Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
статья по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
Старший дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений; усвоении элементарных морально-нравственных требований, приучении к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Сегодня мы очень часто становимся свидетелями детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей, да и не только у них, искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего , уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека. Одним из мощных средств, помогающим формировать моральные качества ребёнка является художественная литература, в частности такой ее раздел как сказки.
Сказки прочно вошли в детский быт, близки мышлению ребенка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В сказках ,в том числе в русских народных сказках, в воображении ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Через поступки героев сказок показывается красота добрых поступков и их необходимость в жизни людей.В старшем дошкольном возрасте проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола. Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых ,девочек, берут на себя работу, требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок, развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других и конечно создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.
Методы работы со сказкой:
1)Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3) Беседа по сказке - комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5)Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми . Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах .В процессе нравственного воспитания посредством сказки у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Наша задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Нравственное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжете . Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1099866-1560102261.jpg)
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-745119-1579377533.jpg)
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"
Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-971096-1513097568.jpg)
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность выбранной темы ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827517-1475938261.jpg)
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/24/picture-258943-1369378332.jpg)
План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...