Семинар-практикум
материал по теме

Макеева Надежда Ивановна

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

 

Цель: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,  со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

 Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Цель: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,  со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.

     

Задачи:

  • формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности;
  • развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы;
  • развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, веревка, самолетики из бумаги с надписями "Пофигисты" и "Трудоголики", памятки для воспитателей (по количеству участников занятия).

Структура семинара.

  1. Информация "Сгорание — плата за сочувствие" (К. Маслач).
  2. Разминка
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть:

а)        диагностика стрессоустойчивости;

         б) лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания.

  1. Рефлексия (обсуждение результатов семинара).

                                       Ход  семинара.

  1. Информация

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В определенный момент приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное "выключение" человека получило название "синдром эмоционального выгорания".

По мнению известного психолога Виктора Бойко, "эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание — это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он "рвется в бой", готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Социальный психолог Каролина Маслач (1976 г.) при изучении работы врачей в госпиталях и клиниках описала часто повторяющиеся симптомы: физическое и эмоциональное истощение, развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Совокупность этих симптомов впоследствии назвали синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).

В "группе риска" СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, воспитатели, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый "лимит общения", то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

2. Разминка

 Начнем с самодиагностики личностных черт и свойств.

Следует обратить внимание на то, что обсуждение результатов возможно только по желанию.

Методика № 1. "Ранжирование"

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам проранжировать следующие понятия: деньги, семья, дети, я, работа, то есть поставить цифру "1" напротив самого важного для вас понятия, "2" — напротив менее важного в вашей жизни и т.д. Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении

подчеркивается самоценность человека, его "Я". Как показывает опыт, чаще у воспитателей "Я" находится на одном из последних мест (на 4-5-м), что может способствовать эмоциональному выгоранию.

3. Теоретическая часть

Содержит следующие разделы:

  • симптомы эмоционального выгорания,
  • стадии эмоционального выгорания,
  • причины эмоционального выгорания,
  • диагностика симптомов эмоционального выгорания.

4. Практическая часть

Психолог. Предлагаю вам небольшое исследование некоторых особенностей вашей эмоциональной сферы. Постарайтесь отвечать честно, "положа руку на сердце". Разумеется, результаты самодиагностики могут обсуждаться в группе только по вашему желанию.

а) диагностика стрессоустойчивости

б) лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Психолог. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи — то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его

лечении. Профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением

Упражнение "Метеориты"

Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности, выбор наиболее эффективной стратегии поведения.

Материалы и оборудование: листы бумаги, веревка, самолетики из бумаги с надписью: "Пофигисты" и "Трудоголики".

Психолог предлагает участникам поиграть, предварительно разделив их на 2 команды. Для деления на команды необходимы два помощника (желающие из числа участников занятии — они иудут капитанами команд). Им задается вопрос, отвечая на который они выбирают второго члена своей команды из общей группы. Второй вопрос задается уже выбранному, второму члену команды — так появляется третий и т.д.

После того как команды сформированы, им по жребию присваивается название: "Трудоголики" или "Пофигисты" и вручаются самолеты. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта.

Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции ("Почему хорошо быть "трудоголиком"?"; "Почему хорошо быть "пофигистом"?"). Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.

Задание № 2. Воспитателям предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника (помещение, где проходит занятие, разделяют положенной на пол веревкой — "границей"). Игра в метеориты длится 2-3 минуты, после чего по сигналу психолога прекращается. Побеждает тот, у кого на территории оказывается меньше метеоритов.

Затем проводится обсуждение вопросов, связанных с профилактикой синдрома эмоционального выгорания воспитателей.

—        Кем же лучше быть: "трудоголиком" или "пофигистом"?

— Какие методы борьбы с эмоциональным выгоранием вы знаете и используете?

Далее психолог кратко рассказывают о целом арсенале существующих средств и методов борьбы с профессиональными стрессами и синдромом эмоционального выгорания:

  • психотренинг;
  • психотерапия, арт-терапия, визуализация, игротерапия, музыкотерапия;
  • соблюдение психогигиены (настрой на позитив; умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок; расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательная гимнастика, определение целей и положительная внутренняя речь);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов профилактики СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других детских садов, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими людьми, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между физическим состоянием и разумом существует тесная связь: неправильное питание, гиподинамия, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

После обсуждения психолог предлагают воспитателям памятку по профилактике эмоционального выгорания и приглашает к дальнейшей совместной работе.

5. Рефлексия (обсуждение результатов семинара).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...