Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Лекарственные растения»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Рафеенкова Наталия Григорьевна

Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада

 «Лекарственные растения»

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей.

- Развивать экологическое мышление в процессе решения проблемных ситуаций; развитие сенсорных эталонов с помощью загадок, стихов.

- Активизировать словарь детей.

- Воспитывать бережное отношение к миру природы растений.

Мотивация:

Дети болеют, бабушка помогает лечиться с помощью лекарственных растений.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций лекарственных растений;

- дидактическое упражнение «Узнай по запаху»;

- дидактическое упражнение «Узнай по вкусу»

- дидактическое упражнение «Определи на ощупь»;

- разучивание загадок и стихов о лекарственных растениях;

- лото «Дары природы»;

- беседы на тему «Помоги себе сам».

Оборудование и материалы:

- игрушка-бабушка;

- корзина;

- книга о лекарственных растениях;

- лекарственные травы, ягоды, мед.

Ход занятия.

*Стук в дверь*

Бабушка. Здравствуйте, ребятки, здравствуйте гости! Долго я к вам шла, корзину тяжелую несла.

Воспитатель. Ребята, помогите корзину на стол поставить. Отдохните, бабушка!

Бабушка. Не отдыхать я к вам пришла. Хочу рассказать вашим детям о растениях, которые помогают людям выздоравливать.

Воспитатель. Ребята, как называются эти растения?

*ответы детей*

Бабушка. Этих растений очень много, они растут везде. Знают ли ваши дети какие-нибудь деревья? Пусть назовут!

*ответы детей*

Бабушка: А знаете ли вы, что многие из этих деревьев - лекарственные? Может их назвать? Вот, например, береза - красавица кудрявая. Про нее и загадка есть.

«Зелена а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.»

С лечебной целью используют листья и почки. Из почек березы делают отвар и пьют его когда очень кашляют. А листья заваривают кипящей водой, настаивают, а потом этим настоем волосы полощут. Они не будут выпадать, будут крепкими и блестящими.

За вашим окном растет дуб. Видите? Почему о сильных людях говорят «могуч как дуб». В народной медицине используют кору дуба. Из дубовой коры делают отвар и полощут им горло при ангине.

На вашем участке растет еще одно лекарственное дерево. Слышала я, что вы с этого дерева летом цветки собирали. Что это за дерево? С лечебной целью используют цветки липы. Как они называются? (Липовый цвет)

Посмотрите, какой он и понюхайте. Уж очень он душистый. Липовый цвет заваривают как обыкновенный чай, настаивают, а затем пьют. Он помогает при простуде и кашле. Цветы липы - потогонное средство. Как вы думаете, что такое потогонное? Цветы липы так чудесно пахнут, что на запах прилетают пчелы.

Зачем они прилетают?

Теперь хочу рассказать о растениях, которые никто не сажал, но растут они везде.

Как называются такие растения? Где они могут расти? Перечислите их. Именно потому, что они растут везде, с ними не очень бережно обращаются.

Есть ещё одно растение, но вы его не любите. Уж очень оно жжётся, волдыри остаются от него. Как называется? (Крапива).

Про неё ещё говорят: «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится».

И действительно, её можно добавлять в супы и салаты. А можно заваривать кипятком и пить при воспалении лёгких.

Воспитатель. Наши дети тоже знают, как о крапиве говорят.

«Хоть и не огонь, а жжётся».

«Сама холодная, а людей жжёт».

Бабушка. Молодцы! О крапиве вы знаете. А вот узнают ли ваши дети ещё одно растение. Любит оно расти вдоль тропинок. Листья у него зелёные, упругие, наступишь на них - поднимаются.

Ответы детей.

Воспитатель. Мы не только узнали это растение, но и стихотворение о нём знаем:

«Есть множество цветов

Красивых осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти

И всё же он с людьми Находится в пути!»

Бабушка. Молодцы! А вот я вам задание дам. Интересно, справитесь или нет. Например, пошли вы гулять на свой участок, и ваша воспитательница руку поранила или кто - нибудь из детей коленку до крови содрал. Как бы вы помогли?

Примерный ответ - приложить лист подорожника, он кровь останавливает.

Бабушка. Правильно справились с заданием. Есть ещё один куст чудодейственный. Калина называется. На нём растут ягоды полезные красные. Да только из них варенье не сваришь - горькие они. А вот чай из этих ягод с мёдом или сахаром много пользы приносит. От простуды он помогает. Выпьешь его, замотаешься в одеяло, пропотеешь хорошо и на завтра уже не будешь так сильно болеть.

Воспитатель. А наши дети знают хоровод о калине. Споём, ребята! ( «На горе калина!»). *дети поют*

Бабушка. Ай, да молодцы! Порадовали меня. А вы знаете, что в огороде лекарственные растения тоже выращивают. А какие, сейчас угадаете!

*Бабушка по очереди подзывает детей, и они на ощупь определяют растение (лук, чеснок, свекла). Дети рассказывают о пользе растений, а бабушка дополняет.*

А вот ещё одна ваша знакомая. «Что за скрип, что за хруст Это что ещё за куст Как же быть без хруста Если я ...»

Капуста это, правильно. Капуста белокочанная, а вы, небось, и не догадывались, что она лечебная. Капусту (обычный капустный лист) прикладывают при ожогах, ушибах. Если очень болит голова, то можно приложить свежий капустный лист на больное место. Может быть вы и про капусту какие - нибудь загадки знаете?

«Сто одёжек - все без застёжек».

^Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим-рубим...»*

Бабушка: Что у меня тут? Трава какая - то. Ох, пахнет. Запах знакомый, а не пойму, что за трава. Понюхайте, может вы узнаете, (мята).

Ох. Точно! Как это я сразу не угадала. Она. Голубушка, помогает при болях в сердце. А если устали или расстроились - нужно пить мятный чай. Даже запах мяты и тот настроение поднимает. Мяту добавляют в жвачки и даже в зубную пасту.

Рассказала я вам о лекарственных растениях, да не обо всех. Обо всех рассказать невозможно - их очень много.

Очень я ещё хотела вас попросить. Берегите растения. Не обрывайте их зря. Они такие беззащитные. Взрослые даже придумали «Красную книгу». В неё они помещают те растения, которые могут скоро совсем исчезнуть с Земли. Вот и вы учитесь беречь растения.

Воспитатель. Бабушка, побудь у нас еще немножко, а мы расскажем и покажем тебе историю, которая случилась в лесу.

*На детей надевают шапочки разных зверей, дети становятся в круг, подражают поведению зверей*

Воспитатель. В зеленом лесу жил да был еж. Осенью он ходил по лесу и собирал на зиму грибы да ягоды. Однажды он попал под дождь, промочил ножки - простудился, и решили звери лесные помочь своему другу, (обращается к детям) Чем можно помочь ежику?

*Ответы детей. Воспитатель, используя ответы детей и дополняя их рассказывает, как звери помогли ежику*

Воспитатель. И вскоре наш ежик выздоровел, и снова ходит по лесу.

Бабушка. Ой, спасибо! Так вы еще и артисты? Молодцы! А у меня ещё много дел. Спасибо, что слушали внимательно. Оставляю я вам книгу. В ней много ещё других лекарственных растений есть. Узнавайте всё и другим рассказывайте.

Хочу я вам гостинчик подарить. Это мёд цветочный. Пейте чай с мёдом и никогда не болейте.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Времена года".

Конспект для закрепления и систематизации знаний об особенностях времен года, их характерных признаках....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Путешествие в страну Геометрию".

Конспект на закрепление элементарных математических знаний и умений с использованием мимио-проекта....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада (для детей с ОНР) "САЖАЕМ СЕМЕНА ЦВЕТОВ"

Данный материал позволяет расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития  декоративного подсолнечнике и астр. Способствует развитию активного словаря детей, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, тема: «Платье для Зимушки»

Материаль предназначен для детей подготовительной группы, для занятий по творческой мастерской...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной  группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Огонь — друг или враг»

Программные задачи: систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне, возможности использования его человеком; закрепление правил пожарной безопасности; отработка навыков поведен...