Здоровьесберегающие технологии в развитии музыкальных возможностей детей.
статья на тему

Славская Елена Евгеньевна

Дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение общеразвивающего вида

второй категории Детский сад №99.

Музыкальный руководитель:  Славская Е.Е.

 г. Таганрог.

Здоровьесберегающие технологии в развитии        музыкальных возможностей детей.

На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать

современные  здоровьесберегающие  технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Важную роль в оздоровлении ребёнка играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. Детям легко объяснить: « Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Во время пения происходит формирование   всех

физиологических  процессов: работает диафрагма и дыхательный аппарат

(легкие, трахея, связки), артикулярный аппарат (язык, губы зубы). При этом

Задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение. Вот

Почему мне, как музыкальному руководителю, нужно уделять большое внимание правильному дыханию детей во время пения песен, попевок, распевок, речевых игр. Правильное дыхание предохраняет голос от переутомления. Поднимает тонус внутренних мышц гортани. Улучшает кровообращение, помогает приобрести в голосе яркость, легкость, округлость.

Детям можно объяснить и необходимость непрерывного « пролива» звука,

постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с пёрышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикреплённой к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала.

В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.

Важно следить за осанкой, позой детей не только во время пения и исполнения песен, но и во время слушания песен. Постоянно слежу, чтобы

дети брали дыхание  перед началом пения и между музыкальными фразами. Поэтому после вступления к песне предлагаю игровой прием - «понюхать цветочек» и сразу начинать петь. Чтобы дети не «разрывали»

слов, учу их петь связно в правильном исполнении.

Стараюсь сделать занятия с детьми более интересными, поэтому использую в своей работе такие виды, как дыхательные пятиминутки, звукодыхательные, звукодвигательные и звукоречевые игры, голосовые упражнения. В своей работе использую речевые игры для дошкольников, созданные педагогом Т. П. Алёхиной. Эти игры, где вместе с детьми проговариваем текст и одновременно простукиваем ритмический рисунок, очень нравятся детям.  Например, детям  доставляет удовольствие «скрипеть» маленькими мешочками с  крахмалом, изображая снег в стихотворении  И. Токмаковой « Медведь»:

Педагог: Как на горке – снег, снег,( мешочки)

И под горкой – снег, снег ( те же действия)

А под снегом спит медведь (шумно вдыхают и выдыхают воздух или храпят)

Тише, тише… Не шуметь (поворачиваются к друг другу, держат указательный

палец у закрытого рта - тсс!

Стихотворение Н. Пикулевой « Шла весёлая собака» очень удобно для развития речевого канона. Дети делятся на две или несколько групп, интервал для вступления следующей группы – половина стихотворной строчки. Здесь мы пробуем разные варианты ритмического прочтения текста.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания.

Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый микромир песен, игр, стихов.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах. Ребенок,  освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда  необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного речевого и певческого дыхания.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

И так, с одной стороны, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии ( дыхательная гимнастика, пальчиковые и игровые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Детский сад. Книга для заведующих/  под ред. Л. П. Тарасовай. М., 1982.
  2. Индивидуально-ориентированный подход // школа здоровья. 2000.Т.7. №2
  3. Музыкальный руководитель. 2006. № 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

Карта развития музыкальных возможностей детей с умственной отсталостью.

Карта развития музыкальных возможностей детей с умственной отсталостью содержит: возрастные и психофизические особенности детей; критерии определения уровня сформированности музыкальных способностей д...

Карта развития музыкальных возможностей детей с задержкой психического развития.

Карта развития музыкальных возможностей детей с задержкой психического развития содержит: возрастные и психофизические особенности детей; критерии определения уровня сформированности музыкальных спосо...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии музыкальных способностей детей старшего дощкольного возраста"

Развитие музыкальных способностей одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех осн...