Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
статья (старшая, подготовительная группа)

В статье рассматривается проблема формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с опорой на сказки как эффективное педагогическое средство. Раскрывается актуальность темы, обусловленная возрастными особенностями развития дошкольников, а также подчеркивается значимость сказок в нравственном воспитании. Определяются недостатки в современной практике работы с этим видом литературы и необходимость систематизации подходов и педагогических условий для достижения устойчивого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennye_predstavleniya_doshkolnikov.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова виктория Анатольевна
Студент, дошкольное образование, ГБПОУ ДПК, г.Дзержинск

Шульпина Мария Александровна
преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ ДПК, г.Дзержинск

Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с опорой на сказки как эффективное педагогическое средство. Раскрывается актуальность темы, обусловленная возрастными особенностями развития дошкольников, а также подчеркивается значимость сказок в нравственном воспитании. Определяются недостатки в современной практике работы с этим видом литературы и необходимость систематизации подходов и педагогических условий для достижения устойчивого результата.

Ключевые слова: нравственное воспитание, старший дошкольный возраст, сказка, нравственные представления, личность ребенка, дошкольное образование, ФГОС ДО.

Формирование нравственных представлений у детей — одно из важнейших направлений дошкольного образования. Именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются основы нравственных привычек, чувств и социальных отношений, что делает данный период особо значимым для развития личности. На этом этапе происходит активное освоение норм морали, развиваются механизмы поведения и деятельности, усиливается влияние мотивационной сферы, расширяется общение со сверстниками и взрослыми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из ключевых принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы по нравственному воспитанию дошкольников. [1]

Многие известные педагоги прошлого — И.Ф. Гербарт [2], Я.А. Коменский [3], Дж.Локк [4], А.С. Макаренко [5,6], В.А. Сухомлинский [10], Ж.Ж. Руссо [9], Л.Н. Толстой [11], К.Д. Ушинский [12] и другие — подчеркивали важность формирования нравственности именно в дошкольном возрасте. Они отмечали, что такие качества, как правдивость, доброжелательность, трудолюбие, коллективизм, формируются в этом возрасте особенно активно.

Среди эффективных педагогических средств особое место занимает сказка. Сказки несут в себе многовековой опыт народной морали, культурные традиции и духовные ценности. Они позволяют ребенку воспринимать нормы нравственного поведения не абстрактно, а через конкретные образы и поступки героев. Как отмечал В.Я. Пропп, сказка является символом единства народов, так как несет универсальные нравственные послания, понятные детям разных культур.[8]

Однако, несмотря на богатый потенциал сказок, в практике дошкольного воспитания остается множество нерешенных проблем. Не существует выстроенной системы работы по использованию сказок в формировании нравственных качеств дошкольников. Недостаточно определены педагогические условия, при которых сказка действительно становится действенным средством нравственного воспитания.

Таким образом, исследование использования сказок в педагогическом процессе требует дальнейшего осмысления и практической разработки. Актуальной задачей становится определение условий, при которых сказки могут стать эффективным инструментом формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемой является определение условий, в которых сказка будет эффективным средством формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказы и письма Минобрнауки Р.Ф. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 96с. - ISBN 978-5-9949-1024-5. – Текст : непосредственный.

2. Гербарт, И. Ф. Педагогика. Избранные труды / И. Ф. Гербарт ; переводчик А. П. Поливанова ; под редакцией Г. П. Вейсберга. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 213 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09312-4. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. — Текст : электронный

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский; перевод с латинского Д.Н. Королькова ; под редакцией А.А. Красновского. – Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпросса РСФСР, 1939 г. – 324 с. – Текст : непосредственный.

4. Локк, Д. Мысли о воспитании / Джон Локк; Пер. с англ. А. Басистов. — Москва : К.И. Тихомиров, 2023 — 241 с. – URL: (дата обращения: ) — Текст : электронный.

5. Макаренко, А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды / А. С. Макаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 323 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08066-7. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ). - .Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК — Текст : электронный.

6. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма в 2 кн. Книга 1 / А. С. Макаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 348 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06888-7. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. — Текст : электронный.

7. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 387 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09677-4. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. — Текст : электронный

8. Пропп, В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — Москва : Лабиринт, 2000. — 416 с. — Текст : непосредственный

9. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании / Жан Жак Руссо. —Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2022 — 618 с. – URL: (дата обращения ). — Текст : электронный.

10. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. Сост. О. В. Сухомлинская. — Москва : Педагогика, 1989. — 288 с. — Текст : непосредственный.

11. Толстой, Л.Н. О воспитании / Л.Н. Толстой. – Москва : Художественная литература, 1936. – Текст : непосредственный

12. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания : Опыт пед. антропологии / [Соч.] Константина Ушинского. — 8-е изд., сокр. под ред. [и с предисл.] К.К. Сент-Илера и Л.Н. Модзалевского — Санкт-Петербург : тип. Н.А. Лебедева, 1894. —495 с. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"

Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....

ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...