Конспект занятия по валеологии "Слушай во все уши" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
В занятии используется разнообразный материал (муз.инструменты, аудиозапись, макет уха), дети обучаются элементам самомассажа ушной раковины, а также закрепляют правила ухода за ушами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
с элементами валеологии и приобщения детей к здоровому образу жизни
«СЛУШАЙ ВО ВСЕ УШИ»
Цель
Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; учить через опытно-экспериментальную деятельность развивать силу, высоту, тембр звуков;
Закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.
Словарная работа
Активизация словаря: ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышашие люди, слух, звук, голосовые связки.
Материал
Схема-плакат «Строение уха», небольшой плакат с основными правилами ухода за ушами. Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, ксилофон, свистулька, барабан, трещетка, треугольник, бубен, маракасы, гусли, колокольчик, молоточек, гармошка. Иллюстрации к сказке «Три медведя». Картинки: дельфин, кит, еж, волк, кузнечик. Коробка с предметами: спички, скрепка, карандаш, гвозди, шпилька, ватная палочка, наушники, беруши, шапочка. Фонограмма «Звуки леса», «Песенка Фырки», «Колокольный звон», ритмическая композиция. Бумажные трубочки на каждого ребенка
Предварительная работа
- Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
- Рассматривание схемы плаката «Строение уха».
- Дидактические и подвижные игры: «птичьи песни», «Что это за звук?», «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Угадай, где можно услышать такие звуки?», «Угадай по звуку, что в баночке лежит?», «Определи по звуку» и др.
- Беседа «Телевизор; хорошо или плохо?».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница» - «Принимает врач- отоларинголог».
Ход занятия
Воспитатель.
Нас звуки всюду окружают,
Они – наши друзья.
Собою мир весь украшают,
Без звуков нам нельзя!
Проснувшись дома, утром рано
Ты слышишь нежный голос мамы.
Когда идешь с ней в детский сад-
Ты слышишь голоса ребят.
Когда стоишь ты у окошка
Послушай звуки, хоть немножко:
Там ветер воет, дождь шумит,
А вот бесшумно снег летит.
А где-то листики шуршат
Курлыча, журавли летят.
Прислушайся к волшебным этим звукам,
Они о чем-то с нами говорят.
Воспитатель: Какие чудесные звуки доносятся до меня. (Звучит фонограмма из серии «Колокольный звон») Ребята, прислушайтесь. Вы их слышите? Откуда они могут исходить? А как вы думаете, какой инструмент может издавать такой красивый звук? Вам нравится этот звук? Почему? Ребята, какой орган помогает нам улавливать звуки?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим про уши и про то, зачем они нам нужны. Вы правильно сказали – с помощью ушей мы с вами слышим самые разные звуки. Звуки могут быть громкими и сильными, как волны на море во время шторма. А могут быть тихими, едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы тоже слышите посторонние звуки.
Игра: «Кто что слышит?» (развитие слухового внимания)
Воспитатель: Хотите узнать, что такое звук? Тогда нам нужно провести несколько опытов и исследований, а для этого мы сейчас превратимся в юных ученых. Я надеваю свои ученые очки и превращаюсь в главного ученого, а вы будете моими ассистентами. Будьте внимательны, слушайте и смотрите. (Берет гитару и перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает.)
Видите, как дрожит струна? Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Ребята, возьмите бумажную трубочку и подуйте в нее. (Дети выполняют.) Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальца. Почувствовали?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями слегка обхватим свое горло и произнесем слово «мама». Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют.)
Воспитатель: Давайте вспомним сейчас сказку «Три медведя». Все герои в этой сказке говорили по-разному и мы тоже попробуем сказать одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» голосами медведей. А ваши внимательные ушки услышат разницу? ( Воспитатель вызывает трех детей и просит их произнести фразу голосами изображаемых героев.)
Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. А вот сумеете ли вы определить по звучанию музыкальные инструменты?
Игра «Угадай по звучанию». За ширмой звучат музыкальные инструменты – металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракасы и т.д.. Дети должны отгадать, какой инструмент звучит. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Воспитатель: Так благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?
Дети: Мы слышим эти звуки благодаря нашим ушам.
Воспитатель: Верно! Прекрасные музыкальные звуки мы можем не только слушать, под музыку можно еще и двигаться. Давайте сейчас станцуем наш любимый танец, порадуем себя и наших гостей (физкультминутка).
Ритмический танец с помпонами «Травольта»
Воспитатель: Какой замечательный танец, и как здорово, что мы можем слышать музыку и танцевать под нее. Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?
Дети: Мы слышим звуки благодаря нашим ушам.
Звучит песенка Фырки. Появляется грустный, понурый Фырка с повязкой на ухе.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Ответ детей) А что с тобой произошло Фырка, почему у тебя повязка на ухе? ( Фырка делает вид, что ничего не слышит. Воспитатель повторяет вопрос, затем начинает внимательно осматривать Фырку и вынимает из его уха ватный тампон.)
Фырка: Ой, какое счастье я опять слышу. Утром я проснулся и, о ужас – я ничего не слышу!!!
Воспитатель: Конечно, как можно было что-то услышать, если у тебя в ухе был тампон. А почему повязка?
Фырка: Так я и говорю - у меня же уши заболели. Вот я их решил полечить.
Воспитатель: Как удачно к нам зашел. Мы с ребятами сегодня как раз про уши говорили. Оставайся с нами может что-нибудь полезное узнаешь. Вот скажите, ребята, сколько ушей у человека? А ты, Фырка, то же так считаешь? Тогда присаживайся рядом с ребятами и внимательно слушай и запоминай. (Воспитатель выставляет схему-плакат на мольберт) Нет на самом деле не два, а шесть ушей у человека. Только два -видимых, а четыре – невидимых, спрятанных внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход. Там дальше прячется еще среднее ухо, а за ним – внутреннее. Так что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда – стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – «ушная улитка». Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и отправляет его в мозг. Мозг очень быстро переводит этот сигнал и … О радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика. Человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в пяти метрах от себя, волк – за 50м. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты. У большинства животных уши располагаются на голове, как у человека. Но вот у кузнечика уши расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у рыб уши располагаются по бокам. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций животных)
Воспитатель: Чтобы слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. Кстати, массаж этот будет полезен не только для ваших ушей, он способствует улучшению самочувствия всего организма.
Массаж уха (из китайской медицины)
- Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
- Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
- Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивая его во все стороны в течение 20-30 сек. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
- Растирание ушей ладонями.
Воспитатель: Фырка, ты успевал за нами делать массаж? Тебе понравилось? Посмотрите, ребята, как покраснели у него ушки и, наверно, разогрелись. (Диалог с Фыркой)
- Ребята, так случается, что иногда люди не слышат. Как мы называем таких людей.
Дети: Глухими или слабослышашими.
Воспитатель: ( Раздает детям беруши) Давайте с вами закроем уши с помощью беруши. Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Ребята, а еще иногда говорят про некоторых людей – у него хороший музыкальный слух. Что такое музыкальный слух? А у тебя, Фырка, есть музыкальный слух?(Фырка пытается продемонстрировать свой слух). Ну, ты нас и рассмешил. Послушай-ка, Фырка, какой музыкальный слух имеют наши ребята.
Дети исполняют песню «Наступила осень»
Воспитатель: Очень красивая мелодия. Как красиво нежно и музыкально вы исполнили песню. Молодцы, ребята!
- Мы сегодня много говорили слухе, но еще я хочу вам напомнить, чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять … основные правила. Давайте подарим эти правила Фырке.
Правила ухода за ушами
- Не ковырять в ушах разными предметами.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Защищать уши от сильного ветра.
- Защищать уши от сильного шума.
- Не сморкаться очень сильно.
- Чистить уши ежедневно.
Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся самые разные предметы. Я попрошу двух ребят отобрать из этих предметов в одну сторону те, которые помогают нашим ушам, а в другую - те, которые вредны для наших ушей. (Задание выполняют два ребенка. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми разбирают значение предметов их пользу или вред)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были сегодня хорошими помощниками и моими ассистентами. Я хочу вам еще раз напомнить о том, что звуки бывают самые разные. Они по - разному влияют на наш организм, на состояние нашего самочувствия. Если долго находиться в помещении, в котором звучат громкие, высокие дребезжащие или писклявые звуки - это может привести к головной боли, раздражительности, усталости. Спокойные, медленные и легкие звуки, объединенные в мелодию, успокаивают, расслабляют, помогают улучшить самочувствие и даже омолаживают организм. А Музыка и пение оказывает лечебное действие.
Звучит тихая мелодия.
- Как здорово, что мы можем слышать все эти звуки! Как замечательно, что звуки помогают нам чувствовать красоту окружающего нас мира! Для это нужно совсем немногое – научиться слушать эту красоту.
Прислушайтесь! И вы поймете, как прекрасен этот мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре (на воздухе). Подготовительная группа.
Традиционное классическое занятие на свежем воздухе, которое рекомендуется проводить в теплое время года на спортивной площадке, имеющей необходимое оборудование: рукоход, беговая дорожка, гимнастичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-64082-1476463692.jpg)
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-636361-1432230253.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/30/picture-747246-1622381890.jpg)
конспект занятия по аппликации "Звери в лесу" подготовительная группа и презентация к занятию
Конспект занятия по аппликации "Звери в лесу". Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - аппликация из резанных шерстянных ниток. прилагается презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966185-1509369309.jpg)
Конспект занятия по математике на зимнюю тему. Подготовительная группа Занятие по математике "Зимнее приключение"
Подготовительная группа Занятие по математике "Зимнее приключение"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192424-1574682736.jpg)
Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:
Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-947748-1547020429.jpg)
План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики.
План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группеИнтегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики....