Занятие:"Составление рассказа по системному оператору как часть проекта "Мебель" с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста по составлению творческих рассказов и сказок с использованием технологии ТРИЗ-РТВ и ЭОР. Наш детский сад уже более 20 лет с успехом применяет эту технологию для развития творческих и умственных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по развитию речи в старшем дошкольном возрасте. Мастяева О.В. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО “Планета детства ” Лада”
Детский сад №122 “Красное солнышко”
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР)
в старшей группе
Тема: “Составление рассказа по системному оператору как часть проекта “Мебель”.
Воспитатель:
Мастяева Ольга Владимировна
г. Тольятти
2015г.
Метод проекта по теме: “Мебель”
НОД:
Ознакомление с окружающим “Мебель вокруг нас”;
Составление рассказов из личного опыта “Мебель моего дома”
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Чтение рассказа “Садитесь, пожалуйста”, “Как появился стул”, Энциклопедия “Все обо всем”, “Жилище древних славян и их мебель”
“Предметы вокруг нас” хрестоматия для чтения детям старшего дошкольного возраста, О.В. Дыбина, Н.А. Матуняк, А.А. Асташкина, Тольятти, 2001г. 140с.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Д/и “ Хорошо-плохо”, работа по системному оператору (стул, диван, шкаф, кровать, стол).
Презентация: «Мебель».
Тренинг по методу Эмпатия.
Игры по морфологическому ящику, морфологической таблицы.
Работа по методу фокальных объектов (формирование и обогащение словаря).
Решение проблемных ситуаций и противоречий.
Д/и “Части-целое”
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рисование на тему: “Сказочная мебель”.
Лепка “Мебель вокруг нас”.
Конструирование из бумаги, картона “Разные виды мебели”. Составление сказок и рассказов о мебели.
Поделки мебели из бросового материала (спичечные коробки, коробки из под лекарств и т.д.).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Экскурсия с родителями в мебельный магазин.
Поделки мебели с родителями из разного материала.
Рассматривание каталогов по мебели.
Сбор иллюстраций о мебели детей и родителей.
НОД по теме: «Стул»
Программное содержание:
- Используя метод проектов расширять и углублять знания детей о мебели. Формировать основы диалектического мышления, способствовать развитию связной речи, логическому построению доказательств своей точки зрения (в игре “Хорошо-плохо”).
- С помощью морфологического анализа продолжать формировать умение детей обобщать и систематизировать знания о стульях.
- Развивать творческое воображение, мышление, пополнять словарь словосочетаниями, характеризующими объект в разные эпохи развития.
- Используя метод фокальных объектов, развивать воссоздающее и творческое воображение, а так же умение увидеть новый образ объекта с новыми качествами и функциями и описать их, подбирая прилагательные.
- Формировать умение видеть объект в историческом развитии (его генетическую линию) и составлять рассказ на заданную тему.
Активизация словаря: дерево, пластмасса, детский, офисный.
Обогащение словаря: колченогий, резной, фигурный, складной,
инкрустированный, царский.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг (мебели времен Петра I, Екатерины II, славян, современную мебель) и презентации. Д/и “Что раньше, что потом?”, “На что похоже?” (см. проект “Все о мебели).
Ход НОД:
загадка про стул
Воспитатель: На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.
Дети: это стул.
В: что хорошего в том, что есть стулья?
Д: можно сидя на стуле писать за столом, кушать, играть в лото, настольные игры, можно посидеть на стульчиках, отдохнуть, построить из них автобус и поиграть в игру.
В: а что плохого?
Д: много места занимают, тратить деньги на их покупку, люди используют разный материал для изготовления столов, очень много рубится деревьев. В: как сделать так, чтобы стулья были, а деревья для этого не вырубались? Д: надо мастерить стулья из пластмассы, стекла, металла, из старых, упавших деревьев.
В: ребята назовите мне три слова, чтобы они были существительными, (дети называют) придумаем к ним интересные определения.
Дерево
хрупкое
старое
морщинистое
дуплистое
нужное
Ваза
золотая
резная
хрустальная
стеклянная
новая
Собака
пушистая
живая
шустрая
ловкая
дрессированная
В: ну, а теперь посмотрим, каким у нас будет стул, и где он будет находится?
Хрупкий стул - стул, который может расколоться, стеклянный.
Старый стул - он служил людям много лет, переходил от поколения к поколению.
Морщинистый стул - от времени лак на нем полопался.
Пушистый стул - накрыт пушистым пледом.
Дрессированный стул - волшебный, сам передвигается.
Живой стул – ребенок сидит на маме или папе, человек или животное.
Хрустальный стул - находится в музее, сувенирный стул, стоял в дворцах у царя, их делают в сказочной стране.
Подбираем определение трех слов к четвертому и находим ассоциации с вновь полученными словосочетаниями.
Физкультминутка.
В: а сейчас ребята, с помощью нашего морфологического ящика мы попробуем изобрести свои стулья (на доске - таблица морфологического ящика). Дети, как вы думаете, стулья у нас имеют одинаковую форму?
Д:нет, они бывают разной формы: (дети называют, воспитатель символами
зарисовывает формы стульев), круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурная, треугольная.
В: а теперь посмотрим функции стульев, стулья могут быть какими?
Д: детский, офисный, компьютерный, кухонный, складной.
В: из какого материала изготавливают стулья?
Д: дерево, металл, стекло, камень, пластмасса (внизу по горизонтали воспитатель сокращенно записывает материалы для изготовления стульев).
В: чем еще отличаются стулья друг от друга?
Д: они отличаются цветом, (дети называют цвета, воспитатель вверху по
горизонтали записывает).
В: вот, что у нас получилось. Я сейчас назову стул, который мне очень нравится.
Мой офисный стул будет прямоугольной формы, зеленого цвета, сделан из
пластмассы, он будет стоять в кабинете. А теперь вы назовите свои стулья?
(Дети применяя морфологический ящик называют свои стулья.).
Миша К.: мой стул будет компьютерным, овальной формы, синего цвета,
сделан из стекла. Стоять будет в моей комнате.
Настя Ю.: а мой стул будет детским, круглой формы, белого цвета, сделан из дерева. Стоять будет в детской комнате. И т.д.
ВИД СТУЛА.
Белый. Красный. Корич. Зелен. Синий.
Детский
Офисный
Складной
Компьютерный
Кухонный
Дерево Металл Стекло Камень Пластмасса
Показ на интерактивной доске данной схемы и презентации «Мебель».
В: рассмотрим стул в его временном развитии. Каким был стул раньше, у первобытных людей, в старину, у нас с вами.
Д: сначала люди сидели на земле, потом он был пеньком, пола у людей не было, потом появился стул на четырех ногах, разных форм, из разного материала, для разных целей: для дома, школ, больниц.
В: хорошо, а давайте придумаем рассказ об одном удивительном стуле.
(воспитатель начинает, дети помогают, предлагают свои версии)
Жил был стул в одном высоком, стеклянном здании. На котором была вывеска «Мебель». Вы, наверное, догадались, что это был магазин, в котором продавалось много разной мебели: столы, кровати, шкафы, тумбы, диваны, кресла и конечно же стулья. Стул стоял в дальнем углу, обернутый целлофановой оберткой и ждал, когда его кто-нибудь купит.
Его очень давно привезли в магазин из мастерской, в которой он был сделан столяром-плотником. Сначала из деревянных брусков сделали выгнутые, фигурные четыре ножки, затем резную спинку, потом из фанеры сделали квадратное сидение, с закругленными углами. Чтобы было удобно и мягко сидеть, на сиденье положили поролон и обтянули плотной тканью. И в конце, ножки и спинку покрасили белой краской и лаком. Затем столяр-плотник все части стула собрал вместе и получился наш стул.
Вот однажды, в магазин пришла семья: мама, папа и дочка. Они выбирали мебель для детской комнаты. Девочка забежала в дальний угол магазина, и села на стул. Сначала стульчик испугался. Он вдруг вспомнил, как однажды на него один мальчик залез ногами и начал прыгать, ему это очень не понравилось. Но потом стул успокоился. Ведь, ему стало так хорошо, когда девочка присела отдохнуть на него.
Он очень понравился девочке и родителям, и они решили его отложить, чтобы потом купить. Наступила ночь, наш стульчик стал мечтать, о том, как он приедет в новый дом, подружится с девочкой, и они будут играть вместе. Она была такой милой, воспитанной и так приятно было приносить пользу людям.
И вот, наконец стул привезли домой к милой девочке. Наш чудесный белый стул, с мягким, белым сиденьем, оказался в детской комнате, с привязанными к нему воздушными шарами.
В: вам понравился рассказ о стуле, вы запомнили о чем мечтал стульчик, где он находился, из чего он сделан, кто его сделал, и зачем его купили, какую функцию выполняет стул.
Дети: да понравился, он мечтал, чтобы его скорее купили, чтобы приносить пользу людям, он находился в магазине, стул сделал столяр-плотник из дерева в мастерской, у него четыре фигурные ножки, есть спинка фигурная, резная, белое сиденье мягкое, тканью обтянутое. Стул белый красивый и девочке понравился. Его купили, чтобы сидеть, отдыхать на нем, когда устанешь стоять. Стульчик боялся, что его испортят, сломают, но потом успокоился. Надо бережно относится к мебели.
В: а теперь кто-то из вас расскажет о нашем стуле еще раз,(вызываются 2-3 самых активных ребенка по желанию).
Воспитатель: А вот о стуле будущего мне не надо рассказывать. Я даю вам домашнее задание: нарисовать стул - выполняющей любую функцию и придумать рассказ об этом стуле. Я благодарю вас всех за работу, которую мы с вами выполнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"
Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
Конспект тренинга по окружающему миру на тему "Зонт" с помощью составления загадки и Системного оператора
Тренинг с использованием ТРИЗ технологий...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...
Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»
презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"...