«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик - семицветик»
Самообразование на тему:
«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
Подготовила воспитатель:
Замалова Э.Н.
Когалым, 2024г.
Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе; создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
- развивать у детей умений с помощью игр рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки.
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей
Актуальность темы:
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами.
Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
План самообразования по теме:
«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
на 2024 – 2025 учебный год
Месяц | Формы работы | ||
Дети | Самообразование | Родители | |
Сентябрь | Мониторинг по образовательной деятельности | - Изучение нормативных документов -Выбор и определение темы самообразования - Планирование работы по теме самообразования | |
Октябрь | Просмотр презентации «Рождение книги» Экскурсия в библиотеку | Создание презентации, подготовка к экскурсии | Привлечение родителей к экскурсии в библиотеку |
Ноябрь | «Кто за кем?», «Расскажи по картинке» Игра-викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем» | Пополнение предметно-развивающей среды | Изготовление игр по сказкам |
Декабрь | «12 месяцев», «Снегурочка» Создание «Книжкиной больницы» | Подготовка атрибутики для создания «Книжкиной больницы» | Онлайн – консультация «Роль книги в воспитании и развитии детей» |
Январь | Инсценировка сказки «Муха цокотуха» Показ сказки «Муха цокотуха» детям младших групп | Разработка конспекта – сценария, Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки. | Привлечение изготовлению атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности. |
Февраль | Экспериментирование «Изготовление книги» Продуктивная деятельность: аппликация «Непослушный мышонок», рисование «Усатый полосатый» | Организация тематических книжных выставок в группе | Привлечение родителей к пополнению книжного уголка группы |
Март | Изготовление книжек-малышек для ярмарки в ДОО. Участие в ярмарке. | Подготовка атрибутики для изготовления книжки - малышки | Оформление консультации «Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению» |
Апрель | Физкультурный досуг «В гостях у сказки» | Разработка конспекта сценария, подбор музыки. | Участие родителей в физкультурном досуге |
Май | Театрализованные игры в группе | Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки | Буклет: «Воспитываем детей с помощью сказок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
Дидактические игры...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста
Описание опыта работы по формированию читательской грамотности и любви к книге детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...