Занятие:"Составление рассказа по системному оператору как часть проекта "Мебель" с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мастяева Ольга Владимировна

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста по составлению творческих рассказов и сказок с использованием технологии ТРИЗ-РТВ и ЭОР. Наш детский сад уже более 20 лет с успехом применяет эту технологию для развития творческих и умственных способностей детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО “Планета детства ” Лада”

Детский сад  №122 “Красное солнышко”

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР)

в старшей группе 

Тема: “Составление рассказа по системному оператору как часть проекта “Мебель”.

                                           

                                                                      Воспитатель:

                                                   Мастяева Ольга Владимировна                                   

                                   

 

г. Тольятти

 2015г.

Метод проекта по теме: “Мебель”

НОД:

Ознакомление с окружающим “Мебель вокруг нас”;

Составление рассказов из личного опыта “Мебель моего дома”

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Чтение рассказа “Садитесь, пожалуйста”, “Как появился стул”, Энциклопедия “Все обо всем”, “Жилище древних славян и их мебель”

“Предметы вокруг нас” хрестоматия для чтения детям старшего дошкольного возраста, О.В. Дыбина, Н.А. Матуняк, А.А. Асташкина, Тольятти, 2001г. 140с.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Д/и “ Хорошо-плохо”, работа по системному оператору (стул, диван, шкаф, кровать, стол).

Презентация: «Мебель».

Тренинг по методу Эмпатия.

Игры по морфологическому ящику, морфологической таблицы.

Работа по методу фокальных объектов (формирование и обогащение словаря).

Решение проблемных ситуаций и противоречий.

Д/и “Части-целое”

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рисование на тему: “Сказочная мебель”.

Лепка “Мебель вокруг нас”.

Конструирование из бумаги, картона “Разные виды мебели”. Составление сказок и рассказов о мебели.

Поделки мебели из бросового материала (спичечные коробки, коробки из под лекарств и т.д.).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Экскурсия с родителями в мебельный магазин.

Поделки мебели с родителями из разного материала.

Рассматривание каталогов по мебели.

Сбор иллюстраций о мебели детей и родителей.

НОД  по теме: «Стул»

Программное содержание: 

  • Используя метод проектов расширять и углублять знания детей о мебели. Формировать основы диалектического мышления, способствовать развитию связной речи, логическому построению доказательств своей точки зрения (в игре “Хорошо-плохо”).
  • С помощью морфологического анализа продолжать формировать умение детей обобщать и систематизировать знания о стульях.
  • Развивать творческое воображение, мышление, пополнять словарь словосочетаниями, характеризующими объект в разные эпохи развития.
  • Используя метод фокальных объектов, развивать воссоздающее и творческое воображение, а так же умение увидеть новый образ объекта с новыми качествами и функциями и описать их, подбирая прилагательные.
  • Формировать умение видеть объект в историческом развитии (его генетическую линию) и составлять рассказ на заданную тему.

Активизация словаря: дерево, пластмасса, детский, офисный.

Обогащение   словаря:   колченогий,   резной,   фигурный,   складной,

инкрустированный, царский.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг (мебели времен Петра I, Екатерины II, славян, современную мебель) и презентации. Д/и “Что раньше, что потом?”, “На что похоже?” (см. проект “Все о мебели).

Ход НОД: 

загадка про стул

Воспитатель: На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.  

Дети: это стул.

В:  что хорошего в том, что есть стулья?

Д: можно сидя на стуле писать за столом, кушать, играть в лото, настольные игры, можно посидеть на стульчиках, отдохнуть, построить из них  автобус и поиграть в игру.                              

В: а что плохого?

Д: много места занимают, тратить деньги на их покупку, люди используют разный материал для изготовления столов, очень много рубится деревьев. В: как сделать так, чтобы стулья были, а деревья для этого не вырубались? Д: надо мастерить стулья из пластмассы, стекла, металла, из старых, упавших деревьев.

В: ребята назовите мне три слова, чтобы они были существительными, (дети называют) придумаем к ним интересные определения.


Дерево

хрупкое

старое

морщинистое

дуплистое

нужное

Ваза

золотая

резная

хрустальная

стеклянная

новая

Собака

пушистая

живая

шустрая

ловкая

дрессированная

В: ну, а теперь посмотрим, каким у нас будет стул, и где он будет находится?

Хрупкий стул - стул, который может расколоться, стеклянный.

Старый стул - он служил людям много лет, переходил от поколения к поколению.

Морщинистый стул - от времени лак на нем полопался.

Пушистый стул - накрыт пушистым пледом.

Дрессированный стул - волшебный, сам передвигается.

Живой стул – ребенок сидит на маме или папе, человек или животное.

Хрустальный стул - находится в музее, сувенирный стул, стоял в дворцах у царя, их делают в сказочной стране.

Подбираем определение трех слов к четвертому и находим ассоциации с вновь полученными словосочетаниями.

Физкультминутка.

В: а сейчас ребята, с помощью нашего морфологического ящика мы попробуем изобрести свои стулья (на доске - таблица морфологического ящика). Дети, как вы думаете, стулья у нас имеют одинаковую форму?

Д:нет, они бывают разной формы: (дети называют, воспитатель символами

зарисовывает формы стульев), круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурная, треугольная.

В: а теперь посмотрим функции стульев, стулья могут быть какими?

Д: детский, офисный, компьютерный, кухонный, складной.

В: из какого материала изготавливают стулья?

Д: дерево, металл, стекло, камень, пластмасса (внизу по горизонтали воспитатель сокращенно записывает материалы для изготовления стульев).

В: чем еще отличаются стулья друг от друга?

Д: они отличаются цветом,  (дети называют цвета, воспитатель вверху по

горизонтали записывает).

В: вот, что у нас получилось. Я сейчас назову стул, который мне очень нравится.

Мой офисный стул будет прямоугольной формы, зеленого цвета, сделан из

пластмассы, он будет стоять в кабинете. А теперь вы назовите свои стулья?

(Дети применяя морфологический ящик называют свои стулья.).

Миша К.: мой стул будет компьютерным, овальной формы, синего цвета,

сделан из стекла. Стоять будет в моей комнате.

Настя Ю.: а мой стул будет детским, круглой формы, белого цвета, сделан из дерева. Стоять будет в детской комнате. И т.д.


ВИД СТУЛА.

Белый.     Красный.      Корич.      Зелен.    Синий.

Детский

Офисный

Складной

Компьютерный

Кухонный

Дерево   Металл  Стекло  Камень        Пластмасса

Показ на интерактивной доске данной схемы и презентации «Мебель».

В: рассмотрим стул в его временном развитии.        Каким был стул раньше,        у первобытных людей, в старину, у нас с вами.

Д: сначала люди сидели на земле, потом  он был пеньком, пола у людей не было, потом появился стул на четырех ногах, разных форм, из разного материала, для разных целей: для дома, школ, больниц.

В: хорошо, а давайте придумаем рассказ об одном удивительном стуле.

(воспитатель начинает, дети помогают, предлагают свои версии)

       Жил был стул в одном высоком, стеклянном здании. На котором была вывеска «Мебель». Вы, наверное, догадались, что это был магазин, в котором продавалось много разной мебели: столы, кровати, шкафы, тумбы, диваны, кресла и конечно же стулья. Стул стоял в дальнем углу, обернутый целлофановой оберткой и ждал, когда его кто-нибудь купит.

Его очень давно привезли в магазин из мастерской, в которой он был сделан столяром-плотником. Сначала из деревянных брусков сделали выгнутые, фигурные четыре ножки, затем резную спинку, потом из фанеры сделали квадратное сидение, с закругленными углами. Чтобы было удобно и мягко сидеть, на сиденье положили поролон и обтянули плотной тканью. И в конце, ножки и спинку покрасили белой краской и лаком. Затем столяр-плотник все части стула собрал вместе и получился наш стул.

Вот однажды, в магазин пришла семья: мама, папа и дочка. Они выбирали мебель для детской комнаты. Девочка забежала в дальний угол магазина, и села на стул. Сначала стульчик испугался. Он вдруг вспомнил, как однажды на него один мальчик залез ногами и начал прыгать, ему это очень не понравилось. Но потом стул успокоился. Ведь, ему стало так хорошо, когда девочка присела отдохнуть на него.

Он очень понравился девочке и родителям, и они решили его отложить, чтобы потом купить. Наступила ночь, наш стульчик стал мечтать, о том, как он приедет в новый дом, подружится с девочкой, и они будут играть вместе. Она была такой милой,  воспитанной и так приятно было приносить пользу людям.  

И вот, наконец стул привезли домой к милой девочке.  Наш  чудесный белый стул, с мягким, белым сиденьем, оказался в детской комнате, с привязанными к нему воздушными шарами.

В: вам понравился рассказ о стуле, вы запомнили о чем мечтал стульчик, где он находился, из чего он сделан, кто его сделал, и зачем его купили, какую функцию выполняет стул.

Дети: да понравился, он мечтал, чтобы его скорее купили, чтобы приносить пользу людям, он находился в магазине, стул сделал столяр-плотник из дерева в мастерской, у него четыре фигурные ножки, есть спинка фигурная, резная, белое сиденье мягкое, тканью обтянутое. Стул белый красивый и девочке понравился. Его купили, чтобы сидеть, отдыхать на нем, когда устанешь стоять. Стульчик боялся, что его испортят, сломают, но потом успокоился. Надо бережно относится к мебели.

В: а теперь кто-то из вас расскажет о нашем стуле еще раз,(вызываются 2-3 самых активных ребенка по желанию).            

Воспитатель: А вот о стуле будущего мне не надо рассказывать. Я даю вам домашнее задание: нарисовать стул - выполняющей любую функцию и придумать рассказ об этом стуле. Я благодарю вас всех за работу, которую мы с вами выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...

Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»

Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...

Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»

презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"...