Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_monologicheskoy_rechi_u_detey.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Пояснительная записка
Обучение монологической речи является одной из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно–следственные, временные и другие отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Развитие речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, познавательному развитию, по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте. Однако обучение родному языку на специальных занятиях является главной задачей.
Необходимость создания программы и проведения целенаправленного развития монологической речи продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки устных высказываний, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только целенаправленное речевое развитие может привести к высокому уровню овладения монологической речью.
В основе данной программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны развития речи (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, решение главной задачи – развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Занятия построены по принципу «от простого - к сложному». На первом этапе дети знакомятся с жанрами малых форм фольклора, затем используют полученные знания в составлении монологов. В программе предложены перспективный план и конспекты занятий для старшей группы. Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 – 30 минут.
Цель программы: развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Задачи:
1. Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета.
2. Развивать умение соблюдать структуру монолога (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания.
3. Использовать средства выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания.
4. Развивать индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).
6. Развивать воображение и творческое мышление.
7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Методический инструментарий
Формы | Методы | Приемы | Средства |
· занятия (фронтальные, индивидуальные) · работа с родителями · диагностика · планирование индивидуальной работы | · наглядный · словесный · практический · проблемный · оценочный · создание воспитывающих ситуаций · эмоциональное воздействие | · анализ и установление причинно-следственных связей · проблемные вопросы и ситуации · образец рассказа · художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки) · беседа по прочитанному · пальчиковая гимнастика · психогимнастика · самостоятельное моделирование · коллективная работа детей · физминутки · сюрпризный момент · проблемная ситуация · анализ работы | · сюжетные картины · серии сюжетных картин · дидактические игры и упражнения · иллюстрации · игрушки · наглядные модели · художественная литература · конспекты занятий · ТСО |
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны уметь: последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении; самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений; быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова; самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, рассказов; сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам; внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию монологической речи посредством малых форм фольклора.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | 1. «Что такое малые формы фольклора?» | Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении и употреблении в речи. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества. Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру. |
2. «Семь раз отмерь - один отрежь» | Познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы и поговорки, их структурой, отличительными особенностями. Учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, так и обобщенный смысл. | |
3. «Дождик, дождик, посильней!» | Познакомить с жанровыми особенностями закличек, дразнилок, потешек. Учить использовать их в собственной речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |
4. «Путешествие в город загадок» | Формировать представление о жанре загадки, назначении загадок. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности. | |
5. «Спи, моя радость» | Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать интерес к колыбельным песням, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору. Развивать навыки описательной речи. | |
Ноябрь |
| Уточнить представления детей о жанровых особенностях малых форм фольклора, их назначении. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи. |
7. «Веселая ярмарка» | Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь. Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры. Использовать средства выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания. | |
8. «Баю, баю, баю, бай!» | Активизировать в речи детей русские потешки. Развивать интерес к колыбельным песням. Развивать индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов). Развивать умения образовывать однокоренные слова. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |
9. Составление описательных загадок о предметах народного быта. | Учить пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, отгадывать и придумывать описательные загадки. Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета. | |
Декабрь | 10. «Двое из ларца, одинаковых с лица» | Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Познакомить с метафорической загадкой. Учить сравнивать состав похожих предметов, используя сравнение. Развивать умение отражать в речи объекты в переносном смысле. Развивать навыки подбора логически точных образных выражений для обозначения наблюдаемого |
11. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица) из сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. | Обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености; помочь придумать загадки согласно модели. Развивать воображение и творческое мышление. | |
12. «Что за прелесть, эти сказки!» | Развивать творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, по названию сказки, по пословице, заданной теме. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок. Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |
13. «Салат из сказок». Придумывание новой сказки с героями старых сказок. | Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом. Развивать умение соблюдать структуру монолога (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания. | |
Январь | 14. «Гуси-лебеди» | Познакомить детей с элементами быта наших предков, вызвать интерес к русским традициям; развивать умение отгадывать загадки, использовать в играх считалки. |
15. «Это правда, или нет?» | Познакомить с жанровыми особенностями небылиц, перевертышей. Учить устанавливать простые закономерности, замечать неточности высказываний. | |
16. «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» | Познакомить детей с новым фольклорным жанром - потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства. Используя прием ориентировочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации, ее юмористичность. | |
Февраль | 17. Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану | Учить детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану. Подвести к использованию сказочного зачина (жил-был) и концовки (вот и сказки конец, а кто слушал молодец). Активировать в речи знакомые фразеологизмы, образные выражения (медведь-богатырь, лиса-затейница, ни в сказке сказать, ни пером описать, пир на весь мир). Упражнять в использовании в речи сложных предложений. Учить распутывать предложения - небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле). Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
18. «Зимовье» | Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Воспитывать интерес к творческой деятельности. | |
19. Развлечение «Масленица» | Приобщать детей к народным праздникам. Воспитывать интерес к событиям культурно – исторического календаря. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к русской культуре. | |
20. «Огуречик, огуречик…» | Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости. | |
Март | 21. «При солнышке тепло, при матери добро» | Развивать умение подбирать малые формы фольклора в соответствии с заданной темой и использовать их в своей речи. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов). |
22. Придумывание небылиц, игра – фантазирование по украинской народной сказке «Колосок» | Развивать умения детей составлять небылицы про мышат, рассказывать сказку «Колосок» наизнанку, где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые, используя схемы – подсказки. Упражнять в составлении распространенных предложений. Формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте. Воспитывать интерес к народному фольклору. | |
23. «Пастушок» с использованием фольклорных произведений. | Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово "пастушок", объяснить его смысл. | |
24. Викторина «Потешная карусель» | Закрепить и систематизировать знания о малых формах фольклора. Активизировать в речи знакомые потешки, пословицы, загадки, небылицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...
РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Традиционным средством в работе с детьми являются произведения устного народного творчества. Основой народной культуры является – фольклор. «Фольклор это совокупность разных видов и форм н...
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК...