Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kasha_-_matushka_nasha_.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект непосредственно – образовательной

                           деятельности по развитию речи

Тема:  «Каша – матушка наша,  хлеб ржаной – отец родной»

Программное содержание

- Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.

- Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.

- Воспитывать интерес к предметам ближайшего  окружения.

Словарь:  размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая.

Грамота:  учить составлять предложения, записывать их в виде схемы Словесный состав предложения: находить – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным  словам.

Предварительная работа:

Напомнить содержание сказки «Колосок». Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из  которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить  розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара готовить на завтрак разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры – драматизации. Разучить и повторить стихи, пословицы.

Материал и оборудование: мешочек с зерном, разные крупы, розетки, каша из круп, шапочки для петушка и мышат.

                                 Ход занятия

   Воспитатель разложил на столах розетки с разными крупами. Рядом с ним ребенок в шапочке Петушка с мешочком зерен.

Воспитатель: Ребята. У нас в гостях Петушок. У него в мешочке зернышки разные  все вместе лежат. Он просит ему помочь их разобрать и рассказать из каких зерен, что можно приготовить. Поможем петушку?

   - Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны по отдельности. Воспитатель показывает розетки с зернами. Просит рассказать Петушка о каждом зерне и подсказать, что из них можно приготовить.  

Воспитатель: Рассмотрим их внимательно. Можете взять их в руки, попробовать на вкус, размять. Покажите нам с петушком пшеницу. Кто расскажет о ней: какие у нее цвет, форма, вкус и что из нее можно приготовить?

   Заслушивает ответ. Дети могут дополнять. Таким образом дети действуют с каждым видом зерна. Далее воспитатель предлагает сравнить зерна риса и гороха, гречки и пшена.

Воспитатель: Овсяные хлопья, из которых вам варят вкусную кашу, - это не зерно, это продукт из овса. А вот овес – это зерно.

Золотист он усат, в ста карманах – сто ребят. Что это?

Дети  – Колос.

Воспитатель - Все зерна собраны в колос. Посеешь одно зерно, а вырастет, сколько?

Дети  – Много.

Воспитатель - Послушайте отрывок из стихотворения Н.Юсупова. «Голубь и пшеничное зерно». Расскажет его Лена.

                           Рано утром голубок прилетел на бугорок,

                           Видит – стебель не простой:

                           Длинный, длинный золотой.

                           На верху усатый колос.

                           Слышит голубь звонкий голос:

                           - Поскорей меня в гнездо свое возьми!

                           - Поскорей голодных деток накорми!

                           Детки зернышки клюют, клюют, клюют,

                           Дети песенку веселую поют:

                           - Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули!

                           - Слава солнцу, что спасло стебелек! – гули-гули!

                           - Слава полю, что созрел колосок! - гули-гули!

   Воспитатель: Что можно приготовить из зерна?

Дети: – Разные каши.

Воспитатель - Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у нас русских стала каша. «Каша – матушка наша», - говорили в народе. Вспомните пословицы о еде.

   Ешь каши больше – проживешь дольше.

  Кашу маслом не испортишь.

  Хороша кашка - да мала чашка.

  Густая каша семьи не разгонит.

 Хочешь есть калачи – не сиди на печи и др.

Воспитатель - Катя прочитай стихотворение З.Александровой

«Вкусная каша»

Каша из гречки, где варилась? – в печке.

Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.

Кашу хвалила, на всех разделила…

Воспитатель - Ребята, наш повар Анна Григорьевна, сварила вам разные каши. Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите.

   Воспитатель вызывает по очереди детей, завязывает им глаза, дает пробовать кашу. Дети говорят какую кашу они едят и из какого зерна.

- А  если размолоть зерно, что получится?

Дети – Мука.

Воспитатель  - Что можно сделать из муки?

Ответы детей.

Воспитатель - Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь и пироги печь.

Петушок уходит и возвращается с пирогом. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки «Колосок». Мышата уходят недовольные.

Воспитатель - Как сказка заканчивается? Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Мышата работать не хотели, а только веселись. А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.

- Игра называется «Петушок и курочки».

- Петушок у нас есть, а вы все будете курочки. Вы играли в нее, когда были маленькими. Дети играют, повторяя ее 2-3 раза.

Воспитатель: Поиграем в другую игру. Игра: «Какая каша». Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается.

Рис – рисовая;

Пшено – пшенная;

Гречка – гречневая;

Овес – овсяная;

Кукуруза – кукурузная;

Горох – гороховая.

Теперь из этих слов составьте предложения.

- Моя любимая каша – рисовая. Сколько слов в предложении? Четыре. Запишем это предложение черточками, в виде схемы. Сколько слов в предложении – столько и черточек. Придумайте свое предложение и запишите его, как я. А мы все будем проверять, правильно ли оно записано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной"

Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.Обога...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Познание", тема "Хлеб -всему голова".

Занятие « Хлеб всему голова»Цель: обобщить знания, полученные на занятиях модуля « Хлеб всему голова».Задачи:    1Активизировать знания детей.    2Учить использовать их в жизни и д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)

Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Цвети, земля!" (из опыта работы)

Загадки, физминутка "Мы цветы в саду сажаем ... , продуктивная деятельность (показ воспитателем рисования цветущей веточки вишни), чтение стихотворения М.Исаковского "Вишня"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Лучше нет родного края" (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию  "Лучше нет родного края" (из опыта работы)...

"Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной""

Занятие для детей подготовительной группы: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной""...

Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной

Создание социальных условий развития детей  в процессе ознакомления со свойствами злаковых и соевых культур.Задачи:1.         Обеспечить условия развития п...