Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
опыты и эксперименты

Зыкова Ольга Александровна

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения. Задачи: 

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса через поисково- исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 -Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальную деятельность, способствующую познавательной активности дошкольников.

 -Развивать творческие способности участников мастер-класса.

 -Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 Вид деятельности: мастер-класс

                                         Ход мастер - класса

Деятельность воспитателя. Деятельность участников мастер-класса

I. Вводная часть 

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемента функциональной грамотности, которую мы понимаем, как способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.  В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. 

-Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самим практический опыт.

- Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов начинается.

 - Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны. Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов.

II. Основная часть (практическая)

Отгадайте загадку:

 -Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

 А звали красавицу … (Золушка.)

- Правильно, «Золушка».

- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, Золушка опечалилась, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?

- Вы согласны со мной?

Задание первое: - Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. Как это можно выяснить, что нужно сделать? - Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод? - В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

 Задание второе. - Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?

 - И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

Задание третье. - Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне.  - Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?

 - Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?

- Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

- Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Золушке так понравилось озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.

 Задание четвертое: - В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему? - Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. - А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

Заключительная часть (рефлексия) - Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Таким образом, мы можем смело сказать, что экспериментирование –это один из способов формирования функциональной грамотности дошкольника.

 - Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Зелёный  цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Красный цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал. Нам  было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки....

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возр...

Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...