РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сержантова Ольга Николаевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек,будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей до-

школьного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется глав-

ная, коммуникативная функция языка и речи. Речь – неотъемлемая часть социального

бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек,

будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими

людьми.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобре-

тений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. На основе длительного изу-

чения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все факти-

ческие и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие

ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится

в непосредственной зависимости от речи».

Но в современном мире прослеживается тенденция увеличения нарушений устной речи.

Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного

совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Николаевна Русец-

кая утверждает, что число детей с нарушением письма и чтения в школе увеличивается. Та-

ких детей и ранее было 20–25%. Сейчас, по самым скромным подсчетам, до 60% детей при-

ходят в первый класс с нарушениями устной речи. И к ним еще добавляются трудности

письма и чтения. Это сказывается на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

А следственно, сказывается на коммуникативных способностях и личности ребенка.

Актуальность проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста отража-

ется в многочисленных психолого - педагогических, лингвистических исследованиях. Вза-

имосвязь речи и мышления нашла отражение в трудах Л. С. Выготского и С. Л. Рубин-

штейна, А. Р. Лурия раскрывал в своих трудах механизмы порождения речевого высказыва-

ния. А. А. Леонтьев рассматривал в своих трудах речь как средство общения. Процесс фор-

мирования связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучали

также Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой,

В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой. Е. И. Тихеева в своих трудах давала ценные методические

рекомендации воспитателям в области развития речи детей дошкольного возраста.

В современном мире огромное значение приобретает грамотная речь человека, уме-

ние формулировать свои мысли в предложения, понятно и четко доносить до других лю-

дей информацию. Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас.

Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является од-

ной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от

других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек

реализует себя как личность. Поэтому развитие связной речи является центральной за-

дачей речевого развития детей дошкольного возраста. Овладение родным языком явля-

ется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Связная речь осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая

из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их фор-

мирования. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и моноло-

гическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по

своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникатив-

ной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языко-

вого общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога

является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим

говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нужда-

ются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает

в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Поэтому речьв диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога ха-

рактерны: разговорная лексика; краткость, обрывистость; простые и сложные бессоюз-

ные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога

обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольно-

стью, реактивностью. Для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых

стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы

прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Другой формой связной речи является монолог. Монологическая речь – связное, ло-

гически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени,

не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более

сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Монологическое высказывание содержит более полную формулировку информации, оно

более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное

предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Для

монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, закончен-

ность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система

связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим. В моно-

логе говорящий представляет излагаемый материал в наиболее последовательном и ло-

гически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логи-

ческий переход от одной части излагаемого материала к другой.

Две формы связной речи отличаются мотивами. Монологическая речь стимулируется

внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами

(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Следовательно, моноло-

гическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом

речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка, составляет один

из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей

национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим раз-

витием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников

[Концепция]. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная

связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась гово-

рить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь выполняет важ-

нейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими

людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим

условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эс-

тетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные дет-

ские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художе-

ственно-речевой опыт детей. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что связ-

ная речь имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста и что ее фор-

мированию необходимо уделять значительное внимание в воспитательно – образова-

тельном процессе.

Важно создавать условия эффективного развития связной речи. И особенно моноло-

гической речи детей.

В детском саду для развития монологической речи используются различные методы:

пересказ, рассказывание по картине, рассказывание из опыта, творческие рассказывания.

Учитывая наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста, эффективным

методом развития монологической речи является рассказывание по картинам. Это обу-

словлено тем, что картина имеете определенную тему, ее содержание понятно детям.

А также картина побуждает детей к высказыванию. Систематическая и последовательная работа над монологические речь старших до-

школьников позволило выявить следующие педагогические условия развития монологи-

ческой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказывания по кар-

тинам:

Первым условием является поэтапное построение формирующей работы.

На первом этапе должны создаваться условия, способствующие возникновению у де-

тей интереса к речевой деятельности.

На втором этапе, в процессе развития монологической речи с использованием сюжет-

ных картин необходимо постепенное усложнение и материала, и речевых задач, которые

ставятся перед детьми. Так на первых занятиях можно использовать следующие приемы:

рассказывание по цепочке, в паре, в группе. А затем необходимо переходить к самосто-

ятельному составлению рассказов.

На третьем этапе необходимо так выстраивать обучение, чтобы активизировать само-

стоятельную речевую деятельность детей, позволить проявить детям субъектную пози-

цию в этой деятельности. Здесь эффективным является организация обсуждения и оце-

нивание детьми рассказов друг друга, дополнение их своими вариантами.

Вторым условием является постепенное усложнение содержания занятий, когда детям

предъявляются картины все более сложные для составления связного высказывания. Так

в начале работы необходимо использовать сюжетные картины с ясным и простым для

детей сюжетном, затем серии сюжетных картин. И в самыми последними предъявлять

пейзажи – самые сложные для составления рассказов картины.

Еще одним условием является использование в работе приемов, мотивирующих детей

на активную речевую деятельность. Такими приемами в нашей работе являлись: озвучи-

вание мультфильма, составление рассказа для книги, чтение художественной литера-

туры, дидактические игры, подвижные игры малой интенсивности.

Построенная таким образом работа по развитию монологической речи у детей стар-

шего дошкольного возраста с использованием разнообразных методов и приемов обуче-

ния, способствует самостоятельности и связности высказываний детей, обогащает пред-

ставления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных

его частей в единое целое.

Библиографический список:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошколь-

ников [ТЕКСТ]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алек-

сеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 1997. — 400 c. – ISBN 5-7695-0521-4.

2. Выготский, Л. С. Умственное развитие в процессе обучения [ТЕКСТ]: Сборник

работ / Л. С. Выготский. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 135 c. - ISBN 978-5-458-

59879-8.

3. Концепция дошкольного воспитания (одобрено решением коллегии Гособразова-

ния СССР 16. 06. 1989 № 7/1.

4. Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь [ТЕКСТ]: Кн. для учителя / Т. А. Ладыжен-

ская. — М: Педагогика, 1990. — 335 c. - ISBN 5-7155-0060-5.

5. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся

[ТЕКСТ]: Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения Акад. пед. наук СССР / Т. А.

Ладыженская. — М: Педагогика, 1975. — 225 c.

6. Лурия, А. Р. Язык и сознание [ТЕКСТ] / А. Р. Лурия. — 2 - е изд. — М: Изд-во

Моск. ун-та, 1998. — 335 c. - ISBN 5-211-03957-2.

7. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лу-

рия, Ф.Я. Юдович. – М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. – 96 с.

8. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [ТЕКСТ] / Е. И. Тихеева. — М: Издательство

Юрайт, 2022. — 161 c. – ISBN 978–5–534–11401-0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.

Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК...