Консультация для педагогов «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»
консультация по физкультуре

Хохлова Елена Сергеевна
Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx637.98 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина   города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевска Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Василек»

Консультация для педагогов

«Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»

Хохлова Елена Сергеевна,

                                                                         воспитатель

СП «Детский сад «Василек»

 ГБОУ ООШ №20

г.о. Новокуйбышевск                                                                                                  2024

Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физической культуры, правильного организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста.

Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов.

К ним в первую очередь относят постоянное увеличение объема и интенсивности нагрузки, преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловлена не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников : сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Одним из механизмов решения данной проблемы является интегрированный подход к организации занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников выводит на путь интеграции разных видов образовательной деятельности.

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса - «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций).

Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться по нескольким направлениям:

  • Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний,

полученных детьми на других занятиях (развитие речи, математика и т. д.) 

  • Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие

знания из различных областей образования дошкольников.

  • Разработка и внедрение интегративных образовательных

программ, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном учреждении.

Рассмотрим примеры интеграции физкультурных занятий и математики.

На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

Например: упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Можно использовать Игры и эстафеты: «Цифровой ряд», «Сложи слово», «Листопад», «Мама и детёныш», «Полезные продукты».

Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.

При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.

В этой связи педагог должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени отводимого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность интегрированных занятий.

Интегрированная технология, реализуемая в образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка.

Влияние двигательной активности на умственное развитие детей

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

гимнастика (утренняя, пробуждающая, после дневного сна)

физкультурные занятия

подвижные игры

активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)

прогулки

игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

логоритмика

Первое место

в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности. Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции.

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, тем самым влияют на умственное развитие. 

Пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия» работа с бархатной бумагой, ватой и шнурками).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
 
        Второе место

в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.

Физкультурные занятия

способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта

позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий

позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации

способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности

развивают речь

развивают у детей оценочные суждения

несут оздоровительную направленность

обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности

позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма

способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания

формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям.

дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

Третье место

отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Заключение:

Все перечисленные виды двигательной деятельности в доу выполняют значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов, тем самым направлены на развитие умственных способностей детей.

Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательной деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их умственных способностей, а у ребёнка – стойкую мотивацию на обучение и здоровый образ жизни.

Важно понимать, что забота об умственном, психическом, физическом здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

 Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

"Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"                            ...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протек...

Консультация для педагогов на тему"Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности"

Дети-это исследователи. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее они развиваются....

Консультация для педагогов " роль пантомимы в обеспечении двигательной активности детей

Как можно оздоровить ребенка? способов и методов много. Всегда была и остается плноценной для здоровья двигательная деятельность....

Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности

 Среди многообразных факторов, влияющих на состояния здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным условием. Чем выше двигательная активность ре...

Консультация для педагогов. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Нетрадиционное оборудование из бросового материалаПолноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и ...

Консультация для педагогов ДОУ «Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОО»

Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательной деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родит...