Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка. Поэтому воспитательный процесс в дошкольном учреждении не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый ребёнок может гармонично расти и развиваться, быть жизнерадостным, работоспособным, обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним факторам.
В нашем детском саду эта проблема решается с разных сторон, в том числе и обращением к традиционной народной культуре, народной педагогике. Фольклор – универсальное, ничем незаменимое здоровьесберегающее средство. Созданы условия для фольклорных занятий. Долгая практика занятий с детьми фольклором подтверждает уникальность воздействия на весь организм.
В нашем детском саду проводится очень много фольклорных праздников. Даже тематические, такие, как осенние, день матери и 8 марта в фольклорном стиле.
Каждое мероприятие включает в себя множество народных подвижных игр, песен, хороводов, народных танцев, сценок народного театра и др. Самые любимые детьми игры «Золотые ворота», «Слепая курица», «Пятнашки» с верёвочкой, «Жмурки», «Катай каравай», «Колёса», «Бегающие воротики», «Воробей и огородник» и др.; игровые танцы «Деревенская полька», «Светит месяц», «Комаринская», «Татарский танец»; хороводные игры с пением у малышей «Где был, Иванушка?», «Репка»;
Во время пения идет работа над дыханием. Дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Хочется отметить, что и песни и народные игры дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню» - малыши поют песню с движениями, соответственно тексту, ритму, а постарше ребята, аккомпанируя себе на шумовых инструментах, обыгрывают текст песни в сценке.
Ребёнок вырабатывает в народных играх, танцах качества, характеризующие уровень физического развития - ловкость, пластику и грацию движений, силу, выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нём. Ситуации многих игр, сценок требуют смекалки, сообразительности, быстрой реакции, находчивости, следовательно, развивает детей интеллектуально. Фольклорные номера, песни, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т.д., активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.
Голосовые упражнения (это «заклички», «веснянки», «голосянки») обеспечивают более качественное функцианирование сердечно-сосудистой системы, активно работает диафрагма, происходит массаж всех внутренних органов. Следует добавить, что народные игры – это школа социального опыта.. Ребёнку приходится координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения. А социальное благополучие одна из составляющих здоровья ребёнка!
Доводилось наблюдать у детей после занятий фольклором радость в единстве с ощущением прилива энергии, лёгкость в движениях, свидетельствующая о снятии напряжения.
Забота о психическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье, делает внешний и внутренний мир ребенка ярче.
Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.
Музыкальный руководитель
I - квалификационной категории
МБДОУ д/с "СВЕТЛЯЧОК"
Заинского муниципального района Республики Татарстан