Проект «Вода в нашей жизни»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_pro_vodu.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Вода в нашей жизни»
Паспорт проекта «Вода в нашей жизни»
1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга»
3. Название проекта: «Вода в нашей жизни»
4. Цель проекта: приобщить детей к бережному отношению к воде, научить правилам сбережения воды.
5. Автор проекта: воспитатели группы.
6. Возраст участников проекта: дети от 3 до 7 лет.
7. Участники проекта: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.
8. Тип проекта: экологический, познавательно- исследовательский, групповой.
9. Сроки реализации проекта: краткосрочный, 2017 учебный год, апрель
10. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие».
Проблема: Большинство людей, а тем более детей так привыкли к тому, что у нас всегда есть вода в домах. Многие даже не задумываются для чего и как надо беречь воду. Однажды на мое напоминание «Закрывайте кран, после того как помоете руки! Воду надо беречь!» переспросили «Зачем? Она что, может кончится?» Это и подсказало тему моего проекта.
Цель проекта: приобщить детей к бережному отношению к воде, научить правилам рационального использования ресурсов воды
Задачи проекта:
1. Образовательная
- Расширять представление детей о том, какое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле.
- Расширять представление детей о свойствах воды.
2. Развивающее
- Развивать у детей знания о значении воды в жизни человека
- Развивать осознание детей, что вода – это бесценный дар, который нужно сохранять.
- Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
- Развивать речь детей, активизировать словарь (круговорот, родник).
- Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
3. Воспитывающая
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Актуальность реализации проекта:
Дети дошкольного возраста очень любопытные исследователи окружающего мира, а вода является огромным составляющим нашего мира в целом. С водой дети знакомы с раннего детства, но они не когда не задумывались о значимости воды в жизни каждого человека. Очень важно дать понять детям значимость воды в повседневной жизни.
Пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, ее надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: «Зачем надо беречь воду?».
Очень важно путем исследовательской деятельности,дать детям на своем опыте увидеть нужду всего живого в воде. Занимательные действия с водой в повседневной жизни побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества.
Ожидаемые результаты:
1. Дети смогут объяснить явление круговорота воды в природе.
2. Узнают, откуда берется вода в доме.
3. Узнают, как и чем загрязняют воду.
4. Узнают, как очищают воду, прежде чем она попадет к нам в дом, и после ее использования.
4. Заинтересуются способами сбережения воды.
5. Научатся применять полученные знания в быту и природе.
6. Будут, бережнее относится к воде.
I. Подготовительный этап проекта.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес детей к данной проблеме.
- Пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; подбор энциклопедий, схем; подготовка оборудования для опытов с водой.
- Проведение бесед с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни», «Если б не было воды», «Сколько воды нужно человеку?», «Необходимость пресной воды живым существам», «Процесс очистки воды».
Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
- Чтение детям сказок, рассказов о воде: Н. А. Рыжова «Жила-была речка», сказки Тарасенко Л. «Путешествие капельки», сказки Прокофьевой «Сказка про серую тучку». Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», стихотворений «Откуда вода», «Есть чудесная водица», «Капля дождевая» и многие другие. Чтение экологической сказки «Капелька», «Волшебная вода», «Все живое нуждается в воде», чтение рассказа «Приключения КАП И ЛИ» автор Т. А. Шорыгина,
- Подготовить памятки для родителей по теме «Экономь воду".
- Консультации для родителей «Вода – залог здоровья», «Вода в жизни человека".
- Провести презентацию «Дети и вода»
- Изготовление альбома «Вода в природе»
- Привлечение родителей к проведению к бережному отношению к воде.
- Рассматривание глобуса, карты мира.
II. Исследовательский этап.
- Экскурсия по группе и детскому саду «Берегите воду» - уточнять представления детей о том, что вода важна для всех.
- Беседа с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома». "Чистая вода - нужна всем и всегда», «Всем нужна чистая вода», «Вода - это жизнь», «Зачем растениям вода?», «Зачем растениям нужна вода», «Что такое вода и кому она нужна?», «Вода может быть опасна»
Дидактическая игра: «Для кого нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода», «Живое - неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо»
- Занятие с экспериментами «В гостях у капельки».
- Исследовательская деятельность – знакомство детей с водой и ее свойствами. –
Опыт №1 вода прозрачная.
Опыт №2 вода не имеет формы.
Опыт №3 вода жидкая, может течь.
Опыт №4 вода может иметь запах, вкус, цвет.
Опыт №5 легкие предметы в воде не тонут, тяжелые опускаются на дно.
Опыт №6 в воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет.
Опыт №7 пар – это тоже вода.
Опыт №8 лед – твердая вода, тает в тепле.
Опыт №9 с водой и комнатными растениями.
Опыт №10 влияние воды на рост растений.
Познавательно- исследовательская деятельность
- рассматривание грязной и чистой воды через лупу
- наблюдение за свойствами воды во время прогулок
6 . Наблюдения: за состоянием воды - рассматривание снежинок, льда и пара.
7 . Подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Ручеек», «Капельки» , «Море волнуется», Игра с мячом «Какая бывает вода?», «Облака», «Не замочи ног».
8 . Продуктивная деятельность:
Аппликация «Дома в снегу и улицы», «Кустики в снегу».
Рисование по воображению: «Дождик, дождик - капелька», «Подводный мир», «Снег, снег кружиться, белая вся улица», «Морозные узоры».
Лепка «Морские обитатели»
9 . Просмотр мультфильма "Приключение капельки"
Итоги реализации проекта:
Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле, это источник жизни, ее надо беречь. Без воды нет жизни, все живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, но при определенных условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву. Научились схематически зарисовывать свои наблюдения. Мы достигли поставленных целей и задач – узнали многое о воде и ее свойствах.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. Москва. «Мозаика- Синтез».2004г.
3. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Москва.» Мозаика-Синтез» 2007г.
4.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Опыт с водой:
(на столе у каждого стакан с водой, камушек)
-Что в стакане (вода) Какого она цвета (бесцветная)
-Возьмите камушек и опустите в стакан
.- Видите его в стакане? Почему (вода прозрачная, через нее все видно).
(показываю два стакана, пустой и с водой)
Посмотрите, как льется вода из одного стакана в другой. Один стакан стал полным, а другой пустым. Почему так происходит? (вода жидкая, она может течь.)
- Интересно, а вода пахнет? проверяют (нет не пахнет)
- Да, ребята, вода не пахнет
Вывод : вода прозрачная, текучая, без запаха -Дети, эта вода из под крана. Её можно пить? (нет, пьем только кипяченную)
Опыт со льдом:
-. Посмотрите ребята на столе лежат разноцветные камушки, помните мы с вами окрашивали водичку а потом разлили ее в формочки и поставили в холод? Посмотрите, что у нас получилось (вода замёрзла)
(ставлю на стол тарелочку со льдом)
Дети, что лежит в чашке (лед) Какой он? Дотроньтесь до него рукой.
(Лёд, холодный).
- Попробуем согнуть кусочек льда, надавить на него, постучать по нему. Получается? Почему?
(лёд твердый, его не согнуть (затрудняются с ответом, воспитатель помогает)
- Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет?
Посмотрите на картинку через лед.
Вывод: лед холодный, твердый, прозрачный.
Опыты с водой.
1. Посмотрите, пожалуйста, на бутылку с водой, обратите внимание на её форму. Сейчас мы перельём воду в стакан, а затем в блюдце. Что вы можете сказать?
Вывод детей: Вода не имеет форму.
2. Вот стоят два прозрачных стакана один с водой. Другой с молоком. В оба стакана положим чайные ложечки. В каком стакане ложка видна, а в каком нет? Почему?
Вывод детей: Вода бесцветная, прозрачная, а молоко нет.
3. Перед вами стоят стаканчики с водой и соком. Определите, пожалуйста, по запаху где вода, а где сок.
Вывод детей: У воды нет запаха, а у сока есть.
4. В стаканчик с водой и соком опустите трубочки для питья. Попробуйте поочередно воду и сок. Определите, есть ли у воды вкус.
Вывод детей: У воды вкуса нет.
5. А сейчас в стакан с водой положим сахар. Давайте посмотрим, что получилось.
Вывод детей: сахара не видно, а вкус остался.
6. Здесь стоят два одинаковых стакана с водой. Давайте, рукой определим, чем они различаются.
Вывод детей: Вода может нагреваться.
7. Ребята, обратите внимание на графин с водой.
- Скажите, пожалуйста, какая в нем вода?
Дети: - чистая, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: бросьте, пожалуйста, вот этот мусор в воду. Давайте сравним, какая была вода? Какая стала?
Вывод детей: Вода стала грязная.
Исследовательская деятельность.
- Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше желище? Для начала мы решили исследовать эту интересную ситуацию! В ходе обследования дома мы выяснили, что сначала по большим трубам, которые идут из под земли вода попадает в узкие трубы, а затем в кран в ванной комнате
- . В ванной комнате вода используется для личной гигиены, а чтобы экономить воду, нужно выключать ее когда чистишь зубы или вместо ванной принимать душ.
Из ванной комнаты вода по трубам попадает на кухню, на кухне с помощью воды мы готовим пищю, пьем вкусный чай, следим за чистотой посуды. Чтобы экономить воду на кухне можно выключать ее, когда обрабатываешь посуду моющим средством
Удивительно ведь экономить воду очень просто! 2. В ходе разработке проекта, через исследовательскую деятельность дети выяснили, что растения и животные не меньше людей нуждаются в воде. Домашние питомцы нуждаются и любят чистую воду, она необходима им для жизни. (слайд 15)
Комнатные растения не могут прожить без воды, для роста и развития их необходимо поливать, орошать, протирать влажным тампоном их листья. И тогда растения будут здоровы, полны сил, будут радовать наши глаза.
-7-
3. Во время экскурсии на кухню ДОУ дети выяснили, что с помощью воды, повара готовят для них вкусные обеды, моют посуду и содержат кухню в чистоте, узнали еще один способ экономии воды – нужно набирать столько воды, сколько необходимо для деятельности и больше!
Вывод.
В ходе осуществления исследовательской деятельности мы с детьми запомнили несколько правил, которые необходимы чтобы сократить потери воды:
1. Не оставлять краны открытыми;
2. Следить за исправностью кранов;
3. Регулировать силу струи воды;
4. Выключать воду, когда чистим зубы;
5. Снижать напор воды, когда моем посуду.
Подводя итоги нашей исследовательской деятельности, я считаю, что полученные знания о свойствах воды и ее значение для человека и окружающего мира, дети усвоили. На практике дети применяют полученные знания. Бережно относятся к использованию воды в повседневной жизни. Совместно с родителями дети поняли важность воды для домашних питомцев и комнатных растений, научились ухаживать за ними с помощью воды. И помните: вода – это самая важная в природе жидкость.
1) вопрос: Где мы можем наблюдать воду?
"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "
2) вопрос: А где и для чего используется вода?
- «Для приготовления супов, отваривания макарон и т. п.»
- «Для изготовления хлеба»
- «Для мытья посуды, полов»
- "Для того чтобы путешествовать по морю, перевозить груз"
А также: «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и пр.»
Вывод: «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»
2. Зарисовки (схемы): «Кому необходима вода», «Для чего нужна вода»
2 этап проекта
Вопрос: Всю ли воду можно использовать для этого? (названных, перечисленных ранее нужд)
1. Какая вода бывает в природе?
Привлечение личного опыта (например, путешествие на море, отдых на речке, изучение специальной литературы (энциклопедий):
Вывод: «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая)»
2. Соотношение пресной и соленой воды в природе
Рассматривание иллюстраций (атласы, карты, создание и демонстрация наглядных моделей (пятилитровая банка на половину стакана воды – наглядное «изображение» соотношения соленой и пресной воды на планете Земля; апельсин или яблоко в качестве модели)
Вывод: "Пресной воды намного меньше! Соленой вода много, пресной – мало!"
нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений):
1) вопрос: Где мы можем наблюдать воду?
"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "
2) вопрос: А где и для чего используется вода?
- «Для приготовления супов, отваривания макарон и т. п.»
- «Для изготовления хлеба»
- «Для мытья посуды, полов»
- "Для того чтобы путешествовать по морю, перевозить груз"
А также: «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и пр.»
Вывод: «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»
2. Зарисовки (схемы): «Кому необходима вода», «Для чего нужна вода»
2 этап проекта
Вопрос: Всю ли воду можно использовать для этого? (названных, перечисленных ранее нужд)
1. Какая вода бывает в природе?
Привлечение личного опыта (например, путешествие на море, отдых на речке, изучение специальной литературы (энциклопедий):
Вывод: «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая)»
2. Соотношение пресной и соленой воды в природе
Рассматривание иллюстраций (атласы, карты, создание и демонстрация наглядных моделей (пятилитровая банка на половину стакана воды – наглядное «изображение» соотношения соленой и пресной воды на планете Земля; апельсин или яблоко в качестве модели)
Вывод: "Пресной воды намного меньше! Соленой вода много, пресной – мало!"
3. Изображаем наглядно (закрепление новых знаний о соотношении пресной и соленой воды)
А) Пластилинография «Круг как плоскостная модель» Земли: суша и водное пространство, голубым цветом – пресная вода (реки, озера, синим – соленая (моря, океаны)
Б) Рисунки «Планета Земля из космоса»
4. «Пригодна ли соленая вода для? – экспериментируем.
А) Пробуем пить:
Вывод: «Соленая вода непригодна для питья!»
Б) Эксперимент: поливаем лук соленой и пресной водой
Вывод: "Лук, поливаемый соленой водой, не растет!"
В) Опыт со стаканчиками и соленой водой: Можно ли стирать, мыться соленой водой?
Вывод: "Нет! Остается соляной налет, осадок, кристаллы соли"
Обобщающий вывод: «На Земле много соленой воды, а для питья, полива растений, стирки, мытья и множества других нужд нужна вода ПРЕСНАЯ! А ее запасы на Земле ограничены, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь!»
3 этап проекта
Вопрос: Каким же образом можно "беречь" пресную воду?
1. Не загрязнять воду в водоемах
А) наглядная образная демонстрация «загрязнения» с помощью различного «мусора», имеющегося под рукой (фантики из-под конфет, игрушечные баночки, картонные коробочки из-под сока, остатки еды) и муляжей рыбок; Б) игры-перевоплощения,
В) рисунки «Наша речка», «На озере».
2. Не выливать в реки, озера маслянистые жидкости
Опыт с растительным маслом
3. Не открывать кран слишком сильно, включать воду тонкой струйкой
Практические действия с обсуждением
4. Плотно закрывать кран – иначе за несколько часов набирается целое ведро воды
Опыт с неплотно прикрытым краном: «Капля за каплей бесцельно, зря тратится вода»!
5. Стараться не пачкать одежду – иначе приходится чаще стирать, дополнительно расходовать воду!
Практические действия с замером воды
Кроме того (дополнительно): На очистке воды трудятся большое количество людей, их труд надо тоже беречь!
Эксперимент с фильтром, зарисовки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"Вода в нашей жизни"
Знакомство детей с различными видами водоемов: реками, прудами, болотами, озерами, морями, водопадами и океанами(слайд-шоу), практические исследования свойств воды:состояния воды вприроде, цвет, вкус....
ПРОЕКТ ВОДА – ЭТО НАША ЖИЗНЬ. ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.
Паспорт проекта:Возраст детей: 3 - 4 года. Направление развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: интегрированное (поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая)...
Экологический проект “Вода в нашей жизни”
Знакомство детей со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов....
Исследовательский проект "Вода в нашей жизни" /средняя группа/
Исследовательский проект “Вода в нашей жизни” Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне сделать, и я пойму.Японская поговорка.Тип проекта - исследовательскийУчастники проект...
проект "Вода часть нашей жизни"
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахожде...
Экологический проект "Вода в нашей жизни"
Экологический проект "Вода в нашей жизни" для детей 4-5 лет. Творческо - исследовательский. Среднесрочный....
Проект «Вода в нашей жизни».
Проект "Вода в нашей жизни".Срок осуществления проекта: КраткосрочныйУчастники: воспитатели, дети средней группы, родители....