«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"
проект (подготовительная группа)
Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayny_skazok_2020.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Проект
«Тайны сказок»
2019 – 2020 учебный год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта | «Тайны сказок» |
Руководитель проектной группы | Сокова Антонина Брониславовна |
Тип проекта | Психолого-педагогический. По продолжительности - долгосрочный |
Проблема | Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в духовно-нравственном развитии |
Цель | - Создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка |
Задачи | - Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость) -Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор |
Участники проекта | - Старший дошкольный возраст - Родители |
Место реализации проекта | ГБОУ Школа № 2025 здание 10 |
Сроки и этапы реализации проекта | I этап (подготовительный) - декабрь-январь 2020г. -определение темы проекта; -определение цели и задач; -составление информационной карты проекта; -подбор сказок, наглядно-информационного материала; -изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников; -выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации II этап (основной) - февраль-март 2020г. - реализация задач, заложенных в проекте; III этап (заключительный) - апрель-май 2020г. -выявление эффективности работы с детьми Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». -Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»; -Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»; -Видео-презентация: «Сказка звёздочки»; -Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере; -Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет» |
Какие результаты планируется достигнуть | -Усвоение детьми духовно-нравственных категорий; -Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость; -Ответственное отношение за свои дела; -Формирование социальной адаптации ребёнка |
Где будут представлены результаты проектной деятельности | ГБОУ Школа № 2025 здание 10 |
Тематический план
Месяц/Январь | Работа с детьми | Работа с родителями |
2 неделя | 1.Беседа о дружбе 2.Чтение сказки «Подружки». Автор: Юлия Кузнецова | - Посмотреть мультфильм «Друзья товарищи» - Беседа после просмотра |
3 неделя | 1.Беседа: «Что такое хорошо и, что такое плохо?» 2.Чтение сказки «Чудесное превращение». Автор: Марина Потоцкая | - Посмотреть мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо» - Беседа после просмотра |
4 неделя | 1.Беседа: «Что такое совесть?» 2.Чтение рассказа «Не надо врать». Автор: Михаил Зощенко | - Посмотреть мультфильм: «Вовка и совесть» - Беседа после просмотра |
Февраль | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | 1.Беседа: «Что такое честность?» 2.Чтение сказки «Честное слово». Автор: Леонид Пантелеев | - Посмотреть мультфильм: «Храбрец удалец» - Беседа после просмотра |
2 неделя | 1.Беседа о животных 2.Чтение сказки «Верность». Автор: Александра Ленарская | - Посмотреть мультфильм: «Верните Рекса» - Беседа после просмотра |
3 неделя | 1.Беседа о животных 2.Чтение сказки «Защитник». Автор: Елена Пиетиляйнен | - Посмотреть мультфильм: «Большой Ух» - Беседа после просмотра |
4 неделя | 1.Беседа: «Что такое красота» 2.Чтение сказки «Красота души». Автор: М.А. Андрианов | - Посмотреть мультфильм: «Девочка и слон» - Беседа после просмотра |
Март | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | 1.Беседа: «Мои добрые поступки» 2.Чтение сказки «Как Маша стала большой». Автор: Евгений Пермяк | - Посмотреть мультфильм: «Маша больше не лентяйка» - Беседа после просмотра |
2 неделя | 1.Беседа: «Что такое радость?» 2.Чтение сказки «Купите радость». Автор: Ирина Рогалёва | - Посмотреть мультфильм: «Песенка радости» - Беседа после просмотра |
3 неделя | Видео-занятие: 1.Беседа «Что такое доброта?» 2.Чтение сказки: «Ёжик из супермаркета». Автор: Марина Потоцкая | - Посмотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка» - Беседа после просмотра |
4 неделя | 1.Беседа о внешней и внутренней красоте 2.Чтение сказки «Серая звёздочка». Автор: Борис Заходер | - Посмотреть мультфильм: «Цветик-семицветик» - Беседа после просмотра |
Апрель | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | 1.Беседа о зависти 2.Чтение сказки: «Завистникам». Автор: Нелли Копейкина | - Посмотреть мультфильм: «Остров ошибок» - Беседа после просмотра |
2 неделя | 1.Беседа о поведении 2.Чтение сказки: «Госпожа Нехочуха». Автор: Ирис Ревю | - Посмотреть мультфильм «Нехочуха» - Беседа после просмотра |
3 неделя | Видео-занятие: 1.Беседа: «Что такое лень?» 2.Чтение сказки: «Как София в гости к лени ходила» | - Посмотреть мультфильм: Сказка «Про Лень» - Беседа после просмотра |
4 неделя | Видео-занятие: «Сказка звёздочки» | - Посмотреть мультфильм: «По дороге с облаками» - Беседа после просмотра |
Май | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | Видео-занятие: 1.Беседа: «Что такое дружба?» 2.Чтение сказки: «Сказка о дружбе и её потере» | - Посмотреть мультфильм: «Самый большой друг» - Беседа после просмотра |
2 неделя | Видео-занятие: 1.Беседа: «Волшебные слова?» 2.Чтение сказки: «Волшебное слово». Автор: Валентин Осеев | - Посмотреть мультфильм: «Мешок яблок» - Беседа после просмотра |
3 неделя | Видео-занятие: 1.Беседа: «О красоте в непохожести и доброжелательности?» 2.Чтение сказки: «Дедушкин совет» | - Посмотреть мультфильм: «Подарок для самого слабого» - Беседа после просмотра |
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребёнок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цель проекта:
- Создание условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи проекта:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость)
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми духовно-нравственных категорий;
- Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- Ответственное отношение за свои дела;
- Формирование социальной адаптации ребёнка
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
-определение темы проекта;
-определение цели и задач;
-составление информационной карты проекта;
-подбор сказок, наглядно-информационного материала;
-изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников;
-выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации
Основной этап:
Часто на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Дети отвечают: сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Реализация задач, заложенных в проекте:
- проведение наблюдений, занятий, бесед с детьми;
- совместная деятельность педагога, детей, их родителей: чтение сказок, рисование иллюстраций к сказкам детьми, оформление выставок рисунков детей по прочитанным сказкам, создание альбома «Тайны сказок»
Заключительный этап:
-выявление эффективности работы с детьми
Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
- Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»;
- Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»; - Видео-презентация: «Сказка звёздочки»;
- Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере;
- Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет»
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровый потенциал:
- дети
- родители
Информационное обслуживание проекта:
- интернет-сайт (страничка в социальной сети)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...
Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....
Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных сказок».
Чтобы сказки не обидеть –Надо их почаще видеть.Их читать и рисовать,Их любить и в них играть!Сказки всех отучат злиться,А научат веселиться,Быть добрее и скромнее,Терпеливее, мудрее....