Конспект занятия по валеологии "Слушай во все уши" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

осипова светлана ивановна

В занятии используется разнообразный материал (муз.инструменты, аудиозапись, макет уха), дети обучаются элементам самомассажа ушной раковины, а также закрепляют правила ухода за ушами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushay_vo_vse_ushi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

с элементами валеологии и приобщения детей к здоровому образу жизни

«СЛУШАЙ  ВО  ВСЕ  УШИ»

Цель   

Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; учить через опытно-экспериментальную деятельность развивать силу, высоту, тембр звуков;

Закрепить знания  о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Словарная работа

Активизация словаря: ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышашие люди, слух, звук, голосовые связки.

Материал

Схема-плакат «Строение уха», небольшой плакат с основными правилами ухода за ушами. Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, ксилофон, свистулька,  барабан, трещетка, треугольник, бубен, маракасы, гусли, колокольчик, молоточек, гармошка. Иллюстрации к сказке «Три медведя». Картинки: дельфин, кит, еж, волк, кузнечик.  Коробка с предметами: спички, скрепка, карандаш, гвозди, шпилька, ватная палочка, наушники, беруши, шапочка. Фонограмма «Звуки леса», «Песенка Фырки», «Колокольный звон», ритмическая композиция. Бумажные трубочки на каждого ребенка

Предварительная работа

  1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
  2. Рассматривание схемы плаката «Строение уха».
  3. Дидактические и подвижные игры: «птичьи песни», «Что это за звук?», «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Угадай, где можно услышать такие звуки?», «Угадай по звуку, что в баночке лежит?», «Определи по звуку» и др.
  4. Беседа «Телевизор; хорошо или плохо?».
  5. Сюжетно-ролевая игра «Больница» - «Принимает врач- отоларинголог».

Ход занятия

Воспитатель.

               Нас звуки всюду окружают,

Они – наши друзья.

Собою мир весь украшают,

Без звуков нам нельзя!

Проснувшись дома, утром рано

Ты слышишь нежный голос мамы.

Когда идешь с ней в детский сад-

Ты слышишь голоса ребят.

Когда стоишь ты у окошка

Послушай звуки, хоть немножко:

Там ветер воет, дождь шумит,

А вот бесшумно снег летит.

А где-то листики шуршат

Курлыча, журавли летят.

Прислушайся к волшебным этим звукам,

Они о чем-то с нами говорят.

Воспитатель: Какие чудесные звуки доносятся до меня. (Звучит фонограмма из серии «Колокольный звон») Ребята, прислушайтесь. Вы их слышите? Откуда они могут исходить? А как вы думаете, какой инструмент может издавать такой красивый звук? Вам нравится этот звук? Почему? Ребята, какой орган помогает нам улавливать звуки?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим про уши и про то, зачем они нам нужны. Вы правильно сказали – с помощью ушей мы  с вами слышим самые разные звуки. Звуки могут быть громкими и сильными, как волны на море во время шторма. А могут быть тихими, едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы тоже слышите посторонние звуки.

Игра: «Кто что слышит?» (развитие слухового внимания)

Воспитатель: Хотите узнать, что такое звук? Тогда нам нужно провести   несколько опытов и исследований, а для этого мы сейчас превратимся в юных ученых. Я надеваю свои ученые очки и превращаюсь в главного ученого, а вы будете моими ассистентами. Будьте внимательны, слушайте и смотрите. (Берет гитару и перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает.)

Видите, как дрожит струна? Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Ребята, возьмите бумажную трубочку и подуйте в нее. (Дети выполняют.) Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальца. Почувствовали?

Дети: Да!

Воспитатель:  Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями слегка обхватим свое горло и произнесем слово «мама». Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют.)

Воспитатель: Давайте вспомним сейчас сказку «Три медведя». Все герои в этой сказке говорили по-разному и мы тоже попробуем сказать одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» голосами медведей. А ваши внимательные ушки услышат разницу? ( Воспитатель вызывает трех детей и просит их произнести фразу голосами изображаемых героев.)

Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. А вот сумеете ли вы определить по звучанию музыкальные инструменты?

Игра «Угадай по звучанию». За ширмой звучат музыкальные инструменты – металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракасы и т.д.. Дети должны отгадать, какой инструмент звучит. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Воспитатель: Так благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?

Дети: Мы слышим эти звуки благодаря нашим ушам.

Воспитатель: Верно! Прекрасные музыкальные звуки мы можем не только слушать, под музыку можно еще и двигаться. Давайте сейчас станцуем наш любимый танец, порадуем себя и наших гостей (физкультминутка).

Ритмический танец с помпонами «Травольта»

Воспитатель: Какой замечательный танец, и как здорово, что мы можем слышать музыку и танцевать под нее. Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?

Дети: Мы слышим звуки благодаря нашим ушам.

Звучит песенка Фырки. Появляется грустный, понурый Фырка с повязкой на ухе.

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Ответ детей) А что с тобой произошло Фырка, почему у тебя повязка на ухе? ( Фырка делает вид, что ничего не слышит. Воспитатель повторяет вопрос, затем начинает внимательно осматривать Фырку и вынимает из его уха ватный тампон.)

Фырка: Ой, какое счастье я опять слышу. Утром я проснулся и, о ужас – я ничего не слышу!!!

Воспитатель: Конечно, как можно было что-то услышать, если у тебя в ухе был тампон. А почему повязка?

Фырка: Так я и говорю - у меня же уши заболели. Вот я их решил полечить.

Воспитатель: Как  удачно к нам зашел. Мы с ребятами сегодня как раз про уши говорили. Оставайся с нами  может что-нибудь полезное узнаешь. Вот скажите, ребята, сколько ушей у человека? А ты, Фырка, то же так считаешь? Тогда присаживайся рядом с ребятами и внимательно слушай и запоминай. (Воспитатель выставляет схему-плакат на мольберт) Нет на самом деле не два, а шесть ушей у человека. Только два -видимых, а четыре – невидимых, спрятанных внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход. Там дальше прячется еще среднее ухо, а за ним – внутреннее. Так что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть  тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда – стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – «ушная улитка». Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и отправляет его в мозг. Мозг очень быстро переводит этот сигнал и … О радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика. Человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в пяти метрах от себя, волк – за 50м. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты. У большинства животных  уши располагаются на голове, как у человека. Но вот у кузнечика уши   расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у рыб уши располагаются по бокам. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций животных)

Воспитатель: Чтобы слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. Кстати, массаж этот будет полезен не только для ваших ушей, он способствует улучшению самочувствия всего организма.

Массаж уха               (из китайской медицины)

  • Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
  • Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
  • Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивая его во все стороны в течение 20-30 сек. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
  • Растирание ушей ладонями.

Воспитатель: Фырка, ты успевал за нами делать массаж? Тебе понравилось? Посмотрите, ребята, как покраснели у него ушки и, наверно, разогрелись. (Диалог с Фыркой)

- Ребята, так случается, что иногда люди не слышат. Как мы называем таких людей.

Дети: Глухими или слабослышашими.

Воспитатель: ( Раздает детям беруши) Давайте с вами закроем уши с помощью беруши. Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Ребята, а еще иногда говорят про некоторых людей – у него хороший музыкальный слух. Что такое музыкальный слух? А у тебя, Фырка, есть музыкальный слух?(Фырка пытается продемонстрировать свой слух). Ну, ты нас и рассмешил. Послушай-ка, Фырка, какой музыкальный слух имеют наши ребята.

Дети исполняют песню «Наступила осень»

Воспитатель: Очень красивая мелодия. Как красиво нежно и музыкально вы исполнили   песню. Молодцы, ребята!

- Мы сегодня много говорили слухе, но еще я хочу вам напомнить, чтобы  уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять … основные правила.  Давайте подарим эти правила Фырке.

                                     Правила ухода за ушами

  1. Не ковырять в ушах разными предметами.
  2. Не допускать попадания воды в уши.
  3. Защищать уши от сильного ветра.
  4. Защищать уши от сильного шума.
  5. Не сморкаться очень сильно.
  6. Чистить уши ежедневно.

Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся самые разные предметы. Я попрошу двух ребят отобрать из этих предметов в одну сторону те, которые помогают нашим ушам, а в другую - те, которые вредны для наших ушей. (Задание выполняют два ребенка. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми разбирают значение предметов их пользу или вред)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были сегодня хорошими помощниками и моими ассистентами.   Я хочу вам еще раз напомнить о том, что звуки бывают самые разные.    Они по - разному влияют на наш организм, на состояние нашего самочувствия. Если долго находиться в помещении, в котором звучат громкие,   высокие дребезжащие или писклявые звуки - это может привести к головной боли, раздражительности, усталости. Спокойные, медленные и легкие звуки, объединенные в мелодию, успокаивают, расслабляют, помогают улучшить самочувствие и даже омолаживают организм. А Музыка  и пение оказывает лечебное действие.

 

Звучит тихая мелодия. 

- Как здорово, что мы можем слышать все эти звуки! Как замечательно, что звуки помогают нам чувствовать красоту окружающего нас мира! Для это нужно совсем немногое – научиться  слушать эту красоту.

Прислушайтесь! И вы поймете, как прекрасен этот мир!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре (на воздухе). Подготовительная группа.

Традиционное классическое занятие на свежем воздухе, которое рекомендуется проводить в теплое время года на спортивной площадке, имеющей необходимое оборудование: рукоход, беговая дорожка, гимнастичес...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

конспект занятия по аппликации "Звери в лесу" подготовительная группа и презентация к занятию

Конспект занятия по аппликации "Звери в лесу". Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - аппликация из резанных шерстянных ниток. прилагается презентация...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики.

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группеИнтегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики....