Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Лекарственные растения»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада
«Лекарственные растения»
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей.
- Развивать экологическое мышление в процессе решения проблемных ситуаций; развитие сенсорных эталонов с помощью загадок, стихов.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы растений.
Мотивация:
Дети болеют, бабушка помогает лечиться с помощью лекарственных растений.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций лекарственных растений;
- дидактическое упражнение «Узнай по запаху»;
- дидактическое упражнение «Узнай по вкусу»
- дидактическое упражнение «Определи на ощупь»;
- разучивание загадок и стихов о лекарственных растениях;
- лото «Дары природы»;
- беседы на тему «Помоги себе сам».
Оборудование и материалы:
- игрушка-бабушка;
- корзина;
- книга о лекарственных растениях;
- лекарственные травы, ягоды, мед.
*Стук в дверь*
Бабушка. Здравствуйте, ребятки, здравствуйте гости! Долго я к вам шла, корзину тяжелую несла.
Воспитатель. Ребята, помогите корзину на стол поставить. Отдохните, бабушка!
Бабушка. Не отдыхать я к вам пришла. Хочу рассказать вашим детям о растениях, которые помогают людям выздоравливать.
Воспитатель. Ребята, как называются эти растения?
*ответы детей*
Бабушка. Этих растений очень много, они растут везде. Знают ли ваши дети какие-нибудь деревья? Пусть назовут!
*ответы детей*
Бабушка: А знаете ли вы, что многие из этих деревьев - лекарственные? Может их назвать? Вот, например, береза - красавица кудрявая. Про нее и загадка есть.
«Зелена а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.»
С лечебной целью используют листья и почки. Из почек березы делают отвар и пьют его когда очень кашляют. А листья заваривают кипящей водой, настаивают, а потом этим настоем волосы полощут. Они не будут выпадать, будут крепкими и блестящими.
За вашим окном растет дуб. Видите? Почему о сильных людях говорят «могуч как дуб». В народной медицине используют кору дуба. Из дубовой коры делают отвар и полощут им горло при ангине.
На вашем участке растет еще одно лекарственное дерево. Слышала я, что вы с этого дерева летом цветки собирали. Что это за дерево? С лечебной целью используют цветки липы. Как они называются? (Липовый цвет)
Посмотрите, какой он и понюхайте. Уж очень он душистый. Липовый цвет заваривают как обыкновенный чай, настаивают, а затем пьют. Он помогает при простуде и кашле. Цветы липы - потогонное средство. Как вы думаете, что такое потогонное? Цветы липы так чудесно пахнут, что на запах прилетают пчелы.
Зачем они прилетают?
Теперь хочу рассказать о растениях, которые никто не сажал, но растут они везде.
Как называются такие растения? Где они могут расти? Перечислите их. Именно потому, что они растут везде, с ними не очень бережно обращаются.
Есть ещё одно растение, но вы его не любите. Уж очень оно жжётся, волдыри остаются от него. Как называется? (Крапива).
Про неё ещё говорят: «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится».
И действительно, её можно добавлять в супы и салаты. А можно заваривать кипятком и пить при воспалении лёгких.
Воспитатель. Наши дети тоже знают, как о крапиве говорят.
«Хоть и не огонь, а жжётся».
«Сама холодная, а людей жжёт».
Бабушка. Молодцы! О крапиве вы знаете. А вот узнают ли ваши дети ещё одно растение. Любит оно расти вдоль тропинок. Листья у него зелёные, упругие, наступишь на них - поднимаются.
Ответы детей.
Воспитатель. Мы не только узнали это растение, но и стихотворение о нём знаем:
«Есть множество цветов
Красивых осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти
И всё же он с людьми Находится в пути!»
Бабушка. Молодцы! А вот я вам задание дам. Интересно, справитесь или нет. Например, пошли вы гулять на свой участок, и ваша воспитательница руку поранила или кто - нибудь из детей коленку до крови содрал. Как бы вы помогли?
Примерный ответ - приложить лист подорожника, он кровь останавливает.
Бабушка. Правильно справились с заданием. Есть ещё один куст чудодейственный. Калина называется. На нём растут ягоды полезные красные. Да только из них варенье не сваришь - горькие они. А вот чай из этих ягод с мёдом или сахаром много пользы приносит. От простуды он помогает. Выпьешь его, замотаешься в одеяло, пропотеешь хорошо и на завтра уже не будешь так сильно болеть.
Воспитатель. А наши дети знают хоровод о калине. Споём, ребята! ( «На горе калина!»). *дети поют*
Бабушка. Ай, да молодцы! Порадовали меня. А вы знаете, что в огороде лекарственные растения тоже выращивают. А какие, сейчас угадаете!
*Бабушка по очереди подзывает детей, и они на ощупь определяют растение (лук, чеснок, свекла). Дети рассказывают о пользе растений, а бабушка дополняет.*
А вот ещё одна ваша знакомая. «Что за скрип, что за хруст Это что ещё за куст Как же быть без хруста Если я ...»
Капуста это, правильно. Капуста белокочанная, а вы, небось, и не догадывались, что она лечебная. Капусту (обычный капустный лист) прикладывают при ожогах, ушибах. Если очень болит голова, то можно приложить свежий капустный лист на больное место. Может быть вы и про капусту какие - нибудь загадки знаете?
«Сто одёжек - все без застёжек».
^Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим-рубим...»*
Бабушка: Что у меня тут? Трава какая - то. Ох, пахнет. Запах знакомый, а не пойму, что за трава. Понюхайте, может вы узнаете, (мята).
Ох. Точно! Как это я сразу не угадала. Она. Голубушка, помогает при болях в сердце. А если устали или расстроились - нужно пить мятный чай. Даже запах мяты и тот настроение поднимает. Мяту добавляют в жвачки и даже в зубную пасту.
Рассказала я вам о лекарственных растениях, да не обо всех. Обо всех рассказать невозможно - их очень много.
Очень я ещё хотела вас попросить. Берегите растения. Не обрывайте их зря. Они такие беззащитные. Взрослые даже придумали «Красную книгу». В неё они помещают те растения, которые могут скоро совсем исчезнуть с Земли. Вот и вы учитесь беречь растения.
Воспитатель. Бабушка, побудь у нас еще немножко, а мы расскажем и покажем тебе историю, которая случилась в лесу.
*На детей надевают шапочки разных зверей, дети становятся в круг, подражают поведению зверей*
Воспитатель. В зеленом лесу жил да был еж. Осенью он ходил по лесу и собирал на зиму грибы да ягоды. Однажды он попал под дождь, промочил ножки - простудился, и решили звери лесные помочь своему другу, (обращается к детям) Чем можно помочь ежику?
*Ответы детей. Воспитатель, используя ответы детей и дополняя их рассказывает, как звери помогли ежику*
Воспитатель. И вскоре наш ежик выздоровел, и снова ходит по лесу.
Бабушка. Ой, спасибо! Так вы еще и артисты? Молодцы! А у меня ещё много дел. Спасибо, что слушали внимательно. Оставляю я вам книгу. В ней много ещё других лекарственных растений есть. Узнавайте всё и другим рассказывайте.
Хочу я вам гостинчик подарить. Это мёд цветочный. Пейте чай с мёдом и никогда не болейте.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Наши помощники на улицах города".
Материал для закрепление знаний о правилах дорожного движения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Времена года".
Конспект для закрепления и систематизации знаний об особенностях времен года, их характерных признаках....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Путешествие в страну Геометрию".
Конспект на закрепление элементарных математических знаний и умений с использованием мимио-проекта....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада (для детей с ОНР) "САЖАЕМ СЕМЕНА ЦВЕТОВ"
Данный материал позволяет расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития декоративного подсолнечнике и астр. Способствует развитию активного словаря детей, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, тема: «Платье для Зимушки»
Материаль предназначен для детей подготовительной группы, для занятий по творческой мастерской...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Огонь — друг или враг»
Программные задачи: систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне, возможности использования его человеком; закрепление правил пожарной безопасности; отработка навыков поведен...