Консультация на тему «Сохранение психо-эмоционального здоровья детей в период адаптации и посредством театрализованной деятельности»
консультация

Мельникова Татьяна Александровна

Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. Период адаптации к условиям детского сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Консультация для педагогов

По теме: «Сохранение психо-эмоционального  здоровья детей в период адаптации посредством театрализованной деятельности» к педагогическому совету №3

на тему «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учѐтом ФГОС ДО»

                  Подготовил воспитатель:

первой квалификационной категории

        Мельникова Т. А.

Сакмара 2022год.

Консультация на тему «Сохранение психо-эмоционального здоровья детей в период адаптации и посредством театрализованной деятельности»

Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. Период адаптации к условиям детского сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей.

В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей, так как они беспокоятся за него. Эта реакция естественная, ведь до этого времени ребенок все время находился под их постоянным вниманием. Беспокойное состояние родителей непременно сказывается на эмоциональном фоне детей.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Дети очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Именно поэтому театрализованная деятельность ребенка зачаровывает, помогает забыться, тем самым облегчая процесс адаптации.

Одна из задач ФГОС ДО:Охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе иэмоционального благополучия.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через самостоятельную и совместную театрализованную деятельность с детьми.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В группе создан театральный уголок. В уголке размещается ширма, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, костюмы и атрибуты для спектаклей. Его содержание постоянно пополняется при активном участии родителей воспитанников, а также путем организации совместной деятельности воспитателя и детей по художественному творчеству (изготовление костюмов, декораций к маленьким представлениям).

Деятельность с детьми строится на следующих принципах:

1) Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

2) Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3) Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4) Принцип наглядности имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно-образный характер.

5) Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6) Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Работа по организации театральной деятельности строится с учетом поставленных задач.

В раннем возрасте начинается знакомство через театрализованную деятельность:

1) Знакомство с игрушкой, сказочным персонажем(игрушка является связующим звеном между воспитателем и ребенком)Сказочный герой, как выяснилось, вызывает интерес и положительные эмоции у ребенка.

  • Он может прийти в гости,
  • познакомить со своими друзьями,
  • рассказать сказку,
  • поиграть в игры,
  • делать совместную зарядку,
  • рисовать, лепить….

2) Игры с музыкальным и стихотворным сопровождением.Детям очень нравятся игры с музыкальным сопровождением, где воспитатели вместе с детьми изображают персонажей. Обращают внимание на характер музыки.

  • «Мы осенние листочки», 
  • «Мы зайчики - побегайчики», 
  • «Лесные грибочки»

3) Игры с использованием малого фольклорного жанра (потешки, считалки, скороговорки). Вместе с воспитателем детки проговаривают слова стихотворения или потешки, а также имитируют движения персонажа данного художественного произведения:

  • «Петя-петушок», 
  • «Котенька-коток», 
  • «Мишка косолапый», 
  • «У оленя дом большой»,
  • «Карусели»

4) Игры- имитации. Это имитация взрослого и совместная с детьми. Имитируются движения и мимика животных. (Лиса, медведь, заяц, кошечка, волк, ежик).

5) Знакомство с разновидностями театров. Взрослый показывает детям сказку, а дети параллельно знакомятся с разными видами театров. Используется театр:

  • БИ-БА-БО,
  • пальчиковый,
  • магнитный,
  • теневой,
  • конусный,
  • варежковый
  • фланелеграф

6) Пальчиковые игры с привлечением сказочных персонажей или с использованием музыкального сопровождения.(Пальчиковые игры Екатерины Железновой.В каждую игру вовлекается персонаж).

7) Подвижные игры и игры малой подвижности. Все подвижные  игры в адаптационный период связаны со сказочными персонажами, которых знают дети.

  • «У медведя во бору», 
  • «Птички и кошка», 
  • «Мышеловка», 
  • «Лохматый пес»

Использование театрализованной деятельности позволяет детям успешно адаптироваться к детскому саду.

Можно выделить три основных этапа, влияющих на психологическое здоровье ребенка:

  • адаптация к ДОУ,
  • эмоционально-личностное развитие,
  • подготовка к школе и профилактика дезадаптации.

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры («би-ба-бо», теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами.

 В процессе игр-инсценировок, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.  В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

  • настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • верховые куклы (на гапите, на ложках, «би-ба-бо», тростевые);
  • напольные куклы (марионетки, конусный театр);
  • театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран,Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него использую экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театр «би-ба-бо». Атрибуты надеваются на руку, на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем).

Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

Используя театрализованную деятельность во всех видах деятельности, можно сказать, что она облегчает адаптационный процесс у детей раннего возраста. Дети, впервые пришедшие в детский сад увлеченно играют, рассматривают игрушки, выполняют с ними игровые действия, с удовольствием наблюдают, как воспитатель перевоплощается в героя из сказки или просто животного. Сравнивая показатели форм адаптации у детей раннего возраста, замечена тенденция снижения тяжелой формы адаптации, дети переносят адаптацию преимущественно в легкой форме, в редких случаях в средней форме, тяжелая форма отсутствует.Использование элементов театрализованной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, положительно отражается на эмоциональном состоянии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях семьи и детского сада»

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто зна...

Консультация для родителей на тему:"Сохранение и укрепление здоровья детей"

Работа педагогов и родителей над сохранением и укреплением здоровья детей....

Консультация для родителей Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух».Подрастают дети. Из маленьких и беспомо...

«Сохранение психоэмоционального здоровья детей в период адаптации посредством театральной деятельности»

В последнее время нашим детям свойственна повышенная тревожность, страх, неуверенность в себе, чрезмерная уязвимость и т.д. Поэтому главная задача дошкольного образования - это сохранение психологичес...

Консультация для воспитателей «Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование представлений о здоровом образе жизни»

laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....