"Содержание и организация работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья воспитанников в условиях образовательного учреждения"
статья по теме
Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, приобщить с рождения к здоровому образу жизни.
Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brovtseva_galina_borisovna.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Бровцева Галина Борисовна
инструктор по ФЗК
Содержание и организация работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья воспитанников в условиях образовательного учреждения
«От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, приобщить с рождения к здоровому образу жизни.
Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
В настоящее время проблема оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда была и остаётся одной из главных задач нашего коррекционного детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы постоянно ищем новые подходы к оздоровлению детей.
Роль педагогов заключается в грамотном использовании при организации учебно – воспитательного процесса здоровьесберегающих технологий, объединяющих медико-гигиеническое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, нравственно – патриотическое направление деятельности.
Благодаря комплексному подходу к организации образовательного процесса можно сохранить и укрепить здоровье детей.
При создании единой комплексной системы, обеспечивающей оптимальные условия для формирования физического и психического здоровья личности ребёнка на основе соблюдения валеологических принципов решаются следующие задачи:
- организовать воспитательно-образовательный процесс в коррекционном детском доме на принципах здоровьесберегающей педагогики;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие интереса к окружающему через различные виды деятельности;
- формирование жизненно необходимых умений и навыков ребёнка в соответствии индивидуальных особенностей, развитие качеств;
- создание условий для реализации двигательной активности.
В нашем детском доме разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя следующее.
Создание условий для двигательной активности:
- оснащение (спортинвентарём, оборудованием, наличие спортивной площадки, кабинета Здоровья, спортивный зал совмещён с музыкальным);
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика, физкультурные занятия, на которых дети обучаются различным движениям, из которых затем составляются комплексы утренней гимнастики;
- гимнастика после сна: предназначена для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия., самомассаж,
дыхательные упражнения, закаливание. Данная гимнастика помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь, воспитание здорового образа жизни, самоорганизованности.
- двигательная активность на прогулке, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, ритмика, оздоровительная ходьба, бег, ходьба на лыжах;
- формирование и развитие у дошкольника стойкой потребности к занятиям физкультурой происходит через регулярно проводимые спортивные праздники и досуги.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- фитбол- гимнастика:
относится к современным средствам физического воспитания. Упражнения на фитболах являются средством коррекции нарушения осанки.
Поддержание равновесия требует коррекционной работы многочисленных мышечных групп. Мы включаем упражнения на фитбол в комплексы утренней гимнастики, используя их на спортивных праздниках и развлечениях.
Фитбол-гимнастика является прекрасным средством коррекции для детей с ДЦП. Фитбол – это единственный вид гимнастики, где упражнения задействуют одновременно двигательный. вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы.
- интегрированные занятия: как новый подход в решении задач по оздоровлению детей.
Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, вероятно неизбежны. Поэтому должны быть обеспечены педагогические условия, разработаны организационно-методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
В нашем детском доме широко используется такая процессная инновация как интегрированные занятия логопеда и инструктора по ФЗК.
Данные занятия являются эффективным средством в работе логопеда по коррекции речи, а также образовательных задач. Способствуют развитию у детей памяти, ритмичности, пластичности движений. Данные занятия улучшают газообмен, укрепляют и развивают мышцы грудной клетки, шеи, дыхательной мускулатуры, развивают общую и мелкую моторику. Следовательно, занятия способствуют не только развитию физического потенциала детей, но и формированию различных знаний, что в совокупности позволяет без вреда для здоровья получить необходимую образовательную информацию и корректировать речь.
- дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: эта гимнастика отличается о традиционных дыхательных гимнастик. Два главных упражнения здесь такие: наклон и обновременно резкий и короткий вдох.
- зрительная гимнастика: в работе мы используем разные виды упражнений. Зрительную гимнастику проводим не менее 2 раз в день, в течение 2-3 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В кабинете здоровья находятся переносные офтальмотренажёры, позволяющие развивать глазодвигательные мышцы.
- занятия ЛФК;
- развитие сенсамоторики в сенсорной комнате;
- логоритмика;
- психогимнастика;
- релаксация и музыкотерапия;
- самомассаж;
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения,
- бассейн
Укрепление здоровья через физическое, эстетическое и нравственное воспитание:
- экологическая тропа здоровья: мы проводим занятия по экологической тропинке здоровья, по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Планируется маршрут с подбором игр и упражнений представляющих собой имитацию объектов и явлений живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приёмов, имитаций и подражаний, взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе.
Регулярно проводятся туристические походы на о. Кличен – один из самых живописных уголков Селигера. Цель которых научить любить и беречь природу.
- спортивные праздники направленные на патриотическое воспитание.
Иван Ильин, филосов: «Красота учит созерцать и видеть, и тот кто увидел красоту, становится её пленником и творцом… Он вносит её во всё… От неё души становятся тоньше и нежнее… От неё души начинают видеть себя, своё внутреннее и сокровенное…»
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Каждое направление реализуется серией бесед, занятий, проведении спортивных праздников и Дней здоровья.
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья:
- диспансеризация
- обследование психологом и логопедом
- беседы выявляющие представления об основах ЗОЖ и навыках самоконтроля за состоянием своего здоровья.
Педагогический коллектив нашего детского дома считает своей главной задачей – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Организация работы с дошкольниками раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
полезные советы в работе воспитателей и в работе с родителями...
Опыт работы "Организация работы с дошкольниками раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
представляет практическую ценность в работе с детьми в адаптационный период...
Организация работы по сохранению физического и психологического здоровья детей через создание развивающей среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Организация работы по сохранению физического и психологического здоровья детей через создание развивающей среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»
Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...
Сохранение психического и физического здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения
Творчество в группе и спортивном зале....
Методические рекомендации для педагогов "Содержание и организация работы по сохранению, укреплению здоровья воспитанников"
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопаснос...