Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"
консультация (старшая группа)
При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздывать на занятия и т.д., причиной которых являются особенности восприятия времени дошкольниками.
Независимо от возраста у детей дошкольного возраста развивается «чувство времени», т.е. способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств.
Использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени, его свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlyaroditeley.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида
Консультация для родителей
на тему:
"Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы»
Составила и провела: Варюхина Л.А
Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздывать на занятия и т.д., причиной которых являются особенности восприятия времени дошкольниками.
Независимо от возраста у детей дошкольного возраста развивается «чувство времени», т.е. способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств.
Известные исследователи детской литературы, такие как И.Н.Арзамасцева, В.В.Гербова, Л.С.Кудрявцева и др., выделяют следующие жанры детской литературы: колыбельные песни, потешки, прибаутки, нелепицы, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки, заклички, русские народные песни, былины, сказки, басни
- Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.
Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например, Заря-заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает. И лес-то спит, И река-то спит, Ходит сон У окон, Оле спать велит. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.
- Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка.
Например: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
- Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста.
Например: - Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Починить можно? - Иглы нет. - А велика ли дыра? - Один ворот остался.
- Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет.
Например: Сегодня день целый Все звери у дела: Лисичка-сестричка Шубку подшивает, Сер медведь. Старый дед, Сапог подбивает. А сорока-белобока Мушек отгоняет. Медведица Маша Варит детям кашу. Зайчиха под ёлкой Метет метелкой. Кошка лыки дерёт, Коту лапотки плетет.
- Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет. Ясный месяц И мышатки По ночам Играют В прятки. Месяц, месяц, Выходи! Я нашел, А ты - води.
- Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет.
Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». ·Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше. Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Около околицы!
- Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства.
Например: Масленица, Масленица! Широкая Масленица! Гостья нагостилась, С зимушкой простилась, С крыши капели, Грачи прилетели, Воробьи чирикают, Они весну кликают. Кончилось весельице! Беритесь за дельце, Готвьте сошеньку - Выехать на пашенку!
- Былины - героический эпос народа. Применяют при обучении детей в начальной школе. Например, «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор-богатырь» и др.
- Сказки - вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например, «Колобок», «Репка» и др.
- Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется в начальной школе для нравственного воспитания детей. Например, «Мартышка и очки», «Лиса и виноград» и др.
Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. При использовании детской литературы, при этом дошкольники лучше воспринимают материал в стихотворной форме, в форме сказок, поэтому далее раскроем понятие детской литературы и ее основных жанров.
Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей.Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными.
Стихи для заучивания
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать… ( А. Барто)
Встала - прямо не узнать!
До пояса умылась,
Убрала свою кровать
И даже косы расчесать
Сама не поленилась. ( С. Баруздин)
Спят лига, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. ( А. Блок)
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило. ( Ю. Яковлев)
Использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени, его свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на процесс обучения.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе. Ваши ответы будут использованы в написании работы, связанной с изучением вопроса об эффективности использования детской литературы при формировании временных представлений дошкольников.
Вы можете отвечать на вопросы анонимно!
1.Какие интересы есть у вашего ребенка?
2.Подчеркните, какие предметы дошкольного курса для него наиболее интересны: математика, рисование, лепка, письмо, чтение, музыка, физкультура? .
3.В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка? .
4.Занимается ли ваш ребенок самостоятельно? .
5.Какую литературу вы используете при занятиях с ребенком математикой?.
6.Имеет ли место в этих занятиях детская литература?
7.Перечислите, какая?.
8.Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий на практике (при рисовании, лепке, в беседе и т.д.)?
Благодарим за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мероприятий по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Предсталвены методы, приёмы по правовому воспитанию детей...
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...
Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...
Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...
Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп о формировании финансовой грамотности детей...
Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»
Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...