Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии музыкальных способностей детей старшего дощкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Развитие музыкальных способностей одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Использование здоровьесберегающих технологий в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема презентации
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования. Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно - педагогические условия Авторы теории и аспектов в области педагогического образования В.Г.Алямовская , В.М.Бехтерев,О.П.Радынова , В.А.Деркунская , А.Г.Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А.Ветлугина, В.В.Колбанова , А.В.Кенеман , В.П.Петленко , Л.Г.Татарникова, Б.М.Теплов и др. Организация музыкальной развивающей микро среды в ДОУ в соответствии ФГОС Разработка плана по взаимодействию с детьми, родителями, педагогами . Подбор оценки эффективности педагогических действий по выявлению уровня развития музыкальных способностей детей Участие в работе методических объединений музыкальных руководителей, фестивалях, конкурсах на базе дошкольного учреждения и района. Публикации материалов на сайте nsportal , на всероссийском образовательном портале «Альманах педагога», «Продленка» и др.
Противоречие между: - возросшей значимостью сохранения и укрепления здоровья детей и недостаточным уровнем решения задач здоровьесберегающего и здоровьеформирующего направления в системе дошкольного образования - необходимостью научно обоснованного эффективного создания здоровьесберегающей среды организации дошкольного образования и недостаточностью научно-методического обеспечения этого процесса Актуальность личного вклада педагога в развитие образования ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие музыкальных способностей одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Одна из приоритетных задач современного образования это сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий развития, которые были бы адекватны возрасту детей, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Б.М . Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство; музыкально-слуховые представления; музыкально-ритмическое чувство. О собую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова , В.А. Деркунская , А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений . Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. З доровьесберегающие технологии это система мер по охране и укреплению здоровья детей, а также все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитуемых. (по Дергунской В.А)
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования здоровьесберегающих технологий. Задачи: 1. Способствовать оздоровлению детей средствами музыки, движения, речи. 2. Развитие творческой активности во всех видах музыкальной деятельности. 3. Активизация художественно-образного восприятия, расширение кругозора у детей среднего возраста; совершенствование слухового восприятия. 4. Развитие ритма и темпа, совершенствование мелкой и общей моторики; развитие координации движений и ориентировки в пространстве, а также мышечного тонуса; 5. Развитие диафрагмального дыхания, координации слуха и голоса.
Ведущая педагогическая идея Современные методы здоровесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий поможет развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром. Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья. В связи с этим основной идеей опыта является поиск и внедрение, эффективных форм и методов здоровьесбережения дошкольников в условиях реализации задач по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1этап. Диагностический. Изучение литературы по данной проблеме. Проведение мониторинга у детей по выявлению начального уровня развития музыкальных способностей. Создание благоприятных условий для занятий с детьми, оздоравливающими и развивающими музыкальные способности. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания. 2этап. Практический. Разработка системы музыкально-оздоровительной работы и внедрение её на практике на базе игровых приёмов и методов, способствующих развитию музыкальных способностей. 3 этап. Обобщающий. Исследование результатов практической деятельности, проведение контрольного мониторинга по эффективности данной работы.
Оценка уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Уровень сформированности Начало учебного года 2018 Сформировано 21% Частично сформировано 26% В стадии формирования 53% Вывод. По результатам мониторинга для детей характерны: Нарушения координации между слухом и голосом, неразвитое чувство ритма и темпа. Малоподвижный или зажатый артикуляционный аппарат. Неустойчивость внимания, слабость запоминания, ограниченный кругозор, повышенная утомляемость. Также средства музыкальной выразительности, форма музыкального произведения, вызывали затруднения, носили выборочный, бессистемный характер.
Музыкально-ритмические движения Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Виды оздоровления, используемые при взаимодействии с детьми в музыкальной деятельности Речевые игры и упражнения Валеологические песенки-распевки Оздоровительные и фонопедические упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Пальчиковая гимнастика «Дружба» Артикуляционная гимнастика Валеологическая песенка-распевка «Ежик» Речевая игра «Гости» Музыкально-ритмическое упражнение «Цветы» Дыхательная гимнастика «Дует, дует ветерок» Музыкально-ритмические движения «Идем-прыгаем» Фонопедическое упражнение «Вьюга» Пение с движением «Имена»
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности Проведение мастер-классов Выступление на педагогических советах Проведение консультаций Проведение семинаров-практикумов Семинар-практикум «Музыка как средство здоровьесбережения » Мастер-класс « Здоровьесберегающие технологии» Взаимодействие с педагогами Выступление на педагогическом совете «Музыка и ее влияние на здоровье ребенка
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Формы взаимодействия с семьями Родительские собрания, мастер - классы Совместные праздники, развлечения Открытые показы музыкальных занятий Анкетирование, наглядная информация в уголках родителей Консультации для Родителей, семинары -практикумы Родительское собрание « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Праздник «Мамин день» Информация для родителей Семинар-практикум «Мой ребенок и музыка» Развлечение «Наши папы – лучшие друзья» Мастер-класс «Музыка и здоровье ребенка»
№ п / п Название методической разработки 1. Перспективный план по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий 2. Консультация на педагогическом совете «Музыка и ее влияние на здоровье ребенка» 3. Картотека пальчиковых и речевых игр для детей старшего дошкольного возраста 4. Доклад для семинара –практикума «Музыка как средство здоровьесбережения » 5. Мастер-класс для родителей «Музыка и здоровье ребенка» 6. Консультация для родителей « Логоритмика и ее роль в жизни ребенка дома и в детском саду» 7. Консультация на педагогическом совете «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» 8. Создание фильма по проекту «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях как инновационный подход к организации здоровьесберегающего пространства ДОУ» Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Оценка уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Уровень сформированности Начало учебного года 2018 Конец учебного года 2019 Сформировано 21% 77% Частично сформировано 26% 23% В стадии формирования 53% 0 % Результативность профессиональной педагогической деятельностии достигнутые эффекты Вывод. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития музыкальных и творческих способностей детей стал выше; Стабилизировалось эмоциональное благополучие детей; Повысился уровень речевого развития; Стабилизировалось физическое и умственное развитие во всех сезонах года.
Результаты Опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе показывает, что на протяжении всего занятия у детей сохраняется устойчивое внимание, повышается результативность в усвоении материала, прослеживается положительная динамика в развитии музыкальных способностей. На музыкальных занятиях формируется положительный эмоциональный настрой, развивается фантазия и творчество, что способствует гармоничному развитию личности. Дети находятся в бодром расположении духа, активны, эмоциональны, что говорит об их психическом и физическом здоровье. По мнению коллег, дети стали раскрепощеннее , активнее, творчески подходят к выполнению игровых заданий. Анкетирование родителей показало заинтересованность в работе музыкального руководителя . Полученные на собраниях и во время консультаций знания и советы по оздоровлению находят свое применение в совместной деятельности с детьми дома.
Всероссийский Муниципальный Публикация опыта работы на сайте: https://nsportal.ru/detskiy-sad ,, на Всероссийском образовательном портале «Альманах педагога» Участие во всероссийском конкурсе « Умната », « Вопросита », «Педагогическая практика » Участие в конкурсах, фестивалях Выступления на родительских собраниях, на педагогических советах Показ НОД, проведение праздников, развлечений Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Литература От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения -Волгоград: Учитель,2015 Белякова Л.И..Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития дыхания у дошкольников.-М ..2004. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). -2-е изд., испр . и доп. СПб.: ЛОИРО, 2010. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: Музыкальная палитра», 2005. Интернет-ресурсы http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования http://www.educom.ru/ru/woks/association/ Ассоциация педагогов дошкольного образования http://www.editionpress.ru Журнал Детский сад: теория и практика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности
С этой презентацией я защитила высшую категорию...
статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях....
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
1. Задачи сказкотерапии и направления работы 2. Игровые методы и приёмы3. Правила проведения сказкотерапии4. Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи5....
- Мне нравится (1)
Комментарии
„Музыка — посредница между
„Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.“ — Людвиг ван Бетховен