Методическая разработка "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка по теме

Фадеева Екатерина Петровна

Методическая разработка из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья детей, должны приносить ощутимые результаты.

       На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

         Вся работа по  адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

      Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.  

Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий

1. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

          Здоровье детей — богатство нации. Коль здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В  настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения.

           О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей год от года становится все меньше. Статистика свидетельствует: физиологически  зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет 10%,  то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Поэтому  возникли вопросы: «Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям стать действительно здоровыми? Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, помочь сохранить и улучшить здоровье?  Как  найти ответы на эти непростые вопросы?»

          Целью работы стал поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.  

       Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для повышения эффективности этой работы в практику  помимо традиционных физкультурно-оздоровительных методов  внедряются  новые здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а также предупредить невратическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма. 

  Здоровьесберегающая образовательная технология – это совокупность принципов, приемов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьясбережения. 

Здоровьесберегающая среда  включает несколько компонентов:

  • режим дня
  •  сбалансированное питание
  • предметно-развивающее пространство группы, физкультурного зала
  • взаимодействие ДОУ, семьи, социальных институтов и институтов детства

 Развивающая направленность здоровьесберегающей среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья дошкольни- ков, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.

  1. Методы оздоровления дошкольников

           Процесс формирования здоровья детей — это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.

При этом выбор методов оздоровления  осуществляют:

  1. С учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья;
  2. Используют  методы,  способствовавшие развитию  основных факторов здоровья, а именно: активности, личности, ответственности, самостоятельности, осознанию значимости (ценности) своего здоровья, потребности развития, потребности  самоактуализации,  повышению веры в свои возможности;
  3. Создают образовательную среду, обеспечивающую систему всех стресcо -образующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха, необходимой не только для познавательного процесса, но и для нормального психофизиологического состояния.

  1. Мониторинг

       Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий   используют мониторинг состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений.

   Мониторинг необходим  не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в детском саду. На основе принятых критериев мониторинга определяют  уровень физического здоровья детей, что позволяет  определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка. Проведенные исследования показали, что ранняя диагностика патологии некоторых функциональных систем детского организма и своевременное проведение реабилитационных мероприятий значительно расширяют его резервные возможности и повышают уровень двигательного и физиологического развития ребенка, а также  к концу года его уровень повышается за счет регулярно проводимых мероприятий. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают  установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используют для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования   коррекционно-оздоровительной  работы (см. приложения 1; 2; 3, стр. 15;16).

  1. Дифференцированный подход в решении

валеологической задачи ДОУ

        Приоритетной задачей  детского сада является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни средствами валеологии.  Новое (валеологическое) направление потребовало   новых знаний, изучение новых  технологий.  Знакомство  с  трудами Израиля Брехмана (доктор медицинских наук, профессор, академик Академии технологических наук) : «Начало пути», «Валеология : лекарство для здоровья», «Проблемы обучения человека здоровью»;  помогло усвоению программы по валеологии и физической культуре Казаковцевой Т.С. «Здоровье с детства» и «Основы практической валеологии»  Латохиной Л.И.; «Воспитание здорового ребенка» Маханевой М.Д. и т.д. Сегодня  наиболее актуальным и наименее разработанным является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях (организация физкультурных занятий на основе дифференцированного подхода).


  1. Физиологические особенности мальчиков и девочек

          Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ  программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.. Васильевой, показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы. По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

    Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода, однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание ориентированно на «условного ребенка» а не на мальчика и девочку. Те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

 Основываясь на исследованиях в области медицины, педагогики, физической культуры и соотношения мальчиков и девочек в группах старшего возраста, организуя процесс физического воспитания детей, нужно учитывать их половые особенности.

            К 6-7 годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Ясно, что девочки, это не мальчики, их отношение к спорту не может быть одинаковое. Разница между мальчиком и девочкой спортивными достижениями естественно и закономерно и поэтому всегда будет существовать в силу, прежде всего природных функциональных и морфофункциональных особенностей женского и мужского организма. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Они по-разному слышат, видят, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по- разному осмысливают все. Мальчики больше ориентируются на принцип наглядности, а девочки - на принцип вербальности (мальчики на действия, а девочки на речевое содержание).  Задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить. С этой целью проводится исследование по  изучению количественного состава мальчиков и девочек в старших группах  детского сада (см. приложение 4, стр.16).

        Что же касается формирования полоролевой ориентации, активности в общении в связи с полоролевой принадлежностью, то в этом плане ключевая роль принадлежит семье. Влияние  родителей проявляется как прямым способом - посредством демонстрации образцов поведения, внушения, оценки, так  и косвенным – формированием представлений о роли мужчины (маскулинной) и женщины (феминной). Формирование мужского стиля поведения мальчиков затрудняется тем, что большинство специалистов ДОУ – женщины. Они и воспитывают в детях феминные качества. К тому же в семье мальчики больше общаются с мамами и достаточное количество в детском саду неполных семей. Как представляют родители качества, которые необходимо развивать и воспитывать у своих детей? Есть ли на самом деле, по их мнению, различия в проявлениях этих качеств у мальчиков и девочек? Наконец, каковы их суждения относительно развития физической активности ребенка? На эти вопросы можно ответить  с помощью анкетирования.

         Полученные данные  проанализировать в следующих направлениях: а) в целом по дошкольникам (независимо от пола); б) с учетом пола(см.приложение 5; 6, стр.17).

 Родители по-разному характеризуют  двигательную активность мальчиков и девочек. Анкета помогает  выявить представления родителей и о том, какими качествами характера следует уделять больше внимания в воспитании детей независимо от их пола. Таблицы свидетельствуют: родители выделяют у мальчиков комплекс традиционно мужских качеств, у девочек – женских.

   Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков больше места занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры, а девочки предпочитают игры с мячом, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. И в то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени.  

 

2.2. Дифференцированный подход в физическом воспитании

             Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности  детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет  разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Экспериментальные занятия  включают следующие  виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами,  шарфами и т.д. Практика показала                 превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

 

   В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)

Каждое занятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)

2.3. Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников

Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:

  • Фактически не одно методическое пособие для воспитателя детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.
  •  Не все научные разработки заканчиваются методическими рекомендациями, которые могли бы быть использованы в практической работе. С одной стороны расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, с другой – руководитель физического воспитания не всегда знает, как  внедрить  здоровьесберегающую технологию, чтобы не нанести вреда здоровью ребенка; это затрудняет его работу и свидетельствует о необходимости методического сопровождения.
  • Условия, созданные в дошкольном учреждении для проведения физкультурно-оздоровительной работы зачастую неприспособленны.

       Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.

Это и является   спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной  задачей  родителей и педагогов  дошкольного учреждения.

        Благодаря  целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей,  воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.              

         Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола.  Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

2.4.  Рекомендации для воспитателей,

инструкторов физической культуры и родителей

по воспитанию и обучению детей с учетом пола

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций, двигательной активности.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Делая замечание мальчику, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Делая замечание  девочки, помните о эмоциональной бурной реакции. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  1. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  1.  Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  2.  Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  3.  Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1.  Бочарова Я. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.
  2.  Ефименко Я. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999.
  3.  Репина ТА. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. М., 1995.
  4.  Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.
  5.  Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. — М.: Издательство МИПКРО, 2001.
  6.  Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — М.: Сфера, 2007.
  8.  Голицына Н.С., Щумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. — М.: Скрипторий 2003, 2007.
  9. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. —М.: Просвещение, 2002.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М: АРКТИ, 2000.
  11. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. — М.: Дрофа, 2000.
  12. Федорцева М.Б, Шелкунова Т.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие -  МОУ ДПО ИПК Новокузнецк ,2009.
  13. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта – М.: Илекса, народное образование;Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 5

Представления родителей о качествах,

которые необходимо развивать и воспитывать у детей.

У мальчиков

У девочек

Независимо от пола

Мужественность

Смелость

Храбрость

Бесстрашие

Честность

Скромность

Аккуратность

Женственность

Мягкость

пластичность

Доброта

Ответственность

Трудолюбие

Коммуникабельность

Отзывчивость

Уверенность в себе

Самостоятельность

Вежливость

Приложение 6

Оценка родителями физической активности ребенка, %

Родители девочек

Родители мальчиков

Реальная

(какая есть у ребенка)

Высокая

Средняя

Низкая

30%

60%

10%

70%

20%

10%

Идеальная

(какая должна быть у ребенка)

Высокая

Средняя

Низкая

20%

80%

90%

10%

Приложение 7

Сценарий спортивного досуга «Мама, папа, я — спортивная семья»

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствовать основные двигательные навыки (бег, прыжки, ползание) в подвижных играх и эстафетах.
  2. Дифференцированно оценивать действия детей: у мальчиков отмечать качество выполнения задания — четкость, ритмичность, правильность; у девочек — грациозность, гибкость, выразительность.
  1. Стимулировать двигательную самостоятельность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.

Место проведения: спортивный зал.        

Парад участников под музыку.

Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!

Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.

Родители

Всем ребятам наш привет!

И такое слово — спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать как здоровым стать!

Приучай себя к порядку — делай каждый день зарядку,

Смейся веселей, будешь здоровей!

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

 Спорт — помощник, спорт — здоровье,

Спорт — игра, физкульт — ура!

Все собрались, все готовы?

Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.

Ведущий

Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.

На команды разделитесь, в две колонны становитесь.

Участники делятся на две команды со своими эмблемами — «Бодрячок» и «Крепыш». Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Разберем мы пирамидку: раз -два-три - четыре - пять.

 А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.

«Собери пирамидку»

Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.

Ведущий

Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.

«Семейная эстафета с мячом»

Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.

Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.

Предлагаю в схеме разобраться

И построить полосу препятствий.

«Строители»

Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.

Ведущий

Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.

«Дружная семейка»

Преодоление полосы препятствий всей семьей.

Ведущий. Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.

«Наведи порядок»

Мамы и девочки убирают модули на место.

Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.

Раздается крик. Появляется Карлсон. Он едет на самокате, в сумке калоши и два зонта.

Карлсон. Подождите! Подождите! Ой-ой! Опоздал! (Достает подушку, ложится на нее, обвязывает голову полотенцем.)

Ведущий. Карлсон, ты что разлегся? Вставай! У нас спортивный праздник, а ты лежишь.

Карлсон. Опоздал! Я так торопился, спешил и, наверное, заболел! И никто меня уже не вылечит!

Ведущий. Ребята, что же делать? Как помочь Карлсону? А вы случайно не знаете, что любит Карлсон?

Дети. Варенье.

Карлсон. Да, да!!! Правильно!

Ведущий. К сожалению, у нас с собой нет варенья, но зато мы можем угостить тебя конфетами.

«Угости Карлсона конфетой»

Перед командами на веревке висят большие конфеты из фольги. По сигналу участники подбегают к веревке, срывают конфету и бегут, кладут Карлсону в сумку.

Карлсон. Ой, полегче стало.

Ведущий. А скажи-ка нам, Карлсон, чем ты занят по утрам?

Карлсон. Я, ребята, долго сплю, до полудня я храплю.

Ведущий. Расскажи нам по порядку: Часто делаешь зарядку?

Спортом занимаешься? Водою закаляешься?

Карлсон

Нет, зарядки-то, ребята, я не делал никогда.

Закаляться?

Страшно, братцы, ведь холодная вода!

Может средство есть такое?

 Чтобы сильным, ловким стать, от других не отставать?

Первый ребенок

Тебе откроем мы секрет — в мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен, проживешь тогда сто лет!

Чтоб не болеть и не простужаться, ты зарядкой должен заниматься!

Второй ребенок

Чтобы сильным, ловким быть, нужно с солнышком дружить,

Утром раньше всех вставать и зарядку выполнять.

Третий ребенок

Все мы любим физкультуру, любим бегать и скакать,

Умываться тоже любим, очень любим танцевать.

Рядом с нами ты вставай и за нами повторяй!

Танец «Зверобика» (Раз, два, три — ну-ка повтори!)

Дети встают в шеренгу, родители на противоположной стороне, лицом друг к другу. Дети исполняют танец, родители повторяют движения. Карлсон кривляется и всех смешит.

Ведущий

Неважно получается., но Карлсон так старается!

Как следует поучится и сразу все получится!

А скажи, Карлсон, зачем тебе калоши, зонтик? Ведь сегодня такая хорошая погода!

Карлсон (хитро). А-а! Это я не случайно захватил их с крыши. На всякий случай. Один раз так бежал от дождя! Хотите посмотреть, как это было? (Показывает, дети смеются.) Смеетесь? А у вас-то и так не получится!

Ведущий. А это мы проверим! И заодно покажем тебе, как ведут себя настоящие мужчины, когда начинается дождь.

«Дождливая погода»

Девочки надевают калоши, бегут «змейкой» между «лужами», а мальчики держат в это время над девочками зонт. Передают калоши и зонт следующей паре. Родители выполняют то же самое.

Карлсон. Вы, ребята, молодцы! С вами буду я дружить и научу играть в свою любимую игру (выносит воздушные шары).

«Воздушный волейбол»

Участники двух команд стоят напротив друг друга, между ними натянута лента. Нужно перебросить как можно больше шаров на сторону соперника.

Жюри подводит итоги, вручает дипломы и медали.


Приложение 8

План – конспект занятия по физкультуре

с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка

 Задачи:   

1. Закреплять  и совершенствовать двигательные навыки и умения, предоставлять возможность развивать познавательный интерес детей.

2 .   Упражнять в ходьбе и беге по кругу,  взявшись за руки.                                  

3.  Закреплять навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги в прыжках,  развивать  силу  -   у  мальчиков; упражнять   в сохранении устойчивого равновесия,  развивать гибкость и чувство ритма   –  у девочек.                                                                                                                                                           Оборудование:  гимнастические палки, скамейка, шнур, обручи 5 штук, 3-4  гимнастических мата, ленточки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть.   Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному, в круг. Ходьба и бег по кругу взявшись за руки, со сменой темпа. Дыхательное упражнение “Петушок”:

Основная часть

   Общеразвивающие  упражнения  (с гимнастической палкой).

  • И.п. – основная стойка, палка вниз, хват на ширине плеч.

1-палку вверх, отвести  правую ногу назад на носок;

2 -и.п.

Тоже левой ногой. 5-6 раз.

  • И.п.- основная стойка, палка вниз.

1-2 –присесть, палку вынести  вперед,  руки прямые;

  3-4-и.п.   5 раз.                                                                                                                

  • И.п.- стойка ноги на ширине плеч, палка на лопатках, хват сверху;

1-поворот туловища вправо;

2-и.п.То же  влево.    5-6 раз.                                                          

  • И.п.- сидя ноги врозь ,палка на бедрах.

1-палку вверх ;

2-наклон вперед к правой ноге, коснуться носка ;

3-выпрямиться, палку вверх ;

4- и.п. То же к левой ноге. 5-6 раз.                                                                                                                                

  • И .п.  –основная стойка палка вниз .

1- шаг вправо, палку вверх;

2-и.п.То же влево.   5-6 раз.                                                                                                                        

  • И.п. – основная стойка палка на плечах хват сверху.

1 – прыжком ноги врозь;

2 –прыжком ноги вместе .

 Под счет 1-8 .    2-3 раз.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Основные виды движений:

1.  Равновесие: ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, руки в стороны ( девочки)    2-3 раза ;  

ходьба боком по шнуру, руки на поясе – (мальчики)  2-3 раза.  

2 . Прыжки: прыжок в длину с места (мальчики) 5-6 раз;   прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч (девочки) 4-5раз.

3 .Мальчики –  упражнения на кольцах  «вис и уголок» ;   девочки на гимнастических матах  - «корзиночка», «мостик».

Подвижная игра «Ловишка  с лентами».

Заключительная  часть.

Игра малой подвижности «Жуки и бабочки ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...

Методическая разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» педагога-психолога Павловой Я.А.

Методическая разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» педагога-психолога Павловой Я.А.Занятия – игры с использованием технологии «камешков Марблс...