Выступление на педагогическом совете "Развитие монологической речи детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений"
материал
Выступление на педагогическом совете "Развитие монологической речи детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Развитие монологической речи детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений».
Подготовила воспитатель
ГБОУ лицей №16 СПДС № 21
«Красная Шапочка»
г .о Жигулевск,
Самарская область
Соловьева Мария Александровна
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре и игровых упражнениях, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка.
В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Монологическая речь– это развернутый вид речи. Овладение ей – это необходимая ступень развития. Это пересказ, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, Творческие рассказы, Заучивание стихотворений, Составление рассказов по картине.
Как показал обзор методической литературы, существует огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста. Что касается детей средней группы то здесь особое внимание обращается на использование наглядных методов, к которым относится наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений.
Дидактические игры и упражнения развивают речь детей, обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Именно поэтому в своей работе с детьми для развития связной монологической речи я использую следующие игры:
часто использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей.
Это такие игры как: «Мяч бросай и называй», «Назови ласково», «Подбери действие?», «Назови противоположности» и многие другие. Во многих играх можно использовать мяч, что я и делаю имоим детям это очень нравится.
Использую широко известную игру «Волшебный мешочек» она нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи.
Это такие игры как «Угадай предмет и опиши его», «Как ты узнал», «Расскажи про..» и т.д.
Также использую многофункциональные дидактические пособия такие как
Игра- Поиграй с Зайчиком. Игра захватывает несколько образовательных областей и лексических тем. Данная игра направлена наупражнение детей в образовании названий диких животных и их семью. Закрепления знаний об овощах и фруктах. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи через умение формулировать небольшие связные высказывания в процессе обсуждения, отвечать на заданные вопросы простыми предложениями, делать элементарные выводы.
Аналогичная Игра - Помоги маме на кухне. Игра захватывает несколько образовательных областей и лексических тем. Данная игра направлена на обогащение словаря, формирование навыков словообразования прилагательных от существительных. Умение формулировать небольшие связные высказывания в процессе обсуждения, отвечать на заданные вопросы простыми предложениями, делать элементарные выводы. Воспитывать желания помогать маме.
Аналогичная Игра - У папы в мастерской.Игра захватывает несколько образовательных областей и лексических темДанная игра направлена наразвитие связной речичерез умение формулировать небольшие связные высказывания в процессе обсуждения, отвечать на заданные вопросы простыми предложениями, делать элементарные выводы. Совершенствование грамматического строя речи, Закрепление и уточнение названий мастерская, инструменты, мебели и ее деталей, из какого материала сделана и т.д. Все эти три игры взяты из альбома дидактических игр который я сделала для детей. В альбоме игры на разные лексические темы помогающие детям формировать и развивать монологическую речь.
Также есть такая Игра как - Дневник нескучной жизни на ферме. Игра также захватывает несколько образовательных областей и лексических тем. Игра направлена на получение и закрепление знаний о домашних животных и птицах, которые живут на ферме. Изучение с детьми фермерской жизни. А также развитие и формирование связной речи ребенка, увеличение словарного запаса. Игра отлично развивает речь, внимание, память, фантазию, образное и логическое мышление.
Дидактические игры такие как
Игра - Хорошие и плохие поступки. Игра направлена на формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других. Развитие умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Игра - Кто где живет. Игра направлена наразвитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком. Формирование умения составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, учить соблюдать последовательность хода действия. Развития воображения, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов.
Игра-Сок. Начинка. Варенье. Игра направлена на развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста. Формирование внимания, связной речи, умения описывать предмет, умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями, умения составлять короткий рассказ.
Игра-Повар. Игра направлена на закрепления знания детей классифицировать предметы по общему признаку.Формировать представление об особенностях внешнего вида овощей, фруктов и ягод, о том, где они растут,развивать речевые навыки, умение отвечать на поставленный вопрос воспитателя, развивать устную речь, активизировать словарь детей;учить согласовывать в речи существительные с прилагательными, обозначающими форму, цвет овощей, фруктов, ягод.
Игра - Живая – неживая природа. В данной игре уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
Также я детям предлагаю Игровые упражнения - Учимся составлять предложения. Данные упражнения помогут детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Игровые упражнения-Составь рассказ по картинке. Цель упражнений. Учить детей составлять рассказ по картинке, формировать умения отвечать на вопросы по картине, составлять предложения по ее фрагменту, учить составлять рассказ по образцу в определенной последовательности.развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, развивать мыслительную деятельность.
Также для формирования связной, монологической речи детям предлагаются игры – Лото. Фрукты, овощи, ягоды. Животный мир. Растительный мир.
Словесные игры. Эти игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Также детям предлагаются опорные схемы для составления описательных рассказов. Все эти игры и упражнения помогают развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение общаться, составлять предложения и рассказы.
Система современных дидактических игр и упражнений для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой я проверяю и диагностирую: усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.
Таким образом, современные речевые дидактические игры и упражнения способствуют:
- умственному развитию детей,
- развитию логического и образовательного мышления,
- повышению речевой мотивации,
- побуждению детей к общению друг с другом,
- обогащению и закреплению словарного запаса,
- расширению знаний об окружающем мире,
- развитию словесного творчества - развитию коммуникативных навыков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК...
Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений ...