Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия был создан кружок «Придумай, вырежи, наклей!» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_applikatsii_2.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»
Пояснительная записка.
Аннотация.
Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия был создан кружок «Придумай, вырежи, наклей!» .
В процессе творчества происходит самовыражение, формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы. Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Цель программы –
укрепление мелкой моторики пальцев рук через занятия аппликацией.
Основные задачи:
• знакомить детей с аппликацией из нестандартных материалов;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок) ;
• формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• воспитывать аккуратность в работе с бумагой;
- развивать творческие способности.
Особенности организация программы. Режим и структура занятий.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста( 5-7лет)
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается) .
Срок реализации программы- 1 год.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; составление альбома лучших работ.
Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 10-15 человек.
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Всего 36 занятий в год.
Продолжительность занятий - 30 минут.
Формы и режим занятий.
Формы работы.
- Индивидуальные.
- Групповые.
- Фронтальные.
Методы работы .
- Игры, конструирование ,аппликация.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Выставки.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
Ожидаемые результаты после первого года обучения:
В результате обучения по данной программе дети:
должны знать:
- технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
Условия реализации программы.
Для организации обучения дошкольников искусству аппликиции, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
Рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы .
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся для родителей:
– в группе,
– в детском саду.
• Участие в конкурсах детского сада.
Мониторинг развития мелкой моторики детей.
В самом начале обучения аппликации и в конце года воспитатель наблюдая за деятельностью детей, анализируя их продукты деятельности определяет уровень развития мелкой моторики.
Высокий уровень развития мелкой моторики:
| |
| |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ | Наименование тем | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
Вводное занятие. | 1 | 2 | 3 | |
Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация из «ладошек». | 1 | 2 | 3 | |
Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация из ткани. | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация из крупы и песка «Посыпушки». | 1 | 2 | 3 | |
Обрывная аппликация. | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация по технике «Мозаика». | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). | 1 | 2 | 3 | |
Аппликация по технике «Квилинг». | 1 | 2 | 3 | |
Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | 1 | 2 | 3 | |
ИТОГО: | 12 | 24 | 36 |
Содержание программы.
месяц | № | Тема | Цель | Материал к занятию |
сентябрь | 1 | Введение в программу. Что такое аппликация? | Познакомить детей с инструментами нужные для работы и правилами их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. | Материалы необходимые для работы на весь год: манка, салфетки, природные материалы и т.д. |
2 | Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д. | Учить детей вырезать геометрические фигуры, придумывать из них композицию. | Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. | |
3 | Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д. | Учить детей вырезать геометрические фигуры, придумывать из них композицию. | Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. | |
4 | Организация рабочего места. Работа с шаблонами. | Познакомить с видами шаблонов. | Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина. | |
октябрь | 5 | Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов. | Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их наклеивать. | Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина. |
6 | Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов. | Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их наклеивать. | Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина. | |
7 | Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек». | Познакомить с аппликацией из ладошек. | Бумага, карандаш, ножницы. | |
8 | Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек» | Учить детей обводить ладошку, придумывать картинку из ладошек. | Бумага, карандаш, ножницы, клей. | |
ноябрь | 9 | Изготовление коллективной композиции «Елочка». | Учить детей обводить ладошку, придумывать картинку из ладошек. | Бумага, карандаш, ножницы, клей. |
10 | Что такое объем? Оригами, простейшие элементы. | Познакомить с понятием объем, искусством оригами. | Примеры изделий, сделанных методом оригами. | |
11 | «Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток. | Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. | Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти. | |
12 | «Букет для мамы» Объёмная аппликация . | Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. | Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. | |
декабрь | 13 | Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации: карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | Познакомить с разнообразием аппликации, нетрадиционной формой исполнения. | Примеры работ. |
14 | «Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей | Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие. | Листы картона, клей, кисть-щетина, точилка и цветные карандаши. | |
15 | «Листопад» Аппликация из осенних листьев | Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина. | |
16 | Виды тканей. | Познакомить с видами ткани, учить наложению шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. | Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага, разнообразная ткань. | |
январь | 17 | «Кошечка» Аппликация из ткани | Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. | Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага. |
18 | «Лучший друг человека» Аппликация из ткани | Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. | Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага. | |
19 | Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы. | Познакомить с нетрадиционным видом аппликации из крупы. | Разнообразные виды круп, примеры работ. | |
20 | «Зимний пейзаж Аппликация манкой | Учить детей аппликации манной крупой; аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе, развивать мелкую моторику рук; развивать | Листы картона клей, кисть-щетина, манка. | |
февраль | 21 | «Мои любимые фрукты» Аппликация манкой. | Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; | Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь. |
22 | Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация. | Учить технике обрывной аппликации. | Примеры работ. | |
23 | «Паук в паутине» Обрывание бумаги | Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. | Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши. | |
24 | «Царь зверей» Обрывание бумаги. | Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к животным. | Листы картона, клей, кисть-щетина, цветная бумага, трафарет | |
март | 25 | Мозаика. Возможности использования мозаики. | Рассказать о технике «Мозаика». | Примеры работ. |
26 | «Черепаха Аппликация из яичной скорлупы. | Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы | Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти. | |
27 | «Мухомор - красавец» Аппликация из яичной скорлупы | Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. | Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь. | |
28 | Пластилинография - что это? | Дать детям понятие «Пластилинография» | Примеры работ. | |
апрель | 29 | «Я поймал рыбку» Шарики из пластилина . | Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. | Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин. |
30 | «Рыжая плутовка» Размазывание пластилином | Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. | Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина. | |
31 | Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга. | Познакомить детей с техникой «Квиллинг» | Примеры работ. | |
32 | «Цветы в вазе» Аппликация в технике «Квилинг». | Учить детей скатывать полоски методом «Квилинг», самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие. | Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, полоски для квилинга. | |
май | 33 | «Весёлая овечка». Аппликация в технике «Квилинг». | Учить детей скатывать полоски методом «Квилинг», развивать цветовосприятие. | Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, полоски для квилинга. |
34 | Совмещение различных техник в одну аппликацию. | Познакомить с комбинированной аппликацией: изготовление открыток, картин, панно. | Примеры работ. | |
35 | По замыслу. Различные . | Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации | Все необходимые материалы | |
36 | По замыслу .Различные . | Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации | Все необходимые материалы |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
№ | Тема программы | Формы занятий | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Беседа | Коллекция поделок, книги. | Опрос |
2. | Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | Комбинированное | Готовые шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
3. | Аппликация из «ладошек». | Комбинированное | Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
4. | Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами | Комбинированное | Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька. | Самостоятельная работа |
5. | Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | Комбинированное | Сушеные листья, растения, карандашная стружка, точилка для карандаша, вата, цветная бумага, картон кисточка, салфетки, туалетная бумага, яичная скорлупа, нитки, клей ПВА, ножницы, калька. | Самостоятельная работа |
6. | Аппликация из ткани. | Комбинированное | Кусочки ткани, картон, ножницы, клей ПВА, пуговицы, нитки, иголка. | Самостоятельная работа |
7. | Аппликация из крупы «Посыпушки». | Комбинированное | Крупы (рис, пшено, манка, греча), фасоль, семена арбуза и тыквы, картон, клей ПВА, кисточка для клея | Самостоятельная работа |
8. | Обрывная аппликация. | Комбинированное | Цветная бумага, картон, клей ПВА, кисточка. | Выставка |
9. | Аппликация по технике «Мозаика». | Комбинированное | Цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы. | Самостоятельная работа |
10. | Аппликация из пластилина (Пластилинография). | Комбинированное | Пластилин, рамка для фотографии, пластиковые крышки, маркер, картон. | Самостоятельная работа |
11. | Аппликация по технике «Квилинг». | Комбинированное | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, картон. | Выставка |
12. | Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | Комбинированное | Цветная бумага, картон, природные материалы, вата, клей ПВА, салфетки, ножницы. | Выставка |
Учебные и методические пособия:
Из списка литературы.
Список литературы:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
- Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
- Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности (по реализации дополнительного образования воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ № 54, (в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно - патриотической работы
Цель: обогащение представления детей о жизни и быте кубанских казаков с позиции формирования качеств личности (сила, смелость, ловкость, закалка и т.д.). Задачи: - воспитывать патриотические чувства...
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе
Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности. Подготовительная группа
Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я - исследователь" Курс проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет". ГБОУ Школа №1503 г. Моск...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...