конспекты и система организации занятий по методу проектов, системные схемы.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Приложения
Конспекты и системы организации занятий по методу проектов, системные схемы.
Конспект досуга «Витаминный калейдоскоп»
Проблема: «Роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья»
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки витаминизированного меню.
Задачи:
- Развивать способности к поисковой деятельности:
-определению задач, исходя из поставленной проблемы:
-планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами:
-выбору материалов и способу действия
-умению аргументировать свой выбор
-развивать желание экспериментировать с приготовлением салатов и напитков.
- Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
-свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач;
-расширять знания о технологическом оборудовании для сырой кулинарной обработки.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
- Развивать художественный вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, как много гостей пришли на нашу очередную встречу в кулинарном классе. Среди них есть и необычные гости. Давайте с ними познакомимся. Это малыши - Нехочуха и Привередница.
-Час обеда подошел. Нехочуха сел за стол.
Песенка Нехочухи:
Не хочу я есть салат
Лучше дайте мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет!
Воспитатель: Привередница вскочила, на весь зал заголосила.
Песенка Привередницы:
Приносите в сад и в школу
Фанту, спрайт и пепси-колу.
А из фруктов разных соки
Доведут нас до мороки.
Воспитатель: Ай-ай-ай! … Посмотрите – ка на них! Что за внешний вид? Что же здесь на так?
(В предлагаемых ответах дети отмечают бледность, вялость, непропорциональное строение тела, делают вывод о возможной болезни.)
-Если что у них болит ,им поможет Айболит.
(Под звуки музыки появляется Айболит.)
Песенка Айболита:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения-
В этом нет сомнения.
(Айболит здоровается со всеми.)
Воспитатель: Дорогой Айболит! А почему надо есть овощи и фрукты?
Айболит; Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые сразу помогут Нехочухе и Привереднице стать здоровыми, румяными, бодрыми.
Обращается к детям: Что это за волшебные вещества?
Дети: Витамины!
Айболит : А какие витамины есть в овощах и фруктах?
(Дети называют витамины, Айболит предлагает детям найти изображения витаминов и поместить их на фланелеграф.)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Нехочухе и Привереднице, как полезны для здоровья эти витамины.
Конспект занятия «Кораблекрушение»
Проблема: «Поиск выхода из экстремальной ситуации»
Игровая мотивация: «Кораблекрушение около необитаемого острова»
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- развивать поисковую деятельность детей:
–способность к определению задач на основе поставленной проблемы
-умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
-умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- развивать способность к созданию задуманного продукта;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
-экспериментирование с объектами неживой природы;
-создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями:
4) активизировать речь;
5) совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию: дети отправляются в плавание и терпят бедствие. Бурей их выбрасывает на необитаемый остров.
Определение проблемы :действия в экстремальной ситуации.
- Постановка задач:
1)переждать бурю
2)подать знак терпящих, бедствие;
3) определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу, построить жилье);
4)соорудить плавсредство, чтобы покинуть остров.
- Определение конечного продукта. Воспитатель спрашивает детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждаются предложенные детьми варианты. Решают создать «Азбуку выживания» и оставить ее на острове.
- Поэтапное решение проблемы (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Бурей нас выбросило на берег. Идет сильный дождь, на море шторм. Как нам пережить бурю?
Дети: Нужно:
а) спрятаться в пещере;
б) укрыться под деревьями;
в) укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.
Воспитатель: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?
Дети: на острове.
а) Как позвать на помощь:
-громко покричать;
-зажечь на самом высоком месте костер;
-поднять кусок яркой ткани на длинной палке;
-выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово «SOS» - «спасите!»;
-написать записку, положить в бутылку, закупорить ее и бросить как можно дальше в море.
б) Поиск предметов, выброшенных на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов необходимые.)
в) Осмотр острова, в ходе которого выявляется, были ли на острове раньше люди (это подтверждают предметы оставленные на острове: глиняный горшок, консервные банки, очки, сеть, веревки, остатки кострища, клочки бумаги).
г) Оборудование жилища: сбор травы, чтобы выстелить пол в пещере, и камней для оборудования очага, крупных веток для постройки шалаша с использованием мягких модулей и паруса от яхты.
е) Изготовление посуды для сбора ягод и воды: из найденных на побережье пластиковых бутылок, половинок кокоса, листьев, кожуры арбуза, дыни, апельсина и т. д.
е) Обсуждение проблемы поиска воды: морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагаю варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.
-Можно ли такую воду сразу пить?
-Нет. Она грязная.
Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега.
Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.
ж) Поиск съедобных овощей, фруктов, ягод. Д/ игра «Угадай по вкусу» (пробуют овощи, сухофрукты, фрукты)
з) Добывание огня. Приготовление пищи. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу на костре в воде или запечь на углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички-просушить, очки- линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева -вращать палочку); собирать сухие ветки и растения для костра.
Слышится звук самолета. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т. д. Самолет сбрасывает записку о том, что помощь близка.
5.Определение дальнейших действий:
1) изготовить плот;
2) создать свиток полезных советов для терпящих бедствие.
Запечатать его в банку и оставить на острове.
(Дети распределяются на 2 подгруппы: одна из них строит плот, другая изготавливает свиток, наклеивая на него схематические картинки в той последовательности, в какой были произведены действия на острове.)
6.Презентация
Представитель каждой подгруппы презентует свою работу, аргументируя ее.
Слышится гудок парохода. «Островитяне» усаживаются на плот и под музыкальное сопровождение «отправляются» на встречу с пароходом.
7.Постановка новой проблемы: Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему; создание энциклопедии «Азбука выживания», книги стихов «Островок».
Распределение деятельности по этапам проекта «Витаминный калейдоскоп»
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагога |
I Обрисовка сюжетной канвы. Выявление проблемы | 1.Вживаются в сюжетную -игровую ситуацию. 2.Осознают и личностно воспринимают проблему. 3. Принимают задачи проекта. | 1. Вводит в игровую ситуацию. 2. Формулирует проблему. 3.Определяет задачи. |
II Организация работы над проектом | 1.Систематизирует информацию. 2. Распределяются по группам. 3. планируют совместную деятельность. 4. Распределяют амплуа. | 1. Популяризирует полученную ранее информацию. 2. Помогает распределиться по группам. 3. Помогает спланировать деятельность. 4. Решает задачу организации деятельности. |
III Практическая деятельность по решению проблемы | 1.Выполняют необходимые гигиенические процедуры. 2. Отбирают необходимые продукты и приспособления. 3. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе (по желанию). 4. Совместно готовят блюдо; по ходу работы совещаются, дегустируют блюдо по мере приготовления, делятся вкусовыми ощущениями, советуются вносят изменения и дополнения (в случае надобности);м делают вывод о завершении работы над блюдом. 5.Дают название блюду. 6. Договариваются об украшении блюда и украшают его. 7. Выбирают материал для сервировки стола. 8. Сервируют стол. | 1. Организует работу над проектом. 2. Оказывает практическую помощь 3. Дает необходимые рекомендации. 4. Следит за выполнением правил безопасности при работе с режущими инструментами. 5. Контролирует процесс дегустации. |
IV Презентация продукта деятельности. | 1.Готовят презентацию блюда (составляют краткий, яркий рассказ или сочиняют стихи или песенки). 2.Представляют блюдо гостям. 3.Делают вывод о решении проблемы. 4. Участвуют в дегустации. | 1.Помогает готовить презентацию блюда. 2.Приходит на помощь в случае затруднения. 3.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы. 4.участвует в общей дегустации. |
V Обсуждение проекта решения другой проблемы | 1.Определяют цель нового проекта | 1 Постановка новой проблемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
проектная работа...
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...
Занятие:"Составление рассказа по системному оператору как часть проекта "Мебель" с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР".
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста по составлению творческих рассказов и сказок с использованием технологии ТРИЗ-РТВ и ЭОР. Наш детский сад уже более 20 лет с успехом применяет эту т...
Конспект итогового комплексно-тематического занятия в рамках проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Знаем и любим свой город" в компенсирующей подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Занятие проводится в игровой форме, используется интерактивное оборудование....
Презентация "Метод проектов в схемах"
Проект (от лат. «projectus», буквально означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза») - уникальное средство обучения, позволяющ...