Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
методическая разработка (средняя группа)

Скрябина Елена Гурьевна

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. метод проектов является механизмом взаимодействием семьи и ДОУ. родители оказывают реальную помощь и поддержку в процессе работы над проектом, являются непосредственными участниками образовательного процесса,испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов, успехов ребенка, обогащают свой педагогический опыт.

Педагогический проект на тему "Уроки Мойдодыра" рекомендован для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, но так же может реализовываться в любом другом возрасте и любой категорией детей, так как основная цель проекта формирование у дошкольников  практического опыта по соблюдению КГН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44_uroki_moydodyra_proekt.docx276.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 компенсирующего вида

Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Авторы и участники проекта:

Воспитатели:         Скрябина Елена Гурьевна

Авдеева Наталия Александровна

Дефектологи:       Кузнецова Галина Владимировна

Логопед:                 Гулова Надежда Александровна

Дети средней группы ЗПР

Родители


Паспорт педагогического проекта

«УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Актуальность проекта

         Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

          Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

          Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

          Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

           В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

           При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

        Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

        В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

           Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

         Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

         Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

          При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях умывания.

          Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у дошкольников с ЗПР практического опыта по соблюдению КГН, приобщение родителей к творческому взаимодействию с детским садом, развития у детей познавательного интереса и активизации творческих возможностей педагогов.

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
  2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, учитель-дефекто-

                                      лог, учитель-логопед, родители, дети.

Целевая группа проекта: проект предназначен детям среднего дошкольного

                                               возраста с ЗПР.

Основные формы реализации проекта:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  3. Дидактические игры и упражнения.
  4. Художественное слово.
  5. Чтение художественной литературы.
  6. Праздники и развлечения, беседы.
  7. Работа с родителями.

       Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

         

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

Дети от 3–4 лет должны:

  1. Следить за своим внешним видом.
  2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
  3. вытираться после умывания.
  4. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  4. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Возможности проекта для воспитателей:

  1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
  2. Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью.
  3. Улучшение отношений между детьми.
  4. Укрепление связи с родителями.

Перечень основных направлений проекта.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  1. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  2. Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

  1. Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
  2. Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
  3. Сценарии развлечений и досугов.
  4. Подобрать и оформить методический материал по валеологии.
  5. Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
  6. Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры по данной теме.

Работа с родителями:

Консультации на тему:

  1. «Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
  2. «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Родительские собрания:

  1. «Как вырастить ребенка здоровым?

Краткое описание проекта по этапам.

Тип проекта: групповой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Сроки реализации проекта: конец ноября -декабрь  2012года.

Этапы:

  1. Информационно-аналитический этап:
  1. определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР через наблюдения, беседы;
  2. составление плана работы;
  3. разработка содержания проекта;
  4. создание творческой группы воспитателей ГБДОУ детский сад  № 44;
  5. изучение литературы;

  1. Основной этап:
  1. Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  2. большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
  3. подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;
  4. блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

  1. Заключительный этап:
  1. Подведение итогов работы над проектом;
  2. анкетирование родителей и опрос детей;
  3. презентация проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Подготовительный этап:

  1. Сбор литературы по данной теме.
  1. Диагностика детей по данной теме.
  2. Составление плана работы.
  3. Разработка содержания проекта.

Основной этап:

  1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»;
  2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  3. Оформление уголка (туалетной комнаты);
  4. Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться»;
  5. Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка»;
  6. Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
  7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература;
  8. Дидактические упражнения: «Научим куклу умываться», «Научим Петрушку умываться»,  «Айболит встречает ребят»,  «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо» и т.п;
  9. Дидактическая игра «Это я!», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Белые перчатки»;
  10. Вечер загадок (про мыло, воду, полотенце и другие туалетные принадлежности);
  11. Словесные игры «Наоборот»;
  12. ТРИЗ – «Хорошо – плохо»;
  13. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом;
  14. Чтение русской народной сказки  «Про непослушные ручки и ножки»;
  15. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А.Барто «Девочка чумазая»;
  16. Изготовление театра по сказке «Девочка чумазая»;
  17. Игры ситуации «Купание куклы», «Умывание куклы», «Купание» и т.п.;
  18. Подвижная игра «Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается» и т.п.;
  19. Выставка мыла на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»;
  20. Изготовление коллажа «Что нам надо для умывания»;
  21. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»;
  22. Занятия на тему «Водичка, водичка, умой мое личико», «Путешествие в страну Здоровья», и т.п.;
  23. Анкетирование для родителей «Здоровый образ жизни»;
  24. Папка раскладушка «Растем здоровыми»;
  25. Развлечение «Приключение мыльного пузыря».

Заключительный этап:

  1. Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »
  2. Итоговое занятие: «Вот какие мы большие»
  3. Диагностика детей по данной теме.
  4. Презентация проекта для педагогов ДОУ, родителей         сообщение из опыта работы по проекту.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:

  1. исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  2. наглядные: (панно «Кому нужна вода»;
  3. словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  4. технология моделирования (аппликация);
  5. релаксация;
  6. игровой: (сюрпризный момент, игры)
  7. творческие (книжка-самоделка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Самая милая, самая добрая и красивая»

Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальней...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Мамина весна»

В дошкольном возрасте закладываются основы отношения к маме, бабушке, женщинам в целом, воспитания  любови и уважения к маме. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, желание обер...

Педагогический проект«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с техникой оригами»

Проект в средней группе предназначен для знакомства детей  с техникой "Оригами"...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста Весенний лучок - нам здоровья принесёт

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира....

Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста

Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста...


 

Комментарии

Антонцева Елена Николаевна

Очень познавательный и разнообразный материал.Проект очень понравился! Творческих успехов!

Антонцева Елена Николаевна

Очень разнообразный и интересный материал. Проет очень понравился! Творческих успехов!