Педагогический проект«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с техникой оригами»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Проект в средней группе предназначен для знакомства детей с техникой "Оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_origami.docx | 345.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 352»
603108, город Нижний Новгород, ул. Электровозная, д. 8а, тел. (факс) (831) 242-26-89 ОКПО 58272447, ОГРН 1025202397120
ИНН/КПП 5257054536/525701001
Название проекта:
«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с техникой оригами»
проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста
Характер проекта краткосрочный
Выполнила:воспитатель Михайлова Татьяна Леонидовна
МБДОУ «Детский сад № 352»
, г.Нижний Новгород, Канавинский район
г.Нижний Новгород
2019 год
Актуальность
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. .Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, способствует стимулированию и развитию памяти.Оригами активизирует мыслительные процессы. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого необходимо заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Таким образом, возникшее противоречие ,с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с техникой оригами, формирование у детей конструктивных и творческих способностей детей, и с другой стороны отсутствие целенаправленной , систематической работы привели к выбору данной темы проекта.
Объект проекта: детская творческая деятельность с бумагой, в технике оригами.
Предмет проекта: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на ознакомление детей с техникой оригами.
Цель проекта: создать условия для развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами оригами, содействовать развитию инициативы, фантазии и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Задачи проекта:
1. Дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии;
2. Расширить знания об основных геометрических понятиях (угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т.д.);
3. Познакомить детей с базовыми формами в оригами («треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей»);
4. Развивать познавательную активность детей;
5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам;
6. Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.);
7. Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Время выполнения:две недели.
Участники проекта:дети, воспитатель, родители.
Необходимые материалы:
- Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора, цветная бумага для принтера.
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
Предполагаемый продукт проекта:открытое занятие, разработка консультаций для родителей по теме «Оригами», создание коллективной работы,выставка детских работ ,изготовление лэпбука.
Содержание проекта:
Подготовительный этап
Деятельность детей:
Образовательная область «Познание»
1.Знакомство детей с искусством оригами, получение представлений о значении оригами, о его истории.
2.Знакомство детей со свойствами и особенностями бумаги.
3.Расширение знаний об основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник и т. д.
4.Развитие познавательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
1. Активное участие каждого ребенка в выполнении поделки.
2. Формирование чувства заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
3.Расширение словарного запаса.
4. Развитие лексической, грамматической сторон речи.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие звуковой культуры речи.
Деятельность педагога
1.Создание информационной базы (консультации, папки – передвижки, изучение литературы по теме).
2.Создать условия для создания поделок из бумаги.
3.Организовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей.
4.Диагностирование детей
5.Оформление альбома с иллюстрациями поделок оригами.
6.Анкетирование родителей.
Деятельность родителей:
Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей
Расширять знания родителей об особенностях развития конструктивных и творческих способностей детей и мелкой моторики в процессе работы по оригами.
Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагога и родителей в вопросах конструирование из бумаги в технике оригами.
Основной этап
Организация деятельности детей.
период | тема | задачи | Содержание образовательного материала | Форма работы | Интеграция образовательных областей |
1 неделя | Знакомство с оригами | Познакомить детей со свойствами бумаги, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве. Знакомство с правилами оригами. | Тема: «Что такое оригами?» Тема: «История возникновения бумаги» Ознакомление со свойствами бумаги | Беседа Рассматривание готовых поделок Экспериментальная деятельность(проведение опытов с бумагой) дидактическая игра «Что из чего сделано» Игра «Пускание самолетиков» | Коммуникация Художественное творчество Познание Социализа-ция |
Конструирование | Познакомить детей с поделками из бумаги, показать виды сгибания, находить линию сгиба,угол, сторону.Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. | Тема: «Сказка квадратика» Тарабарина Т.И. | Чтение Динамическая пауза «Бумажные фантики» Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» Игра «Принеси бумажный предмет» | Художествен-ное творчество Познавательное развитие | |
2 неделя | Конструирование | Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее.Аппликационное оформление открытки. Развивать фантазию и творчество. Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» | Тема: «Открытка» Тема: «Солнечный зайчик» | Практическая деятельность Загадывание загадок Дид. игра «Бывает-не бывает). | Художествен-ное творчество Коммуника-ция Познавательное развитие |
Конструирование | Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу.Использовать художественное оформление: из прямоугольников сделать окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца Закрепить базовую форму «Треугольник» | Тема: « Строим домики» Тема: «Запускаем воздушного змея» Коллективная работа: «С днем Мамы» | Рассматривание образцов домиков Практическая деятельность Чтение худ. Литературы Сказка «Кот и лиса», «Заюшкина избушка» Дидактическая игра «Найди свой домик» | Худ. Творчество Коммуникация Познание Художественная литература |
Работа с родителями.
Беседы
Консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать»
«Роль оригами в развитии детей», «Развитие мелкой моторики посредством оригами»
Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
Результаты деятельности детей .
Выставка поделок оригами.
Заключительный этап
Презентация материалов проекта.
Выставка поделок оригами.
Выставка совместного детского творчества с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Сформированные знания у детей об искусстве оригами
Созданы условия для развития творческих и конструктивных способностей у детей
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду
Анализ результатов проекта:
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель-у детей появился интерес к техники оригами и желание узнавать новое о бумаге. Был обобщён и обогащён опыт детей в сфере художественного воспитания путём применения научных методов и приёмов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно конструировать различные поделки. В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих и конструктивных способностей способностей детей, развитию мелкой моторики, эстетического восприятия.
Ключевые понятия проекта:
Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Бумага-материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.Официальное письменное сообщение, документ, рукопись.
Верхняя сторона, нижняя сторона, левая и правая стороны, диагональ, серединка,базовая форма .
Методическое обеспечение проекта:
(Приложение №1)
Беседа для детей среднего дошкольного возраста на тему:
«История возникновения бумаги»
Цель:
познакомить детей с историей возникновения бумаги;
- уточнить и расширить представления детей о бумаге.
- способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса.
- развивать активный и пассивный словарь по теме.
- развивать диалогическую речь;
- развивать память, мышление, внимание;
- расширять зону ближайшего развития детей.
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
Ход беседы:
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность.
Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.
Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику.
Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
Приложение№2
Дидактические игры и упражнения
- Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
- Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные.
- Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные, Конфетки в нас сидели. А детки-сладкоежки Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.) Ветер вдруг набежал И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, Затем бегают врассыпную.) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.) Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.) И в коробку отнесем.
- Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. Бумажная книга, Бумажный стул, Бумажный кораблик ,Бумажное полотенце ,Бумажная обувь, Бумажное пальто ,Бумажная газета.
Приложение№3
Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе.
Тема: Опыты с бумагой.
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
- Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
- Развивать речь и память детей.
- Воспитывать аккуратность.
- Знать правила безопасности с бумагой.
- Продолжать учить детей наблюдать.
Ход :
Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого.
В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте). (показ иллюстраций).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
Исследовательская деятельность:
Опыты с бумагой.
Опыт №1
Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ).
Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист.
Вывод: Значит, бумага намокает!
Опыт №2
Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ).
Вывод: значит, бумага хорошо рвётся!
Опыт №3
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). ).
Вывод: значит, она хорошо мнётся.
Опыт №4
Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Да, мы видим на бумаге жирный след.
Вывод: На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт №5
А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ). Бумага очень быстро
Вывод: Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.
Опыт №6 Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали?
Бумага шуршит, скрипит Вывод: Значит, она может издавать звуки.
Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).
Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
На этом наше занятие закончилось, но узнавать что-то новое о бумаге мы будем продолжать и дальше.
Приложение №4
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.
Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:
- Ваш возраст ______
- Количество детей в семье ________
- Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? _______
- Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?_________
- Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги?
- родители
- бабушки, дедушки
- воспитатели
- братья, сестры
- другие (укажите)__________________________
(нужное подчеркнуть)
- Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___________
- Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___________
- Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?______
Если да, то какая?
- развитие творчества, воображения
- развитие познавательных способностей
- развитие исследовательских навыков
- формирование тонкой моторики рук
- другие (указать)__________________________
(нужное подчеркнуть)
- Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?_____
Спасибо!
Приложение№ 5
Консультация для родителей.
«Что такое оригами?»
В маленьком квадрате кроятся бесконечное множество форм, принимающие облик животных или сложных геометрических фигур. Оригами – это приятный досуг, наполненный философским смыслом. Пробуйте, изучайте, складывайте.
Оригами- история появления.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.
Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
Глупо было бы утверждать, что оригами является чисто японским искусством. Немало стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок из целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами.
Очень ярким примером, подтверждающим этот факт, стала Испания. Местные мастера открыли свой непревзойденный метод складывания птичек «пахарит» (в Мескике эту фигурку позже стали называть немного по-другому — «паярит», который значительно отличался от японских руководств по оригами).
В Испании даже была образована «испанская школа» под тонким руководством философа Мигуеля Уманумо. Здесь были разработаны новые методы складывания классических фигурок, а также изобретены новые, до этого неизвестные даже классикам — японским мастерам. Под испанским влиянием оригами, ставшее за очень короткое время популярным искусством, распространилось и в Латинскую Америку.
Оригами в современной жизни.
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям.
Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.
С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.
Общие правила при обучении технике оригами:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
С какого возраста можно начинать заниматься оригами? Опыт показывает, что некоторые задания прекрасно могут быть выполнены детьми уже в 3-4 года. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять более сложные фигуры и составлять из них композиции на разную тематику. Благодаря этой удивительной технике, вместе с ребёнком вы можете отправиться в удивительные путешествия по Африке, Антарктиде, или заглянуть на дно океана и познакомиться с морскими обитателями. Фантазия вашего ребёнка подскажет в каком направлении вам двигаться!
Вы и сами можете сделать с детьми простые поделки. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. А что-то можно и преподнести в подарок близким. Оригами - это приятное времяпрепровождение для всей семьи!
Список литературы:
1.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера,2006г.
3.Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. 4.М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
5.Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М.: Русское слово,2008
6. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.:АРКТИ, 2006г.
7.Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М: ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г
8. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г
9.Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
10.Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
11.Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
12.Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
13.Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009
14.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие реьенка»,Ярославль,000 «Академия развития».
15.Интернетные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Знакомство с творчеством С. В. Михалкова детей среднего дошкольного возраста"
Проект направлен на ознакомление детей с творчеством С. В. Михалкова. Дети знакомятся с произведениями писателя, заучивают понравившиеся стихи, учатся внимательно слушать произведения, принимают...
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Самая милая, самая добрая и красивая»
Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальней...
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"...
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Мамина весна»
В дошкольном возрасте закладываются основы отношения к маме, бабушке, женщинам в целом, воспитания любови и уважения к маме. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, желание обер...
Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.
В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста Весенний лучок - нам здоровья принесёт
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира....
Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста
Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста...