Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
статья по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
Старший дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений; усвоении элементарных морально-нравственных требований, приучении к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Сегодня мы очень часто становимся свидетелями детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей, да и не только у них, искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего , уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека. Одним из мощных средств, помогающим формировать моральные качества ребёнка является художественная литература, в частности такой ее раздел как сказки.
Сказки прочно вошли в детский быт, близки мышлению ребенка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В сказках ,в том числе в русских народных сказках, в воображении ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Через поступки героев сказок показывается красота добрых поступков и их необходимость в жизни людей.В старшем дошкольном возрасте проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола. Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых ,девочек, берут на себя работу, требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок, развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других и конечно создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.
Методы работы со сказкой:
1)Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3) Беседа по сказке - комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5)Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми . Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах .В процессе нравственного воспитания посредством сказки у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Наша задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Нравственное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжете . Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"
Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность выбранной темы ...
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло...
План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...