Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Игры в педагогической песочнице для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильных ощущений.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и  вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать.

Игры в песочнице с прозрачным дном

Игра «Подбери пару»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности.

Ход игры: В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок.

Игра «Найди картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти.

Ход игры: ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой.

Игры в песочнице с подсветкой

 

 Игра «Песочные дорожки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности

Ход игры: Взрослый начинает выкладывать узор из разноцветных камешков, пуговиц, фасоли, а ребёнок продолжает. Ребёнок может по собственному замыслу выложить дорожку, а взрослый, как бы ему в помощь, продолжает ряд, но с ошибками, а ребёнок должен найти их и исправить.

Игра будет продуктивнее при наличии сюжета, например, дорожка для дрессировщика.

Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,обобщение знаний о сенсорных эталонах.

Ход игры: взрослый просит ребёнка вспомнить, что бывает, например, зелёного цвета. Ребёнок называет несколько предметов и рисует их, пальчиком (кисточкой или специальной трубочкой), при этом включая в песочнице соответствующую подсветку.

Для детей старшей возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:

Игра «Прогулка»

Цель: развитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Педагог побуждает ребёнка выполнять те действия с игрушками в песочнице, которые называет взрослый. Например, звери решили пойти вправо, первым пошёл слон, за ним жираф, потом зебра, попугай. Которым по счёту был попугай, кто был следующий,  предыдущий? Дорожка стала широкой и жираф решил пойти справа от зебры, а попугай слева от слона, а обезьяна встала между зеброй и слоном. Кто идёт слева (справа) от жирафа, между слоном и попугаем? И т.д.

 

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие квазипространственных представлений.

Ход игры: Ребенку предлагается найти  миниатюрные фигурки, используя описание места, где спрятана игрушка. Например, найди игрушку справа от дерева, игрушка спрятана между ёлкой и камнем.

Игра «Украсим песочный город»

Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения использовать план-схему.

Ход игры: Дети по схеме, заранее приготовленной педагогом, благоустраивают песочный город (выкладывают дорожки, высаживают цветы на клумбы и др.).

Игры в песочнице с прозрачным дном

 

Игра «Песочные узоры»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку побыть настоящим художником и нарисовать специальным карандашом песочный узор (образец которого лежит под стеклом).

Игра «Соедини точки»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания.

Ход игры: Ребёнок соединяет на листе заданные педагогом фигуры между собой и получает то или иное изображение (квадрат, треугольник и др.).

Игры в песочнице с подсветкой

Игра «Ожившие картинки»

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения.

Педагог предлагает ребёнку побыть сегодня художником и самому нарисовать картинки, которые потом оживут. Взрослый начинает рассказывать, а ребёнок рисует в песочнице пальцем, ладошкой, гребешком или специальной трубочкой. Если ребёнок затрудняется изобразить то, о чём говорит педагог, то взрослый помогает.

Примерный текст:

На небе появилось ласковое солнышко, оно ярко светило, его длинные лучики расходились далеко-далеко во все стороны (жёлтая подсветка).

Но вдруг налетела огромная синяя туча и скрыла солнце (синяя подсветка), пошёл дождик, сначала мелкий, а потом всё сильнее и сильнее.

Вскоре дождь прекратился и на небе снова появилось солнышко (жёлтая подсветка), его тёплые лучики дотянулись до самой земли и согрели её.

Из земли стали появляться травинки (зелёная подсветка), они тянулись всё выше и выше, а потом расцвели красивые красные цветы, их стало так много, что полянка превратилась с огромное красное покрывало.

А потом настала ночь (выключить подсветку).

А когда облака на небе начали развеиваться (белая подсветка), стало видно огромную белую луну.

 

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

 Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают успешными и уверенными в себе взрослыми.

Экспериментируйте, придумывайте новое и интересное, играйте вместе с детьми!

 

Песочный дождик
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 

Песочный ветер
Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры: Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Необыкновенные следы
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 

«Подземные жители» («Кроты»)
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Песочные прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Первый вариант
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

« Секреты сухого и мокрого песка»
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Песочные строители
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Кто к нам приходил?
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Узоры на песке (1 вариант)
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Узоры на песке 2 вар.
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Песочный круг
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Самая милая, самая добрая и красивая»

Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальней...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста "Мои любимые машинки"...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Мамина весна»

В дошкольном возрасте закладываются основы отношения к маме, бабушке, женщинам в целом, воспитания  любови и уважения к маме. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, желание обер...

Педагогический проект«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с техникой оригами»

Проект в средней группе предназначен для знакомства детей  с техникой "Оригами"...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста Весенний лучок - нам здоровья принесёт

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира....

Занятие в педагогической песочнице для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Кто всех умнее?"

Занятие направлено на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников....