Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_avgust.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Цель: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в
слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, вежливость.
Оборудование: ИКТ, ноутбук, предметные картинки, магнитная доска,
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное, физическое.
Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая,
двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление
цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами,
проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений, чистоговорка, физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.
Планируемые результаты-целевые ориентиры: ребенок с желанием выполняет
артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с
удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь - пытаться сказать
слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование,
активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, правильно
рассказывает сказку, опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физкультминутке.
Этапы работы:
1 Вводная часть: (3-4 мин.). Артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка).
2 Основная часть: (9-10 мин.). Психогимнастика с элементами речевых и дыхательных упражнений. Активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», словесная игра «Скажи ласково», чистоговорка, физминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.
#1047;аключительная часть: (2-3 мин.). Закрепление материала. С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто к нам в гости пришел? (Цыпа) Какие слова вы запомнил со звуком [ц]?
#1056;ефлексивный этап: (2-3 мин.). Ребята, вы сегодня молодцы, научились правильно произносить звук «ц». Цыпленок вам оставил подарок картинки-раскраски.
Ход занятия:
#1042;одная часть. (Дети заходят в зал и становятся в круг)
Организационный момент. Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл) Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка») Язычок мы спрячем в рот Пусть немножко отдохнет! Воспитатель: Присаживайтесь пожалуйста на стульчики. Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Дети: цыпленок
Воспитатель: Правильно, это цыплёнок (показ на экране картинки цыпленок
вылезает из яйца). А как называется его чудесный домик? (яйцо)
- Основная часть. Воспитатель: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц». Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают). - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.» -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится.
Воспитатель объясняет: чтобы правильно его произнести нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести ц-ц-ц-ц
Воспитатель: Произнеси Абубакр, Алена, Артем. Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова.
Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит
нескольких детей сказать слово цыпленок)
Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором)
Звук цыплят, появляется цыпленок
Воспитатель: Ой, кто-то это? Да это цыпленок к нам в гости пришел, услышал, как мы
про него говорим.
Цыпленок: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, цыпленок!
Воспитатель: а как зовут тебя цыпленок?
Цыпленок: меня зовут Цыпа
Воспитатель: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]
Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так
назвали? (подзывают - цып-цып)
Воспитатель: Позови Алена– цып-цып-цып. А теперь ты Даня (спросить
нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу.
-Цып-цып-цып.
Цыпленок: Мой любимый звук – ц, и я даже знаю стихотворение с этим звуком,
хотите я вам расскажу? (да) Ну тогда слушайте и дружно повторяйте.
Воспитатель и цыпленок: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель и цыпленок говорят, затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу (показ «коготков»)
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)
Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)
Воспитатель: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне
напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Артем. Молодцы! Физминутка-танец под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем
Воспитатель: Цыпленку с нами стало веселее, но он вспомнил про маму. Заучить с детьми чистоговорку: Чистоговорка: «Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит». Воспитатель: Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков. Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце, Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята, а сейчас я предлагаю вам разбудить свои
ушки, что бы они слышали хорошо и были очень внимательны. (будят ушки). А теперь
давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Я буду называть слова, а вы
внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука
нет – не надо хлопать.
Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока,
крыльцо, молодцы.
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Цыпленок: Ребята, мне очень жаль, но я не знаю других слов со звуком Ц
Воспитатель: Ребята, давайте Цыпе поможем.
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.
Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк),
Птица, которая живет на болоте (скажем - цапля),
Животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц),
Овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором
- огурец). Молодцы, ребята.
Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ
картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово (курица)
У львенка? - львица (показ картинки)
У тигренка? - тигрица.
У медвежонка? - медведица.
У волчонка? - волчица.
Какие вы у меня молодцы!
Воспитатель: Цыпа говорит, что ему пора домой к маме. Мама курица хочет рассказать Цыпе сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, я вам тоже ее расскажу.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку, слушайте внимательно. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали? дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? – на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
Воспитатель: Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, с помощью этих картинок? (если
позволит время - воспитатель спрашивает одного-двух детей). Молодцы!
#1047;аключительная часть Воспитатель: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Кто к нам в гости пришел (Цыпа). Какие слово запомнил со звуком [ц]? (ответы детей) Ребята, какие вы молодцы! #1056;ефлексивный этап. Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, научились правильно произносить звук «ц». Цыпленок вам оставил подарок картинки-раскраски. Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.,), элементы звуко...
Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...
Дидактические игры как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Презентация "Дидактические игры как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра- это многоплановое, сложное педагогическое явление. Главная цель дидактической игры – обучающая....
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...