Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.
статья (младшая группа) по теме
В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н., Белкиной Л.В., Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация в саду | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в сохранении физического и психического здоровья
детей дошкольного возраста в адаптационный период.
Матвиенко Н. Н.
г.Томск, МАДОУ Центр детского развития – детский сад №82
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». На реализацию идей этих документов ориентируются образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Так, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста являются одним из важнейших направлений работы нашего детского сада.
В своей деятельности мы руководствуемся определением понятия «здоровье», данным в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), где указывается, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие [1]. Именно поэтому в детском саду ведётся работа по формированию и поддержке здоровьесберегающей среды, охватывающей все формы благополучия ребёнка. Особое внимание обращается на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем совместной работы воспитателей, психолога, логопедов, медицинских работников и других специалистов.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно. Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н., Белкиной Л.В., Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?
Безусловно, колоссальная ответственность накладывается на воспитателя в период адаптации ребёнка, так как от него зависит создание условий, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей. Традиционно, в период адаптации дети посещают обычную группу, но неполный день. Это, как показывает практика, является одним из важнейших условий для сохранения физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей.
Воспитатели в период адаптации детей стараются создать максимально благоприятную обстановку в группе, показать ребёнку, что его любят и ждут. Объясняют корректно правила поведения в детском саду, при общении и играх с другими воспитанниками. Стараются развеять все его страхи. Для этого подбираются определённые темы для бесед индивидуальных и групповых, игры, как в группе, так и на прогулке. Активно используется в работе метод сказкотерапии. Свои наблюдения воспитатель фиксирует в диагностическом листе и далее, если есть необходимость, ведется коррекционная работа совместно с педагогом-психологом. Оказавшись в рамках образовательного процесса ребёнок начинает принимать участие в оздоровительных мероприятиях: ежедневной утренней гимнастике, солевом закаливании, хождении по коррегирующей дорожке, физминутках и т.д.
На адаптационном этапе воспитатели тесно взаимодействуют с родителями. Так, при поступлении ребёнка в группу родители заполняют опросный лист, где указывают индивидуальные особенности своего ребенка и пожелания по его воспитанию в МАДОУ. Для наилучшего взаимодействия семьи и сада постоянно проводятся индивидуальные беседы с родителями, информативные родительские собрания, наличие регулярно обновляющейся информации для родителей по адаптационному периоду ребёнка. Создаётся единый стиль общения и воспитания с ребёнком в семье и в МАДОУ.
Вместе с тем, индивидуальные особенности ребёнка определяют характер протекания адаптации и её сроки. В этой связи, актуальность приобретает вопрос о тесном взаимодействии медицинского, педагогического, психолого-педагогического персонала и родителей. В рамках работы проблемно-экспериментальной группы сотрудников нашего детского сада по здоровьесбережению сегодня обсуждается вопрос о создании системы медико-психолого - педагогической поддержки детей в период адаптации. В качестве результата мы ожидаем внедрение «командого» принципа работы, позволяющего комплексно и системно выстраивать процесс адаптации ребёнка в детском саду с участием всех заинтересованных субъектов образовательного процесса. А система медико-психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации будет способствовать гармоничному развитию детей и сохранению их физического и психического здоровья.
Список литературы:
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf, дата обращения: 15.02.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимоотношение воспитателей и дошкольников в период адаптаций к детскому саду" Конспект психологического занятия"Дружные котята"
Занятие с детьми в группе 2-3 лет для полноценного развития детей в детском саду...
Консультация для воспитателей "Условия сохранения психического здоровья ребенка в ДОУ"
Консультация для воспитателей по теме "Условия сохранения психического здоровья ребенка дошкольника в ДОУ "...
Консультация для воспитателей по теме: «Условия сохранения психического здоровья ребенка дошкольника в ДОУ»
Консультация для воспитателей по теме: «Условия сохранения психического здоровья ребенка дошкольника в ДОУ»...
Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.
Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...
Консультация для воспитателей "Условия сохранения психического здоровья ребёнка - дошкольника в ДОУ"
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности....
Консультация "Как воспитателю правильно взаимодействовать с дошкольниками в период адаптации"
В первый месяц учебного года для детей вновь сформированных групп следует организовывать игры и упражнения, которые помогут сплотить детский коллектив, а также создать благоприятную психоэмоциональную...
Консультация на тему «Сохранение психо-эмоционального здоровья детей в период адаптации и посредством театрализованной деятельности»
Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. Период адаптации к условиям дет...