Проект «Моя инициатива в образовании»
проект по теме
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_initsiativa.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»»
Проект
«Моя инициатива
в образовании»
Составитель:
Инструктор по физической культуре МБДОУ
«Детский сад «Ивушка»
Алимова Светлана Владимировна
Станица Обливская
Содержание:
1.Паспорт проекта | 3 | |
2.Актуальность | 5 | |
3.Цели и задачи | 7 | |
4.Сроки и этапы реализации | 8 | |
5. Перспективный план реализации проекта «Моя инициатива в образовании» | 9 | |
6.Пути реализации проекта | 16 | |
7.Ожидаемый результат | 19 | |
8.Список литературы | 21 |
№ | О проекте | Содержание |
1 | Наименование проекта | «Моя инициатива в образовании». |
2 | Нормативно – правовая база | Закон РФ «Об образовании». «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13 Устав МБДОУ «Детский сад «Ивушка» |
3 | Цель проекта | Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. |
4 | Задачи проекта |
|
5 | Участники проекта | Педагоги, дети, родители. |
6 | Сроки реализации проекта | 2013-2015год (долгосрочный) |
7 | Реализация проекта: I этап – аналитический (сентябрь - октябрь 2013г) II этап Организационный (ноябрь 2013г- август 2014 г. ) III этап Практический (сентября 2014г - май 2015г) IVэтап Итоговый, диагностический ( июнь-август 2015г) | Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. Изучение, подбор инновационных здоровьесберегающих технологий. Планирование и прогнозирование работы. Освоение инновационных здоровьесберегающих технологий, форм и методов способствующих успешной реализации проекта. Формирование у детей и родителей интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре. Реализация проекта в разновозрастной группе. Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшей работы. |
8 | Ожидаемый результат |
Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни 5.Снижение детской заболеваемости. 6. Улучшение результатов ( в процентном соотношении) освоения детьми образовательной области «Физическая культура». |
Актуальность
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т.д.
Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста важнейшее значение имеет сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья ребенка. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослым.
- В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются к современному обществу.
- Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать.
- Для того, чтобы успешно жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Все вышеперечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.
В ходе реализации проекта будут проведены следующие мероприятия:
1. Разработан перспективный план реализации проекта.
2. Разработаны конспекты спортивных досугов.
3. Подобран методический материал для консультаций с педагогами и родителями.
4. Предметно – развивающую среду физкультурного зала нужно обогатить стандартным и нестандартным оборудованием.
5. Изучить программы «Школа здорового человека», здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., игровую технологию Галанова А.С., программу «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, программу «Здравствуй» М.Л. Лазарева, журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Здоровье дошкольника». Во всех этих источниках задача, оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных.
В детском саду день традиционно начинается с утренней гимнастики. Три раза в неделю проходят физкультурные занятия, одно из них на свежем воздухе, два раза в неделю музыкальные занятия, занятия по ритмической гимнастике. Ежедневно во время занятий проводятся физкультминутки. На прогулке дети играют в подвижные игры, проводятся физические упражнения, индивидуальная работа, спортивные игры, перед уходом в группу оздоровительный бег. После дневного сна проводится игровая оздоровительная гимнастика. Один раз в месяц проводятся физкультурные досуги, праздники. Используем такие виды закаливания как полоскание горла, ходьба босиком, ходьба по массажным дорожкам. Так же планирую ввести такие виды закаливания как: топтание в воде, «Рижский» и «Горьковский» методы закаливания, контрастные воздушные ванны, растирание ног, «босоножье»- это отличное закаливающие средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и переохлаждению.
В системе применяем оздоровительные мероприятия: витаминотерапию, сбалансированное питание, релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
Весь мой педагогический процесс строится на положительных эмоциях. Положительные эмоции, смех, радость, интерес благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Проект направлен на развитие двигательных, умственных, творческих и психологических способностей детей дошкольного возраста.
Сроки и этапы реализации проекта:
Задачи | Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки |
I этап Аналитический | |||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. | Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ. | Сентябрь - октябрь, 2013г. |
II этап Организационный | |||
Планирование и прогнозирование работы | Составление перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщении к ЗОЖ. | Наличие перспективных планов: - спортивных досугов и развлечений. - консультаций для родителей и педагогов. | Ноябрь 2013г – май 2014 г. |
Разработка содержания развлечений и досугов | Конспекты спортивных развлечений и досугов | Июнь-август 2014г. | |
Подбор дидактического материала, литературы. | Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. | Август – сентябрь 2014г. | |
Обогащение предметной развивающей среды. | Подбор и изготовление нестандартного оборудования. | Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах. | В течение учебного года |
III этап Практический | |||
Формирование у детей и родителей интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре | Проведение спортивных досугов и развлечений, спортивных праздников, беседы, индивидуальная работа с детьми и родителями, занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». | Выработка потребности в самостоятельной, ежедневной заботе о своем здоровье, внимание к собственному организму, мотивации на здоровый образ жизни. Сформированы устойчивые навыки в основных видах движений. | Сентябрь 2014г. – май 2015 г. |
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. | Проведение консультаций с родителями и педагогами по вопросам приобщения к ЗОЖ. | Родители и педагоги приняли активное участие в реализации проекта. | |
IV этап Итоговый, диагностический | |||
Обобщение опыта и определение результата. | Анализ листов здоровья. Беседы, наблюдения, самоанализ, диагностика. | Выявление «+» и «-» в своей работе. Максимальная приближенность физической готовности детей к требованиям программы. | Май, 2015г. |
Перспективный план реализации проекта «Моя инициатива в образовании»
Сентябрь | |||
№ | Вид деятельности | Тема | Задачи |
1 | Познавательное занятие. | «Что такое здоровье?» | Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье» Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. |
2 | Познавательная беседа. | «Режим дня» | Объяснить детям понятие «Режим» Воспитывать необходимость соблюдения режима дня |
3 | Встреча с интересными людьми.( педиатр) | «Гигиена - залог здоровья!» | Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей. Воспитывать навыки гигиены. |
4 | Спортивное развлечение | «Мама, папа, я – спортивная семья» | Пропаганда активного, здорового семейного отдыха. Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между Родителями и педагогами в воспитании детей. |
Октябрь | |||
1 | Познавательное занятие | «Как устроено тело человека» | Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека. Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям. |
2 | Познавательная беседа. | «Одежда и здоровье» | Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева. Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде. |
3 | Встреча с интересными людьми, (учитель физической культуры школы) | «Здоровье - главная ценность человеческой жизни». | Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека Воспитание потребности в занятиях физической культуры. |
4 | Физическое развитие | «Узнай о себе» | Дать детям информацию об отдельных частях тела и их функциях. Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны. |
Ноябрь | |||
1 | Познавательное занятие. | «Твоё питание - твоё здоровье» | Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах. Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться. Воспитывать ответственность за своё здоровье |
2 | Экскурсия на кухню детского сада. | «И вкусно, и полезно!» | Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания. Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей. |
3 | Выставка рисунков | «О спорте» | Закреплять знания детей о разных видах спорта. Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок. |
4 | Совместная деятельность. | Чтение художественной литературы К.Чуковский «Мойдодыр» | Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. |
5 | Консультация родителям | «Физоборудование своими руками» | Познакомить родителей с многообразием нестандартного физкультурного оборудования. |
Декабрь | |||
1 | Познавательное занятие. | «Живительные силы» | Рассказать детям о значимости и важности воды для организма. Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу. |
2 | Экспериментальная деятельность | «Превращения воды» | Расширять знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. |
3 | Совместная деятельность. | Заучивание пословиц, поговорок о здоровье | Развитие речи, памяти Воспитание культуры речи. |
4 | Консультация для родителей | «Народная мудрость гласит…» | Познакомить родителей с нетрадиционными методами лечения простудных заболеваний. |
Январь | |||
1 | Физическое развитие | «Мой веселый звонкий мяч» | Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч», Упражнять в умении ориентироваться на плоскости |
2 | Совместная деятельность | Чтение художественной литературы: К.Чуковский "Вовкина победа" | Развитие речи, умение слушать. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
3 | Сюжетно – ролевая игра | Поликлиника | Познакомить детей с работой поликлиники. Воспитывать культуру поведения |
4 | Консультация для родителей | Формирование гигиенических навыков и привычек. | Создание условий для сотрудничества с родителями в воспитании детей. Воспитание культуры здорового семейного отдыха. |
Февраль | |||
1 | Познавательное занятие | «Путешествие пирожка» | Систематизировать представления детей о работе пищеварительной системы, что в нее входит Продолжать заботиться о своем организме, прививать элементарные гигиенические навыки; Воспитывать заботливое отношение к своему организму. |
2 | Экскурсия в аптеку. | Познакомить детей с работой аптеки. Расширять кругозор детей о витаминах. Воспитывать культуру поведения. | |
3 | Сюжетно - ролевая игра | «Аптека» | Закреплять представление о работе аптеки. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. |
4 | Консультация для родителей | О значимости совместной двигательной деятельности с детьми. | Привлечение родителей к проблемам здоровьесбережения воспитанников. |
Март | |||
1 | Познавательное занятие. | «Удивительные ладошки» | Продолжать знакомить детей с организмом человека, с назначением кистей рук у человека Развивать мелкую мускулатуру кистей рук (через массаж, пальчиковую гимнастику) |
2 | Сюжетно - ролевая игра. | «Кафе» | Развитие потребности в полезной пище. Обогащение социального опыта. Воспитание навыков культуры поведения. |
3 | Совместная деятельность. | Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье | Продолжать знакомить детей с понятием « Здоровый образ жизни». |
Апрель | |||
1 | Познавательное занятие. | «Наши зоркие глаза» | Продолжать знакомить детей с органами зрения человека. Воспитывать заботливое отношение к своему организму. |
2 | Познавательная беседа. | «Беседа о здоровье, о чистоте» | Уточнять и расширять представление детей о чистоте и здоровье. Воспитывать трудолюбие. |
3 | Экспериментальная деятельность. | «Что нам надо для роста?» | Расширить знание детей о необходимых условиях выращивания лекарственных растений |
4 | Консультация для родителей | «Советуем посадить дома» | Помощь в организации совместной деятельности детей и родителей. |
Май | |||
1 | Праздник. | «Страна волшебная – здоровье». | Подведение итогов проекта. Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём. Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей |
2 | Выставка детских работ | «Здоровье-это…» | Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках проекта |
3 | Выставка нестандартного физкультурного оборудования | Показать значимость и важность нестандартного оборудования для двигательной активности детей. |
Организация физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста.
Растить детей здоровыми, жизнерадостными – задача каждого ДОУ. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Спортивный досуг является важной составляющей частью организованного двигательного режима, а также одним из важнейших компонентов активного отдыха детей.
Эмоциональный настрой в играх способствует расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Досуг строится на основе знакомых тем, проводится 2 – 3 раза в месяц, продолжительностью 40 – 50 минут, может проводиться и как тематический день. В основу досуга положен прием погружения детей в тему, который даст им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Темы досугов не будут ограничивать возможности планирования разных видов решения задач развития, обучения, воспитания в них личной физической культуры. Они позволят объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий досугов рассчитан на последовательность событий в логике текста, присутствие игрового персонала, который помогает вести сюжет.
Во время проведения физкультурного досуга дошкольникам в театрализованной форме будут сообщаться те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляться гигиенические навыки. Дети ненавязчиво приобретут привычку ежедневно заботится о своем здоровье, чувствуя ответственность за него. Это будет происходит не путем сообщения ребенку готовых знаний, а посредством творческой поисковой деятельности.
Спортивный досуг охватывает три этапа: подготовка (подготовка оборудования, эмблемы, плакаты, девиз, подбор музыки для эмоционального подъема); проведение; подведение итогов.
Организация работы по формированию представлений и навыков ЗОЖ.
Цель: сотрудничество с родителями по формированию у детей ценности здорового образа жизни
Для осуществления цели необходимо создать внешнесредовые условия в ДОУ и дома.
Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью здоровьесберегающего воспитания является формирование здорового человека способного предельно долго и счастливо жить в обществе.
Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу здоровьесберегающего воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача ЗОЖ кроется в формировании у дошкольников установки на здоровый образ жизни.
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни определяется сотрудничеством родителей и педагогов, причем тесного сотрудничества. И, конечно же, ближайшей дорогой к успеху мероприятий по воспитанию в детях личной физической культуры является преемственность в этой работе родителей, детей и сотрудников ДОУ, неформальное взаимодействие взрослых и детей (ребенок может выступать в роли воспитателя и воспитанника)
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта разнообразны:
-физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
-анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка;
-диагностирование родителей по уровню знаний в области формирования ЗОЖ;
-индивидуальные беседы по интересующим вопросам;
-совместный выпуск брошюр, книжек – малышек о здоровье и спорте;
-пропаганда семейного опыта физического воспитания.
Для того чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму и научить их здоровому образу жизни с периода дошкольного возраста, необходимо уделять большое внимание пропаганде ЗОЖ в семье, а уже дошкольное учреждение приложит максимум усилий для создания у детей дошкольного возраста мотивацию на ЗОЖ.
Предполагаемые Риски:
- Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации
- Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
- Индивидуальная работа с отсутствующими детьми.
- Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
- Совместные мероприятия с детьми и родителями.
- Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Чтобы подтвердить правильность в выборе средств и методов работы по здоровьесбережению детей в детском саду проведем диагностику в начале и в конце года, которая позволит оценить исходный уровень развития каждого ребенка, сформированность систем, функций организма, двигательные навыки, определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья.
Очень хочется верить и надеяться, что сформированные у детей во время пребывания их в дошкольном учреждении навыки с переходом в школу не будут утрачены, их необходимо закреплять и совершенствовать.
А воспитательно-образовательная работа, проводимая в условиях школьного обучения, так же, как и в дошкольном учреждении, будет направлена на укрепление здоровья детей.
Эти требования находят подтверждение в соответствующих разделах Закона РФ «Об образовании», где говорится, что здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Список литературы:
- Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
- Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.
- Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико- биологические и психолого-педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М. Казин.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2010.-214с.-ISBN978-5-7148-0338-3.
- Климова,Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно - образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ
- Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999.
- Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.
- Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
- Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б. Федорцева, Т.В. Шелкунова.-Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. –(Образование и здоровье).ISBN978-5-7291-0456-7.
- Рунова М. Активный отдых – физкультурные праздники и досуги.// Дошкольное воспитание, №12, 2001.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005г.
- Адашнявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., «Просвещение», 1992.
- Ашебьёва Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2005.
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском сад. М., 2003.
- В гостях у Бабушки- Загадушки. Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. М., «Аркти», 2008.
- Вареник Е.Н., С.г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. М., ТЦ «Сфера», 2008.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2005.
- Голубцева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание №1, 2001г.
- Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005.
- Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Игра - инициатива взрослого"
Описание проекта....
Проект «Моя инициатива в образовании»
Проект «Моя инициатива в образовании»Тема «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников»....
статья на тему «Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»
laquo;Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»...
Образовательный творческий проект по инициативе детей "Братья наши меньшие - зимой".
Образовательный творческий проект по инициативе детей направлен на развитие у детей познавательной и творческой активности, гумманного отношения к природе и стремления проявлять заботу о птицах и живо...
Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»
Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Проект «Моя инициатива в образовании». «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из основных задач ДОУ является повышение компетентности родителей (законных представителей) в ...
Участие в проекте по инициативе Свердловского областного отделения Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество".
Онлайн-квест для детей "Виртуальные путешественники". Родители (законные представители) совместно с детьми проходили онлайн-квест, отвечали на вопросы....