Консультация ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
консультация по теме

КОНСУЛЬТАЦИЯ  для педагогов  « Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vliyanie_dvigatelnoi_aktivnosti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 54 «Радуга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  

для педагогов

« Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников»

Инструктор по физ.воспитанию: Ульянова И.А.

г. Мытищи, 2012г.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Простым приближенным показателем этой величины у детей раннего возраста может быть число локомоций в час бодрствования. Число шагов ребенка за день прямо связано с его физическим развитием. Дети с большей двигательной активностью значительно лучше развиты. Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего — не менее 60 % . Определена зависимость двигательной активности здоровья детей раннего возраста от сезона года, возраста, пола и формы стопы. Измерения двигательной активности обычно проводятся в условиях постоянного режима в течение часа периода бодрствования первой половины дня с помощью шагомера, который фиксируют на поясе спереди. При обследовании 238 детей установлено, что весной дети активнее, чем осенью (р<0,01), и двигательная активность нарастает от осени к весне.

Трудно утверждать, что двигательная активность в этом возрасте повышается в связи с сезоном года, в данном случае увеличение числа локомоций связано с формированием двигательных умений — дети стали на полгода старше. Число локомоций у мальчиков и девочек второго и третьего лет жизни статистически неразличимо. Дети 3-го года жизни активнее, чем дети 2-го года — в среднем на 200 шагов в час. Интересно, что весной и осенью двигательная активность мальчиков выше, чем девочек на 1-1,5 тысячи движений, хотя статистически различия значений недостоверны, а в зимний период года, напротив, девочки достоверно активнее мальчиков.

Итак, увеличение числа шагов по мере увеличения возраста детей показывает зависимость этого показателя от развития организма. По-видимому, у детей 3-го года жизни на двигательной активности сказывается не только календарный возраст, но и уровень или, может быть, индивидуальный темп физического развития, обусловленный полом.

Подсчет числа локомоций у детей, воспитывающихся в детских коллективах, может быть критерием для оценки режима их жизни, а также является перспективным методом изучения состояния и развития детей, их формы стопы. Плоскостопие — часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное — очень часто. Из-за плоскостопия резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление), затрудняется движение (ходьба, бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка или взрослого и снижает их работоспособность.

Для определения практической ценности этой гипотезы проанализирована двигательная активность 54 детей раннего возраста в зависимости от формы стопы. Форму стопы определяли путем отпечатка, полученного при помощи плантографа, предложенного А. В. Сидоровой. Для получения детских плантограмм можно использовать рамку или пяльцы с натянутой на них тканью (лучше льняной) и полиэтиленовой пленкой. На ткань кистью или ватным тампоном наносят штемпельную краску, тушь или чернила, разведенные водой с добавлением глицерина в соотношении 1:1. Лист бумаги или газеты подкладывают под пяльцы, ребенок встает обеими ножками на полиэтиленовую пленку. Так получается отпечаток его стоп. За плоскостопие принимали частичное или полное опущение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп.

Для оценки продольного свода стопы проводили две линии от центра пятки к центру большого пальца и второму межпальцевому промежутку (между 2-м и 3-м пальцами). Если внутренний край стопы расположен вне обеих линий — стопа нормальная; если между линиями — стопа умеренно уплощена (1-2 степень). Если обе линии расположены на отпечатке стопы — имеет место уплощение продольного свода стопы 3 степени.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Так, если при нормально сформированной стопе ребенок 2-го года жизни делает 1013 движений в час, а 3-го года — 2062,6, то при уплощении стопы I степени — 937,3 и 1775 соответственно. У детей 2-го года жизни с уплощением продольного свода стопы число локомоций в час не превышает 700, а у детей 3-го года жизни — 1,5 тысяч. Различия двигательной активности детей с нормально сформированной стопой и уплощенным сводом стопы достоверно установлены как у детей 2-го, так и 3-го года жизни.

Простые профилактические мероприятия: раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений — помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем детском возрасте. Эта работа должна проводиться дома под руководством родителей и во всех дошкольных учреждениях под наблюдением медперсонала. Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Это достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности стопы.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в занятия утренней гигиенической гимнастикой, а также использовать в физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений — активное пронирование стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые и прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы:

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
  2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  3. Ходьба на носках по наклонной плоскости — медленно, повторить 5-10 раз.
  4. Ходьба по палке.
  5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой — повторить 2-5 раз.
  6. Катание обруча пальцами обеих ног поочередно — в течение 2-4 минут.
  7. Приседание на гимнастической палке под поперечным сводом стопы, медленно, с опорой на стул — повторить 3-8 раз.
  8. Приседание на мяче, медленно, с опорой на стул или балансируя разведенными в стороны руками — повторить
    8-10 раз.
  9. Сгибание и разгибание стоп, сидя на стуле, в среднем темпе — повторить 10-30 раз.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами;    ног в течение 1-3 минут — выполнять упражнение поочередно обеими ногами.

В работе с детьми всегда следует поддерживать их интерес к проводимым занятиям, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции, создаваемые во время занятий с ребенком. Набор музыкальных произведений для занятий должен быть разнообразным — это и танцевальные мелодии, и детские песни — ритмичные, тонизирующие или успокаивающие. Дети должны знать цель этих занятий и стремиться к достижению положительного результата — улучшить здоровье, осанку, походку, форму стопы. Позитивного отношения к работе над собой дошкольникам помогает достичь разнообразие игр и упражнений. Упражнения можно чередовать, подбирать из разных комплексов упражнений, исходя из условий (уличная площадка, парк, лесная зона, спортивный или музыкальный зал).

Для профилактики и лечения плоскостопия можно использовать следующие упражнения:

  1. Катать вперед-назад мяч или скалку — сначала одной ногой, затем другой.
  2. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения), пальцами ноги постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой-нибудь предмет; выполнять поочередно каждой ногой.
  3. Сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем ноги провести по подъему другой ноги в направлении от большого пальца к колену; сделать 3-4 «поглаживания» каждой ногой.
  4. Сидя на полу с согнутыми коленями, собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить; выполнять поочередно каждой ногой.
  1. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
  2. Сидя на полу с согнутыми коленями (стопы прижаты к полу), подогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить и так далее (имитация движения гусеницы); выполнять упражнение двумя ногами одновременно.
  3. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, колени слегка развести, прижать подошвы одну к другой (в форме кораблика); постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг к другу и пальцы, и пятки.
  4. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях — наружу и внутрь.
  5. Сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между стоящими на полу стопами около 20 см), «склонить» друг к другу согнутые пальцы ног, а затем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте; повторить несколько раз.
  6. Сидя на полу с согнутыми коленями, касаясь пола только пальцами ног и не касаясь пятками, двигать ступнями вверх и вниз; в процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  7. Сидя на стуле (стопы на полу, расстояние между ними около 20 см), сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.
  1. Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.
  1. Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.
  1. Перекатываться с пятки на носок и обратно.
  1. Ходить по ребристой доске, массажному коврику, камешкам, гальке и по воде.
  1. Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик.

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений во всех случаях лечения и

профилактики плоскостопия дают прекрасные результаты, улучшая связочный свод, форму и функцию стопы. Помимо специальных упражнений, большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см, для подростков — 3-4 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гигиеническую гимнастику, принимать закаливающие процедуры, играть в различные подвижные игры. Полезны бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде, коньках и лыжах; в теплое время года нужно ходить босиком по грунту, а самые закаленные могут даже пробежаться по снегу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

В статье обобщён опыт работы по повышению двигательной активности детей старшего возраста....

Консультация на тему: «Влияние двигательной активности на закаливание детского организма »

laquo;Чтобы сделать ребенка умным ирассудительным, сделайте егокрепким и здоровым. Пусть онработает, действует, бегает -находится в постоянном движении."Ж. Руссо...

Консультация для педагогов "Влияние двигательной активности на закаливание детского организма"

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных си...

Консультация " Влияние двигательной активности на здоровье ребенка"

Консультация " Влияние двигательной активности на здоровье ребенка"...

Консультация для воспитателей «Влияние двигательной активности на закаливание детского организма»

Здравствуйте, представляю консультацию для воспитателей "Влияние двигательной активности на закаливание детского организма" Здесь вы найдете что такое двигателдьная активность как она влияет...

Консультация для родителей: Влияние двигательной активности на здоровье ребёнка

Физическая или двигательная активность -  суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени...

Консультация для педагогов «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»

Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавател...