проект"Вода в нашей жизни"
проект (старшая группа) по теме

Татьяна Львовна Древнова

Знакомство детей с различными видами водоемов: реками, прудами, болотами, озерами, морями, водопадами и океанами(слайд-шоу), практические исследования свойств воды:состояния воды вприроде, цвет, вкус. запах и т. д., охрана воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon значение воды для всего живого79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель экологического воспитания:

Воспитание экологической культуры, как средства формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной деятельности.

Формирование бережного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

1.Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир.

2.Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

4.Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

5. Формировать понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

6. осуществлять освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

7.Способствовать проявлению активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Перед детским дошкольным учреждением в рамках экологического воспитания стоят две важные задачи:

) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

·воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

·формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

·развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

·участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

·знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

·предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

·формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

·знакомить с представителями живой и неживой природы;

·рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

·способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

·знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

·способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

·создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Беседа “Вода – это жизнь”.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.
- способствовать формированию у детей познавательного интереса
- развивать любознательность, любознательность
- умение делать выводы
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов
- свободно общаться со взрослыми и детьми
- закреплять навык самооценки
- развивать связную речь
- развивать умение заботиться о своем здоровье
- закрепить умение детей убирать оборудование на места
- воспитывать осторожность в обращение с лабораторным оборудованием

Методы и приёмы:

           Наглядный (глобус, иллюстрации, фотографии).

          Практический (опыты со снегом на прогулке, с водой в группе: с веткой тополя, с превращением снега в воду и др.)

          Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за веткой, помещенной в воду; за водой в природе в твердом и жидком состоянии.
  2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  3. Опыты (превращение снега в воду, смешивание воды и соли, сахара).
  4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование:

  1. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар,  ложечки.
  2. Глобус.

Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

В.: Дети, посмотрите на макет нашей планеты – глобус. Здесь вы видите множество цветов. Какой основной? Как вы думаете,что он обозначает? (Ответы детей – воду.) Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Вода создает жизнь и красоту(иллюстрации). А для чего еще нужна вода? (Ответы детей:чтобы пить, умываться, для растений и др.) Но не вся вода пригодна для питья, можно пить толь ко пресную воду – это реки, озера, болота(иллюстрации). Кто знает, почему нельзя пить морскую воду?( Ответы детей, иллюстрации с морем и океаном).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Динамическая пауза:
«Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики.

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте  расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с веткой тополя).

В.: Молодцы, ребята! Ну что мы узнали нового о воде?

  • Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

В.: А вы знаете, дети, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран? А зачем её беречь. Вон сколько воды! (Показывает на иллюстрации). Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Запасы воды на Земле не бесконечны, и, если не экономить воду, то наша планета может вскоре превратиться в безжизненную пустыню.Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Включить воду тонкой струйкой; хорошо, плотно закрывать кран; не допускать, чтобы в доме были неисправные краны).
- Можно подумать, куда можно израсходовать воду, которая у меня в банке, чтобы не выливать ее впустую. (Полить цветы, попоить животных и т.д.).
 Что вы можете пожелать всем людям?(экономить воду, просто так не лить ее, закрывать краны плотно)

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!


Консультация для воспитателей

«Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природе» 

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя…

         Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
        Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.
         Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное отношение к ней. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. « Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-  лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину». Так писал русский писатель Михаил Пришвин.
       Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети  должны быть готовы подражать каждое его движение. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
       Природа – великий учитель. Она преподносит нам уроки мудрости, учит справедливости, труду, терпению, скромности, чистоте.
      И в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
        Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологического воспитания должны закладываться нами – дошкольными работниками. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населению. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
       Экологическое воспитание не может осуществляться одинаково по всей России. Его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой мы живем, на которой расположено дошкольное учреждение.
           Но современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира. Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического воспитания детей. Как воспитать в ребенке сострадания, сочувствие к природе? Как научить его охранять природу? Поиск ответов на это вопросы привели нас к углубленному изучению это проблемы. Мы, педагоги, должны помочь ребенку осознать то, что человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. То, что человек наносит вред природе – наносит вред и самому себе.
        Важным аспектом экологического воспитания являются наблюдения. Познание природы можно только при непосредственном общении с ней, которое происходит как правило во время прогулок. Необходимо научить детей видеть красивое, неповторимое, загадочное в самой маленькой частице природы. К каждому наблюдению можно подобрать художественное слово. Это позволяет лучше усвоить увиденное. С помощью наблюдений ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и связь со средой.  В процессе наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные. Восприятия сопровождаются работой мышления ребенка.
        Малыш, в жизни которого было бы свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относится к природе бережно и внимательно. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет как хрупок мир природы и как он зависит от действий человека.
         Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают  формировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное. Основной задачей  занятий по экологическому воспитанию является раскрытие экологических связей.  Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без раскрытия связей о взаимодействии человека и природы невозможно полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности,  что помогает жить?  Как защищается, чем питается).  В старшей группе можно показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо и т.д. природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываем детям о бедах атмосферы, почвы, воды, и что этим бедам способствует.
           «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывает ребенку через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая деятельность. Как показала практика, исследовательская работа вызывает огромный интерес у детей. В детской лаборатории есть многое для удовлетворения детской любознательности. Самыми интересными предметами являются микроскоп, лупы, песочные часы. Для проведения опытов с водой, с воздухом, с почвой  имеются различные колбочки, пробирки, трубочки, зеркала, термометры, вертушки. А также другие предметы и материалы (сыпучие и не растворяющиеся). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, что способствует подведению детей к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
          «День, проведенный ребенком среди рощ и полей. Заменяет много недель на учебной скамье», - писал К.Ушинский. Экскурсия – важнейшая форма экологического воспитания детей дошкольного возраста. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Они видят красоту окружающей природы, что вызывает глубокие переживания. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, что  способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
        Наши дети проявляют большой интерес к ознакомлению с родным краем. Разнообразна и богата природа России: леса, поля, горы и степи, много рек и озер. Это край самых разнообразных лесов, которые таят в себе много вопросов. Россия богата не только природными ресурсами. В ней много скверов и парков, памятников и музеев. Знакомя детей с красотой родного края, необходимо  рекомендовать родителям часто посещать с детьми  парки, скверы и т. д. Экскурсии в лес, в парк, на поляну  привлекают внимание детей. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания. Неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется  любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к родному краю.
        Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. Экологическая тропинка позволяет воспитывать ребенка через природу, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
        Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями, привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного материала для выставок , сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природоиспользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
       Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульпторы объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – проявляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь ее и сохранять.
      Очень интересуют детей народные приметы. Нужно объяснять детям, что народ издавна замечал. Что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Сколько будет радости, когда приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями.  В своей работе необходимо уделять огромное внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями природы и ведение календарей погоды. Фиксация наблюдений в календаре нужно осуществлять под нашим контролем. В нем мы отмечаем состояние погоды, явления. Для детей дошкольного возраста это очень важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления. Ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
         Особое значение для экологического воспитания детей дошкольного возраста имеют календари-ширмы. В них  фиксируются объекты, за которыми наблюдаем в течении года. Например, наблюдение за рябиной состоит из 9-ти этапов наблюдений: состояние рябины зимой, появление почек, появление первых листочков, цветение, появление ягод, покраснение ягод, первые пожелтевшие листья, оголение дерева. В этом случае ведение такого календаря  позволяет наглядно увидеть и обобщить этапы роста и развития растения.
        Так постепенно в процессе работы, мы стараемся воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваем детскую пытливость. Любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание  заботиться о ней. Уже совсем скоро будет  виден результат работы. Многие дети не станут ломать веток, срывать цветы, будут возмущаться, когда не только их ровесники но и взрослые поведут себя в этом смысле  не подобающе.
          А главное – Земля станет ближе.

 

Resource id #966

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ВОДА – ЭТО НАША ЖИЗНЬ. ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

Паспорт проекта:Возраст детей: 3 - 4 года. Направление развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: интегрированное (поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая)...

Экологический проект “Вода в нашей жизни”

Знакомство детей со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов....

Исследовательский проект "Вода в нашей жизни" /средняя группа/

Исследовательский  проект “Вода в нашей жизни”  Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне сделать, и я пойму.Японская поговорка.Тип проекта - исследовательскийУчастники проект...

Проект «Вода в нашей жизни»

Паспорт проекта «Вода в нашей жизни»1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга»3. Название проекта: «Вода в нашей жизни»4. Цель проекта: приобщить детей к бережному отношению к воде, научи...

проект "Вода часть нашей жизни"

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахожде...

Экологический проект "Вода в нашей жизни"

Экологический проект "Вода в нашей жизни" для детей 4-5 лет. Творческо - исследовательский. Среднесрочный....

Проект «Вода в нашей жизни».

Проект "Вода в нашей жизни".Срок осуществления проекта: КраткосрочныйУчастники: воспитатели, дети средней группы, родители....