доклад "Слушание музыки, как один из развивающих факторов музыкального восприятия ребёнка"
консультация на тему

материал предназначен для музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_sayt.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:  «Слушание музыки,

как один из развивающих факторов музыкального восприятия ребёнка»

                                                   Музыкальный руководитель

Храмцова Е.С.

2016г.

       Слушание музыки – один из наиболее развивающих, и в тоже время сложных для детей видов музыкальной деятельности. Некоторые несведущие люди думают – чего сложного? Включил детям любую музыку и пусть слушают себе на здоровье. Это же так просто! Да, слушать музыку это одно, а слышать, воспринимать её, понимать – другое. И не любую музыку, а именно  высокохудожественную, которая играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. По программе детского сада на музыкальном занятии слушание музыки стоит в начале занятия и ему отводится от 5 до 10 минут. Следует отметить, что не всегда это даёт положительный результат. Иногда целесообразно слушание музыки проводить в середине, и даже в конце музыкального занятия. Творчески работающий музыкальный руководитель продумает занятие и найдёт ему нужное место. Может быть лучше провести слушание музыки после работы над музыкально – ритмическими движениями, когда дети устали и им будет легче посидеть спокойно и послушать внимательно то, о чём поведает им педагог, а может быть перед работой на детских музыкальных инструментах.        

        В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки формирует интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, развивается музыкальное восприятие – мышление. У ребёнка, в процессе слушания музыки изменяется и интерпретация музыки -  от бедных, единичных, сугубо конкретных её характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развёрнутым, богатым – в старшем.

   В ходе специального длительного исследования  К.В. Тарасовой выявлены этапы развития музыкального восприятия у ребёнка в период дошкольного детства:

  • Ориентировка ребёнка на отдельные средства музыкальной выразительности.
  • Возрастание ориентирующей роли комплекса средств музыкальной выразительности.
  • Появление интонационно-мелодической ориентации  музыкального восприятия.

        В целом восприятие музыки представляет для детей большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями ребёнка. Дошкольнику, с его преимущественно наглядно образным мышлением,  трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Ребёнку нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза) благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребёнку понять музыкальный художественный образ. Метод положен Н.А. Ветлугиной и сотрудниками её лаборатории НИИ дошкольного воспитания в основу комплексных занятий, построенных по принципу тематизма. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.  

     Вступительная беседа перед первым прослушиванием может включать рассказ об общем содержании произведения, его жанре,   сведения о композиторе и т.д. «Слово о музыке требует от педагога тонкости, деликатности и чувства меры. Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца., объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке», Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умение в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа. Музыкальный руководитель не должен  навязывать собственную программу и интерпретацию произведения. Знакомство с музыкальным произведением, исполненным высокохудожественно, начинается с его целостного восприятия. Перед повторным прослушиванием, педагог обязательно задаёт вопросы: «Какая музыка звучала? Быстрая или медленная? Громкая или тихая? Какие звуки вы слышали – высокие или низкие?». Только так младшие дошкольники услышат ведущие средства музыкальной выразительности, научатся воспринимать динамичный образ произведения. Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка.         Занятия по слушанию музыки должны включать  специальный музыкальный репертуар, адекватный возрасту детей; различные  виды музыкальной  и художественной деятельности детей. Они должны отличаться вариативностью. Музыкальный руководитель может проводить «чистое» слушание с анализом музыки и слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности, эти виды также могут варьироваться: слушание и движение; слушание и игра на детских музыкальных инструментах; слушание и рисование. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю- узнаю; когда делаю-запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания, например: Если только прослушать «Деревянных солдатиков» Чайковского, дети могут запомнить и композитора, и произведение, но если они прошагают, как солдатики, то через движения музыка останется у них в сердце.

   Главная задача, как в младших группах, так и в старших – формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, опосредованную пониманием её содержания. Эта задача решаема в том случае, если дети слушают высокохудожественную музыку в определённых условиях. На каждом занятии должна быть создана совершенно особая  атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. «Тональность» общения – светлая, доброжелательная. Музыкальный руководитель должен быть очень  внимателен к индивидуальной интерпретации ребёнка.

Таким образом, систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают на концертах - разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям, начиная с   дошкольного возраста.    Именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого в целом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.

 

Список литературы

1.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 1989. - 270 с

.Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников - М.: Просвещение, 1982. - 96с

.Метлов Н.А. Музыка детям - М.: 1985

.Метлов Н.А Слушание музыки №1. Программа концерта на тему весна.

.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой - М.: Мозаика - синтез, 2009.-208с.

.Радынова О.П. Слушаем музыку - М.: Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорная музыка, как один из здоровьесберегающих факторов работы с дошкольниками.

Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка.  Поэтому воспитательный процесс в дош...

«Рисование песком – развивающий фактор для художественно –эстетического восприятия ребенка»

Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили вас: детство, мор...

реферат "«Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной деятельности. Этапы слушания музыки»

Реферат на тему "«Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной деятельности. Этапы слушания музыки»...

Крошечная музыка или где рождается музыкальное восприятие (слушание музыки для дошкольников)

С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные вол...

Самостоятельность один из факторов успешной адаптации ребёнка в детском саду.

Как влияет самостоятельность ребёнка на его успешную адаптацию в детском саду. Советы родителям по воспитанию самостоятельности в ребёнке....