Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
опыты и эксперименты
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения. Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса через поисково- исследовательскую деятельность.
-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальную деятельность, способствующую познавательной активности дошкольников.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Вид деятельности: мастер-класс
Ход мастер - класса
Деятельность воспитателя. Деятельность участников мастер-класса
I. Вводная часть
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемента функциональной грамотности, которую мы понимаем, как способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самим практический опыт.
- Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов начинается.
- Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны. Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов.
II. Основная часть (практическая)
Отгадайте загадку:
-Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка.)
- Правильно, «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, Золушка опечалилась, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание первое: - Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?
- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. Как это можно выяснить, что нужно сделать? - Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод? - В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Задание второе. - Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?
- И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
Задание третье. - Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне. - Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?
- Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?
- Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
- Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Золушке так понравилось озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.
Задание четвертое: - В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему? - Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. - А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Заключительная часть (рефлексия) - Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Таким образом, мы можем смело сказать, что экспериментирование –это один из способов формирования функциональной грамотности дошкольника.
- Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Зелёный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Красный цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал. Нам было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возр...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...
Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...