Проект «Моя инициатива в образовании»
проект по математике по теме
Проект «Моя инициатива в образовании»
Тема «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_initsiativa_v_obrazovanii_dekabr_2013_g.docx | 49.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя инициатива в образовании»
Тема «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников».
«Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи наиболее приспособлен к жизни»
Актуальность выбранной темы: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста–одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Цель: Активизироватьинтерес к математике, используя занимательный игровой материал.
Задачи:
- Использовать игровой занимательный материал для развития интегративных качеств личности ребенка.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, расширять словарь.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
*Осознание детьмипознания математического развития.
*Повышение заинтересованности родителей в жизни группы и в развитии у детей знаний по математическому развитию.
Проблема:Как научить ребенка играть самостоятельно, познавая сложные математические понятия?
Математика – настоящее волшебное царство. А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.
Изучая программу «Детство» мое внимание привлекла образовательная область «Познание», а именно математическое развитие ребенка на основе развивающих игр. И я, выбрав тему «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников», приступила к разработке своего проекта.
В ходе работы над проектом я поставила цель, задачи проекта, четко определила этапы реализации проектной деятельности.
В ходе проектной деятельности я использовала игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом).
3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Свою работу я начала с увлекательного путешествия по математическому серпантину, который включает в себя множество центров.
Центр – «Комната Умных игр», организованная развивающая среда, оборудованная учебно-игровыми пособиями для организации образовательной и самостоятельной деятельности детей в области математического развития. В уголок поместила разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно - печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запоминай-ка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления, игры на составление целого из частей – «Сложи квадрат»,«Домино», «Цвет и форма», «Ребусы». Все они интересны и занимательны.
Центр «Развивай-ка».
Я в этом центре использую наиболее эффективные учебно-игровые пособия программы «Детство», такие как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход, в педагогической практике занимают все большее место. Эти пособия широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других странах.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам, позже - по трем и по четырем свойствам.
Игры с Палочками Кюизенера заняли прочное место в развивающей среде. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности.
Развивающая игра «Геоконт».
С помощью этой игры малыш сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных.
Играя с планшетом, дошкольник разовьёт интеллектуальные способности, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, логико-математическое и абстрактное мышление, а процесс обучения станет интересным, увлекательным, содержательным.
Немного фантазии, плюс ловкость руки и десять «снеговичков» в ярких шапочках готовы поиграть с детьми, чтобы изучить и закрепить геометрические фигуры и счет, цвета, развить внимание и слуховое восприятие.
Большой интерес у детей вызовет использование на занятиях игровых минуток. Например, любую игрушку можно спрятать где-то в комнате,а дети ее должны найти. Это вызовет интерес у детей и организует их на занятие. Например, игра « НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт, читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.” Дети выполняют задание, находят игрушку.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
1.У бабушки Даши внучка Маша,
Кошка Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков?
2. В вазе стояло 2 тюльпана и 3 гвоздики.
Сколько тюльпанов стояло в вазе?
3. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя.
Сколько чашек стояло?
Центр «Познавай-ка».
Здесь можно проводить обследование, составление пар, соотнесение частей тела с расположением предметов:вверху-внизу,слева – справа; частей суток:утро – день – вечер-ночь.Дети овладевают указанными практическими действиями в единстве с освоением и использованием соответствующих слов и использование их в мотивированной игровой, практической деятельности.
Центр «Экспериментирования».
Для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др. Дети отвечают, наблюдают процесс переливания, обсуждают результат. Также могут исследоваться свойства предметов - на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков - на рисовании.Сравнение предметов по весу (бутылочки наполнены различными наполнителями - песок, вода, монетки, крупа и т. д.)
В условиях экспериментирования детям предлагаются три мяча: пластмассовый, резиновый и деревянный. Какой мяч уронила в речку Таня, которая из-за этого громко плачет, не веря утешениям, что он не утонет?
Центр «Изобразительной деятельности».
В разных видах изобразительной деятельности, в самостоятельных играх предлагаю детям определять последовательность выполнения действий. Например: «Сначала нарисовать большой круг, затем-маленькие желтые», «Сначала наклеить зеленую полоску, а затем – синюю», «Сначала кузов грузовика, а потом – колеса».
Центр «Здоровячок».
Путешествие по лабиринтам.
Лабиринты нравятся детям любого возраста, все зависит от содержания и привлекательности заданий. Я предлагаю лабиринты, как всей группе, так и индивидуально. При первом знакомстве предлагаю детям познакомиться с сюжетом, рассмотреть, что нарисовано, затем задаю загадку. Дети уже заинтересованы, и потом я предлагаю совершить первое путешествие – просто провести пальчиком по дорожкам: вверх, вниз, влево, вправо (можно использовать мелкие игрушки под руководством взрослого).
Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие ребёнка. И вот, например, пособие «Осьминожка» можно использовать как на занятиях, так и для самостоятельной деятельности детей. Главная задача, которую помогает решать «Осьминожка», - формирование двигательной активности детей. Дошкольники овладевают основными движениями, у них развиваются гибкость, выносливость, координация, стимулируется потребность в двигательной активности. Нестандартное оборудование помогает развивать творческие способности, воображение, речь, закреплять навыки самостоятельной подвижной игры, придумывать собственные игры и даже формировать элементарные математические представления.
Центр «Психологической разгрузки».
Мнемодорожки, мнемотаблицы можно использовать на различных занятиях: математике, развитии речи, ознакомлении с окружающим. Дидактический материал развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Работа по развитию многих психологических функций хорошо сочетается с основным назначением сухого бассейна – сенсорным развитием и снижением мышечного напряжения. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.
Вашему вниманию предлагаю игру «Куб эмоций», которая используется для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Центр «Педагогический всеобуч»
С педагогами я провела консультацию по актуальности моей проблемы по теме «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников». И организовала семинар-практикум по изготовлению пособий по математическому развитию: «Осьминожка», «Геоконт».
Центр «Клуб веселых математиков».
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. «Клуб веселых математиков» – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.Родители станут не просто гостями отдельных мероприятий, а соавторами, непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и за его пределами.
Центр «Диагностики».
Диагностика проводится с целью определения направлений индивидуального развития ребенка. Результат педагогической диагностики ребенка в начале и в конце года можно представить наглядно в виде большого зелено-желто-красного яблока, на зеленом фоне которого указываются имена детей, находящихся на несколько сниженном уровне освоения, на желтом - среднего, на красном - повышенного.
Результаты проекта
Надеюсь, что реализация моего проекта «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников» даст положительный результат.
-Дети станут более самостоятельными, инициативными, любознательными;
-Смогут проявить свои творческие способности: фантазию, воображение;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
-Повысится уровень математических знаний;
-Появится интерес к новым развивающим играм;
Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи – тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Игра - инициатива взрослого"
Описание проекта....
Проект «Моя инициатива в образовании»
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура,...
презентация "Моя инициатива в образовании" участника конкурса "Воспитатель года 2014"
презентация "Моя инициатива в образовании" участника конкурса "Воспитатель года 2014"...
статья на тему «Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»
laquo;Включение родителей в образовательную, досуговую, проектную деятельность. Социальные проекты и инициативы. Семейные праздники»...
"Моя инициатива в образовании"
Воспитатель детского сада – это не просто профессия, это – состояние души, то состояние, которое не дает душе остывать. К этому выводу я пришла спустя три года своей работы. Я не работаю в...
Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»
Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Проект «Моя инициатива в образовании». «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из основных задач ДОУ является повышение компетентности родителей (законных представителей) в ...