Методические рекомендации для педагогов "Содержание и организация работы по сохранению, укреплению здоровья воспитанников"
методическая разработка

Амерханова Олеся Раилевна

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 1» г. Оренбурга

Методические рекомендации для педагогов

«СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ, УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Подготовила: Амерханова Олеся Раилевна,

воспитатель I квалификационной категории

                                             

                                                       

Оренбург, 2024

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в образовательных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современного образования и воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.

Воспитатель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.

Факторы, влияющие на здоровье дошкольника: средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия, мотивация обучающихся, взаимоотношения дети-педагог, взаимоотношения педагог -родители.

Оптимальность качества педагогических, физиолого-гигиенических, социально- психологических условий способны не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья дошкольников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса: обученности, воспитанности, социальной активности.

В ДОО необходимо создание единого здоровьесберегающего пространства, что предполагает:

  • приведение состояния здания и помещений ДОО в соответствие с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность        физкультурного зала, спортплощадок          необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  • организация рационального питания (организация диетпитания);
  • наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, педагоги по физической культуре, психологи, логопеды и т.п.).

Принципы здоровьесбережения:   

Принцип не нанесения вреда

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье детей и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов программ, организацию деятельности обучающихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровья детей и педагогов. Проводится мониторинг здоровья обучающихся физического, психологического, духовно-нравственного)

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и социального здоровья)

Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в ДОО каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно- воспитательной работе)

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися (вопросы здоровья включены в содержание программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса, и сам дошкольник помогает им в решении этой общей задачи. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход

Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям детей. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям обучающихся. В ДОО соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для обучающихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ребенка составлен оптимальный уровень нагрузки.

Принцип формирования ответственности детей за свое здоровье. 

У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как в ДОО (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого педагога, в его индивидуальной педагогической технологии.

Соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в ДОО решить следующие проблемы, связанные со здоровьем обучающихся:

-организация физической активности детей, профилактика гиподинамии, использование режима двигательной активности;

-организация правильного питания и питьевого режима дошкольников во время их пребывания в образовательном учреждении;

-предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика болезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозов и т.п.);

-охрана и укрепление психического здоровья обучающихся (предупреждение стрессов, воспитание коммуникативной культуры и т.д.)

-формирование культуры здоровья детей и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий

-организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание и организация работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья воспитанников в условиях образовательного учреждения"

Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, пр...

Выступление на педсовете: «Эффективность работы педагога в укреплении здоровья воспитанников»

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Потому воспитателю во время планирования и проведен...

Методические рекомендации для педагогов по организации работы в летний оздоровительный период

Данный материал содеожит методические рекомендации для педагогов ДОО по организации работы с детьми в летний период....

Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...

Педсовет "Организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников при проведении прогулки"

Уважаемые коллеги!Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников и их здоровья. Прогулка является первым и наиболее доступным средством оздоровления, з...

Методическая разработка «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

laquo;Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»...