Словесная игра: «Хорошо – плохо»
  • Беседа: «Чем полезны каши из круп» (приложение №9)
  • Загадывание загадок о крупе, каше (приложение №2)
  • Чтение: «Прошлогодняя каша» Норвежская сказка(приложение №11)
  • Пальчиковая гимнастика: «Кашка – малашка»
  • Презентация «Ай, да кашка» (приложение №13)

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Правильное и здоровое питание» (приложение №5)

воспитатели

Пятница

«В гостях у повара»

  • Экскурсия на кухню детского сада  (приложение №1)
  • Опыт: отгадай на ощупь(крупа манная, гречневая, пшенная, перловая)
  • Беседа: «Что такое геркулес?» (приложение №9)
  • Чтение: Н. Носов «Мишкина каша»
  • Речевая игра “Из какой крупы какая каша?”
  • Конкурс стихов о кашах.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей: «Здоровое питание наших детей» (приложение №5)

воспитатели

2 неделя

Понедельник

«Волшебная каша» 

  • Беседа о труде хлебороба
  • Речевая игра «Отгадай кашу по описанию».
  • Чтение: «Горшочек варящий кашу» Таджикская сказка (приложение №12)
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (приложение №6)
  • Пальчиковая гимнастика «Кашка – малашка»
  • Презентация «Хороша кашка, да мала чашка» (приложение №13)

Работа с родителями:

  • Консультация: «Кто сказал, что каша пустяк» (приложение №5)

воспитатели

Вторник

«Варим кашу»

  • НОД «Ай да каша! Как вкусна!» (приложение №1)
  • Чтение: «Как едят кашу» Финская сказка (приложение №11)
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» (приложение №6)
  • Слушание аудиозаписи, пение песни «Маша и каша».
  • Просмотр мультипликационного фильма «Маша и каша»

Работа с родителями:

Рубрика в родительском уголке «Добрые советы» советы по теме проекта от родителей воспитанников.

воспитатели

Среда

«Как сделать кашу вкуснее»

  • Беседа «Гречневая каша – матушка наша» (приложение №9)
  • Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
  • Чтение: «Домовята и каша» К.Авдеева (приложение №11)
  • Викторина: «Каша – радость наша» (приложение №7)
  • Сюжетно – ролевая игра «Поварята»
  • Презентация «Красивая каша» (приложение №13)

Работа с родителями:

  • Домашнее задание: Составление и красочное оформление рецептов «Любимая каша нашей семьи» (приложение №5)

воспитатели

Четверг

«Что укрепляет  здоровье»

  • Беседа с медицинской сестрой, врачом – педиатром: « Что укрепляет здоровье».
  • Рассуждалка «Что такое здоровое питание?»
  • Дыхательное упражнение "Варим кашу" (приложение №3)
  • Дидактическая игра: «Золушка» (приложение №6)

Работа с родителями:

  • Консультация: «Как не надо кормить ребенка» (приложение №5)

Воспитатели, старшая медицинская сестра

Пятница

«Праздник каши»

  • Игровое развлечение "В гостях у домовенка Кузи" (приложение №8)
  • Украинская сказка «Колосок» (приложение №11)
  • Беседа: «Из чего варят кашу для малышей» (приложение №9)
  • Пальчиковая  гимнастика «Кашка» (приложение №12)

Работа с родителями:

Оформление детско – родительской газеты «Как сделать кашу вкуснее»

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Ресурсная база группы детского сада

Ресурсная база  МБДОУ детского сада

Папки – передвижки для родителей: *«Кто сказал, что каша пустяк», 

*«Как не надо кормить ребенка»,

*«Чем полезны каши из разных круп».

Развивающая среда в группе: 

*Уголок «Умные книжки»,

 *Уголок  экспериментирования с набором природного и бросового материала,

*Мини – библиотека: детской художественной литературой: сказки разных народов, пословицы, поговорки,

*Электронные презентации:

- «Каша – матушка наша»,

- «Что такое каша».

*Уголок для родителей: «Детсадовские известия», «Родительская страничка».

*Магнитофон с дисками.

Подбор методических рекомендаций для родителей по теме «Здоровое питание наших детей».

Наличие компьютерной техники: 

*3 компьютера,

*3 принтера, в том числе один цветной, мультимедиа проектор с экраном,

* Цифровой фотоаппарат,

*2 ксерокс,2 сканер,

*устройство для ламинирования,

 *магнитофон с CD диском,

*музыкальный центр – 2ш,

*библиотека  методической литературы, *библиотека детской художественной литературы,

 *иллюстрации к художественным произведения,

*портреты писателей,

*DVD диски с мультфильмами по теме проекта,

*подборка мультимедийных презентаций по темам проекта «Каша – матушка наша»

*Подборка периодической печати.

Риски

Комплекс мер

- Сложность в подборе литературы по данной проблеме.

- Обратиться за помощью в подборе литературы к работникам библиотеки, использовать интернет - ресурсы

Сложность в создании гербария из колосьев различных крупяных культур.

-Вовлекать всех членов семьи (их знакомых) в поиске колосьев для коллекции.

-Родители не принимают участие в  работе проекта (отказываются изготавливать книжки – малышки, делиться семейными рецептами, оформлять газету, участвовать в конкурсах)

-Провести консультацию «Правильное и здоровое питание»,

- Вовлекать в совместную  деятельность с детьми, по приготовлению и украшению блюд.

  • В процессе реализации проекта дети получат знания о том, что каши  полезны и необходимы человеку каждый день, что они содержат витамины, их значении для здоровья человека. Это поможет изменить отношение детей к еде, а так же понять, что заботиться о своём здоровье необходимо. У детей сформируется представление о каше как обязательном компоненте меню.
  • В результате открытости информации, возрастет авторитет  педагогов.
  • У родителей повысится уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения.
  • Родители грамотно и творчески будут относиться к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
  • Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».

  • Защита проекта на педагогическом совете в МБДОУ,
  • Размещение информации о проекте   на сайте МБДОУ.

Гипотеза на практике подтвердилась: проводимая работа по  формированию  представлений у детей о таком полезном продукте  как каша, посредством применения нетрадиционных форм и методов оздоровления дошкольников достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию детей и родителей к здоровому образу жизни. Развивает у детей и родителей интерес к совместной творческой деятельности.

Для повышения интереса к здоровому образу жизни, здоровому питанию  необходимо продолжать работу через реализацию новых проектов и использование интегративного подхода в данном направлении.

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007г. №309-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.      
  2. Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., "Наука", 1993
  3. Учим правильно питаться. Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/ авт. Сост. Ю.П.Климович. Волгоград: Учитель,2007.
  4. Шорыгина Т.А. / «Злаки. Какие они?»Книга для воспитателей, гувернеров и родителей./ Т.А.Шорыгина.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.
  5. Шорыгина Т.А. / « Беседы о хлебе» Методические рекомендации./ Т.А.Шорыгина, М., Творческий центр «Сфера», 2012г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: ««Молоко да каша – полезная пища наша»

С помощью данного конспекта решаются следующие задачи: учить различать и называть виды круп: гречка, рис, манная крупа.  Закрепить знания детей о пользе молока и молочных продуктов в рацион...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: "Сорока - ворона кашу варила..."

Задачи данного занятия - обогатить эмоциональное, речевое, и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. Продолжать знакомить детей с птицами, с народным ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша для медведей"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе "Каша для Медведей"...