Методические рекомендации для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения за столом во время приема пищи»
методическая разработка

Методические рекомендации для воспитателей:

«Формирование у детей дошкольного возраста     навыков правильного поведения  за столом во время приема пищи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_po.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15 го Спасск - Дальний

Методические рекомендации для воспитателей:

«Формирование у детей дошкольного возраста     навыков правильного поведения  за столом во время приема пищи»

Подготовила: старший воспитатель

 Дышлюк Евгения Петровна

2024 год

 Методические рекомендации для воспитателей:

        «Формирование у детей дошкольного возраста  навыков правильного поведения  за столом во время приема пищи»

           Культуру  еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл –  ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

           На  уроках социально-бытовой ориентировки и воспитательных занятиях  дети уточняют и закрепляют, опираясь на свой личный опыт, представления и знания о том, сколько раз в сутки они принимают пищу, как соотносится время суток с приемом пищи (утром - завтрак, днем - обед, после дневного сна - полдник, вечером - ужин). При этом важно формировать у детей представления и знания о необходимости принятия пищи в определенное время, его значении для жизни и здоровья человека. Дети должны знать, какие блюда     едят за завтраком, обедом, ужином. Данная группа сведений повторяется и закрепляется в процессе ежедневных приемов пищи.

            Следующая группа представлений и знаний (правила приема пищи и культура поведения за столом), а также соответствующих умений формируется еще в дошкольном возрасте. Если же у воспитанников явно ощущается их дефицит, то целесообразно проводить специальные занятия.

             Детям в игровой ситуации объясняют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правильную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опытом, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напоминании взрослого.

Взрослые не должны просто перечислять правила, а постепенно, в игровой и  доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка.

                    На занятиях можно использовать беседы с детьми о правилах поведения за столом, сопровождающиеся объяснениями важности каждого из них; моделирование реальных ситуаций, в которых:

        действующие лица правильно ведут себя за столом;

        действующие лица ведут себя за столом неправильно;

        одни участники ситуации ведут себя правильно, другие - нет;

        имеет место ситуация, которая предлагает детям искать выход из создавшегося положения.

             Могут быть разыграны такие ситуации:

           1.Мальчик и девочка сидят за столом. Мальчик вежливо просит девочку подать ему печенье: «Подай, пожалуйста, мне одно печенье». Девочка подает и говорит: «Пожалуйста». Мальчик благодарит: «Спасибо».

2.Мальчик и девочка сидят за столом. Мальчик тянется к печенью, почти ложась на стол. Девочка, выбирая себе пирожное с общего блюда, трогает несколько из них пальцами.

      3.Мальчик, выпив компот, достает ягоды из стакана рукой,  девочка - ложечкой.

      4.Мальчик хочет съесть печенье, которое находится на тарелочке на другом конце стола. Как ему поступить?

Формирование правильной культуры поведения за столом может происходить в процессе:

       анализа поведения детей за столом (по сюжетным картинкам);

       чтения и обсуждения произведений детской художественной

литературы, просмотра  мультфильмов;

        режиссерских игр;

       игровых ситуаций, где дети должны заметить ошибки в действиях, словах игровых персонажей, научить их, показать им, как надо поступать в тех или иных ситуациях;

       составления свода правил (памяток) и их записи (на доске, в тетрадях), запись может быть выражена рисунками, символами либо словами.

            Конечно, формирование правильной культуры поведения за столом можно проводить и непосредственно во время приёма пищи. Но необходимо помнить: знакомство с правилами  в основном должно происходить на занятии, т.к. во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать правила. Поэтому первостепенную роль нужно отводить  специально организованным занятиям.

       Каждый день  перед едой воспитатель напоминает детям необходимые правила, стимулирует их припоминание воспитанниками, наблюдает за поведением детей во время еды, одобряя, поощряя правильное поведение.

             Закреплять навыки и умения культурного поведения за столом можно также во время сюжетно-ролевых игр: «День рождения», «У нас гости», «Чаепитие друзей».

 

                 Основные правила приема пищи:

- пользовать во время еды столовыми приборами: правильно держать столовую ложку; резать еду на маленькие кусочки при помощи ножа и вилки; знать блюда, которые едят только ложкой, или только вилкой;

- еду брать понемногу;

- жевать с закрытым ртом;

- хорошо пережевывать пищу;

- есть не торопясь;

- по мере необходимости пользоваться салфеткой.

                 Правила  поведения за столом:

- садиться за стол в аккуратном виде, с чисто вымытыми с мылом руками;

- не разговаривать с пищей во рту;

- во время еды сидеть ровно, слегка наклоняясь над тарелкой;

- не стучать, не размахивать столовыми приборами;

- брать с общего блюда ближайший кусок, бутерброд;

- попросить соседа по столу подать блюдо, а не тянуться к нему через весь стол, если блюдо стоит далеко;

- съедать положенную на тарелку еду;

- выходя из-за стола, тихо ставить стул на место, благодарить за еду;

- необходимость полоскания рта и мытья рук после еды.

  

          Дидактический материал к воспитательным занятиям.

 

Разбор  ситуаций, которые могут возникнуть во время приема пищи

    Ситуация 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость?

          Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво,  поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

    Ситуация 2.  Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось  нeпoпpaвuмoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

     Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

 Ситуация 3. Дима чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

      Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом!

Ситуация 4.  Саша и Миша  вовремя обеда обсуждают фильм. Можно ли разговаривать за столом?

         Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.

                                    Дорогие ребята! 

      Сядьте, поудобнее и послушайте сказку, отметьте себе, что дети  делали неправильно.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»          

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.

     Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на, валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

-      Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

    И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

 - Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

    Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.     

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

    Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно?                         

                                       ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

         На свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении:

Коли друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет,

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Коли вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье

Трудно будет вынимать.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп,

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте-

Пусть прилипнут к потолку.

 

КРОССВОРД «СЕРВИРОВКА СТОЛА»

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

    По горизонтали:

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

            Историческая справка.

     Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Вилка - это столовый при бор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу хх века - четыре.

     Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. В то время истиннорусским прибором считалась только ложка. Появление вилки при царском дворе даже стало поводом для заговора. Считали, что вилка доказывала нерусское происхождение того, кто ею пользовался.

Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора.

Это говорит о большой доле жидких вязких блюд в меню европейцев.

Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

         Историческая справка.

В 17 веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от   нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

         Историческая справка.

Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.          

По вертикали:

2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

Задание педагогам «Как правильно и красиво накрыть стол»

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные, цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

        Решение:

Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую справа от тарелки, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.

Методические рекомендации для воспитателей

по формированию навыков

культурного  поведения за столом

      Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих

        Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?  

 как сидеть за столом;

 как вести застольную беседу;

  как сервировать стол;

 как пользоваться столовыми приборами;

 что нельзя делать за столом?

          Как сидеть за столом?

      Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду.   Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть, развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.  

         Перед приемом пищи воспитатель  объявляет меню.  Взрослые убирают тарелки после супа, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

        После еды дети уносят посуду в соответствии с программой:

  • младшая группа посуду не уносят.
  •   средняя группа – дежурные убирают салфетницы, хлебницы, ложки;
  •   старшая группа – приводят столы в порядок после еды;
  •   Подготовительная к школе группа - приводят столы в порядок после еды, вытирают столы после еды, подметают пол.

Как пользоваться столовыми приборами, салфетками,

держать чашку:

  •  младшая группа правильно пользоваться столовой  ложкой, вилкой;
  •   средняя группа – правильно пользоваться столовой ложкой, вилкой, ножом – для размазывания масла на хлеб, к концу года – правильно пользоваться столовыми приборами (ножом и вилкой);
  •   старшая группа – правильно пользоваться столовыми приборами (ножом и вилкой);
  •   Подготовительная к школе группа – закреплять умения пользоваться столовыми приборами.

        Столовыми приборами  мы приучаем пользоваться детей в  европейской манере:   

Нож - в правой руке,  вилка - в левой.  

Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.  

Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды.  

      Начиная с 4 лет, приучаем детей есть отдельные блюда только ножом и вилкой.  

      Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой с левой стороны.  

          К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят:  

       Остатки супа  доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке,  

       Салаты, овощи есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот.  

       Кашу,  омлет, нежное суфле, пудинг  разрешается детям  есть десертной ложкой.  

       Второе блюдо с гарниром и без  нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу.  

       Фрукты  едят по - разному.  Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов .  Иногда допустимо есть яблоко целиком.   Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки.   Малышам косточки следует отделить заранее.  

            Бананы  можно есть двумя способами: 1-й - очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот; 2-й - разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры.

       Ягоды едят ложкой, крупную клубнику - вилкой.  

       Мандарины очищают руками и едят дольками.  

       Пирожки, печенье, пряники  дети едят, держа их в руке.  

       Суп с хлебом  можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку.  

        Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и младшим воспитателям ряд требований.  Первое из них касается сервировки стола:

  •  младшая группа - во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки)  
  • средняя группа – учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, глубокие тарелки,  салфетницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи)
  • старшая группа – приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды
  •  подготовительная к школе группа – приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол,

приводить его в порядок после еды, вытирать стол после еды, подметать пол

     К завтраку  стол сервируется следующим образом:  

- на середину стола ставят хлебницу с хлебом;  тарелку с порционным маслом, салфетницы

-  вилка - с левой стороны

-  нож – справа.

      К обеду  стол сервируют сходным образом, рядом с ножом кладут столовую ложку.  Разливает суп младший воспитатель, который не ест с детьми за общим столом. Категорически запрещается оставлять использованную посуду.

Стол должен быть всегда опрятным.  

      К полднику  стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.  

      Другое важное требование, предъявляемое к педагогам - не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети.   Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить.       Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник.  

       Для того чтобы дети научились есть все, что дают в детском саду, воспитатель должен донести до воспитанников, что вся пища полезная, и в ней огромное количество витаминов.

Памятка для педагогов:

   «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом»

     Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей - научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

     Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует формировать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

      Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:

          Дети  группы  раннего возраста (от 2 до 3 лет):

  • Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев).
  • Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).
  • Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).
  • Приучить мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев). Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
  • Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо".

           Дети  младшей группы (от 3 до 4 лет):

  • Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

         Дети средней группы (от 4 до 5 лет):

  • Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

  Дети старшей группы (от 5 до 6 лет):

  • Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
  • Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

   Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет:

  • Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не ставить локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

      Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать непринужденную беседу - мастерство, научиться которому непросто. Главное - разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, какие блюда больше всего детям нравятся.    При этом пожелание "Приятного аппетита" - обязательно!

           Аннотация:

 Целью составления данных методических рекомендаций является:  оказание методической помощи педагогам ДОУ в закреплении  знаний  по формированию у детей культуры поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.

Культура (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание)  - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура  ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её.

           Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

 Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Все эти задачи – слагаемые культуры поведения за столом. Решить их необходимо, прежде всего, на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.

В сборнике методических рекомендаций «Радуга идей» представлен методический материал по обучению детей  дошкольного возраста правилам  культурного поведения за столом в условиях детского сада, по привитию им культурно-гигиенических навыков на разных возрастных этапах.

Содержание:

  1. Аннотация………………………………………………………………..2
  2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков  культурного  поведения за столом…………………………...3
  3. Формирование у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения за столом во время приема пищи……………………………6
  4. Дидактический материал к  занятиям……………………………………9
  5. Памятка для педагогов «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом»……………………………………………………..14
  6. Практикум для педагогов «Как правильно и красиво накрыть на стол»……………………………………………………………………...15
  7. Приложение ………………………………………………………………16

 Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д.

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница салфетница, солонка, по возможности ваза с цветами.

 Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

 Все эти задачи – слагаемые культуры поведения за столом. Решить их необходимо, прежде всего, на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.

 Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков на разных возрастных этапах.

                     Практикум для  педагогов:  

        «Как правильно и красиво накрыть стол»

Дано: клеенка, скатерть, салфетки  полотняные и бумажные, салфетницы.

Тарелки: глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи.

Ложки: столовые, десертные, чайные;  цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение: Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула.

Если стол к обеду, на мелкую тарелку  поставь глубокую.  Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую справа от тарелки, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла.

У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке.

Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок.

Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз.

Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа с калрами по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом".

Система методической работы по формированию у дошкольников культуры поведения за столом. формы работы с педагогами....

Методическая работа с калрами по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом".

Система методической работы по формированию у дошкольников культуры поведения за столом. формы работы с педагогами....

Круглый стол по вопросам формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятльности дошкольников...

методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста с городецкой росписью

1.      Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.2.      Создать условия для приобщения детей...

Методические рекомендации для воспитателей «Антитеррористическое воспитание детей дошкольного возраста»

Работа по антитеррористическому воспитанию с дошкольниками проводится с целью формирования основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья, и...

"Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и ...

«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Работа по воспитанию безопасного п...