«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Сегодня подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»
«Подвижная игра – самое лучшее лекарство
для детей от двигательного голода»
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всём мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванные заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников – игры.
Я считаю, что сегодня подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка, отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.
Общее значение подвижных игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в этой категории игр ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное.
К сожалению, современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Педагоги всё более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.
Понимая важность проблемы: поверхностный интерес у детей и родителей к подвижным играм и к внедрению их в свободную жизнь; и проанализировав состояние физического развития детей, я определила цель своей работы:
формировать потребность детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх. Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей через формирование осмысленного ценностного отношения ребёнка и родителей к движению;
- создать условия для разнообразной двигательной активности;
- обогатить представления детей и родителей о разнообразии подвижных игр;
- повысить интерес детей к различным видам подвижных игр;
- увеличить двигательную активность детей через внедрение подвижных игр в самостоятельной деятельности;
- заинтересовать родителей в практическом применении подвижных игр с детьми в совместной свободной деятельности
На начальном этапе работы по данной теме мной было проведено анкетирование родителей «Здоровье детей». Результаты диагностики были не утешительны. По анализу анкетирования было выявлено, что: 82% родителей частично знакомы со здоровым образом жизни, 18% стараются придерживаться здорового образа жизни в семье. Все родители знают, что ребёнку нужен режим дня, но соблюдают его только 12% опрошенных из числа родителей. Для прогулки в режиме дня ребёнка отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребёнка дома является: 35% - компьютерные игры, 43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7% - конструирование, 3% - настольные игры. 5% родителей назвали 3 подвижные игры, в которые они играют с детьми, 27% - 2 игры , 58% - 1 игру, остальные играют в игры предложенными ребёнком. В ходе анкетирования было выявлено, что большинство родителей не играют с детьми в подвижные игры по причине собственной неактивной позиции, а так же – незнание подвижных игр, в которые можно играть с детьми.
По результатам диагностики «Уровень развития подвижной игры» с детьми старшего возраста было видно: что запас игр невелик, нет соблюдения правил игры, нет разницы между физическими упражнениями и подвижной игрой. Игры однообразны, бессюжетны, игровые навыки и умения не сформированы. Организовывают игры только с бегом; не играют в подвижные игры другой направленности; не могут организовать игры с элементами соревнования (индивидуального или группового характера) и другие; им не хватает самостоятельности, сообразительности, инициативы, активности, творчества при организации подвижных игр. У некоторых детей нет интереса к этому виду игровой деятельности.
Чтобы привлечь детей к этой теме я рассказала о своём детстве - о том, как, где, когда и с кем мы играли в игры. По окончании своего рассказа я задала им всего один вопрос: «А хотите, я вас научу играть в мои игры детства?». И получила положительный ответ. Именно это и стало началом нашего путешествия по стране подвижных игр.
Родители оказались активные (только направляй), дети шустрые (только научи), поэтому и мне захотелось, чтобы жизнь в детском саду им запомнилась радостной, увлекательной, разнообразной.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно – оздоровительная среда: спортивный зал, бассейн, спортивная площадка, участок для прогулок, тропа здоровья. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, картотека подвижных игр разной направленности.
У моих детей появилась прекрасная возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация» и др. Ежемесячно организовывала непосредственно образовательную деятельность, которая включала в себя:
- знакомство с русскими народными играми, играми разных народов мира;
- беседы и рисование по теме «Такие разные подвижные игры»;
-НОД оздоровительного цикла: «Хочу быть здоровым», «Закаляйся», «Встречи с Гантелькиным», «Целебное лукошко» и др.;
- НОД по физической культуре «ФизкультУра!» - с использованием игр разной направленности;
- «Дни здоровья», в их содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: мини-поход, занятие-поход, игротеки, развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном года, праздники в ритме народного календаря;
- спортивные праздники «Малые Олимпийские игры», «В стране Спортландия» игровой направленности. Они включают в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.
В повседневной деятельности подвижные игры использовала:
- в разные режимные моменты (в утренние часы до завтрака, во время проведения утренней гимнастики, во время проведения НОД, на прогулках, в свободной деятельности);
Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить, без тесного сотрудничества с родителями. Построив свою систему работы, я достигла позитивных изменений во взаимоотношениях с родителями. Родители стали активно участвовать в воспитательно – образовательном процессе детей:
- помогали организовывать походы «Вместе весело шагать»;
- экскурсии;
- «Дни здоровья»;
- совместные физкультурно – оздоровительные праздники и развлечения «Если хочешь быть здоровым, то играй!», «Малые Олимпийские игры» и др. с использованием спортивных, народных, подвижных игр разной направленности, эстафет, музыкально – ритмических движений, танцевальных номеров и др.;
- «Неделю Здоровья» (во время каникул – больше время уделялось активному отдыху, отменялись все виды НОД, увеличивалось время пребывания на воздухе, двигательной активности детей);
- оформляли газеты – плакаты семейного опыта оздоровления «Если хочешь быть здоровым»;
- делились опытом семейного опыта проведения активного выходного дня через групповую информационную газету «Солнышко»;
- выполняли практическое домашнее задание «Родитель + ребёнок» (подвижные игры и спортивные упражнения для совместного проведения в выходные дни и праздничные дни);
- разучивали вместе с детьми игры детства мам и пап.
Родители являлись активными помощниками в изготовлении нетрадиционного оборудования для пополнения спортивного уголка – мягкие мячи, ориентиры для перепрыгивания и бега змейкой, сенсостаканы для развития глазомера, силы броска, закрепления цвета и т.д.
В наглядно – информационной работе с родителями я использовала:
- папки – передвижки «Играем дома» (содержат список подвижных игр разной направленности для дома, улицы, с мячом и т.д.);
- консультационные папки – передвижки «Хочу быть здоровым», «Физкультура – это здорово!», «В какие игры играют дети», «Игры разных народов», «Игры моего детства», «Неболейка», «Советы Гантелькина» и др.
Работая с детьми и родителями по данной теме, я могу с уверенностью сказать, что я достигла следующего результата:
- игра стала многообразной - родители и дети познакомились с разнообразными подвижными играми;
- возросло желание родителей играть с детьми;
- наблюдалось увлечённое применение детьми подвижных игр разной направленности в самостоятельной деятельности;
- появилось умение управлять своим эмоциями, проявлять смекалку, выдержку, волю, стремление к победе;
- появилось умение объективно оценивать поступки других, умение быть сильным, ловким, гибким, выносливым
Таким образом, несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, веселыми, интересными и сегодня. И чем больше игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее они смогут удовлетворить жизненные потребности детей.
Играйте вместе с детьми! И Вы увидите, как этот здорово!
Список литературы
- Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4
2. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с
3. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003
4. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240с
5. Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 144с
6. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни посредством развития двигательной активности.
Мы часто повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности человека в движениях, от познания окружающего мира, от с...
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через детско-родительские игры и парно-физические упражнения взрослого с ребенком
Описание опыта совместно физкультурных занятий родителей с детьми...
"Формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательной активности"
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных инди...
Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков
Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...
"Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно - гигиенических навыков"
В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней...
Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно-гигиенических навыков
Коллективный просмотр педагогического процесса...
Методическая разработка по формированию привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно-гигиенических навыков
Методы и приемы формирования у детей КГН, календарный план,...