Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
опыты и эксперименты
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения. Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса через поисково- исследовательскую деятельность.
-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальную деятельность, способствующую познавательной активности дошкольников.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Вид деятельности: мастер-класс
Ход мастер - класса
Деятельность воспитателя. Деятельность участников мастер-класса
I. Вводная часть
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемента функциональной грамотности, которую мы понимаем, как способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самим практический опыт.
- Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов начинается.
- Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны. Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов.
II. Основная часть (практическая)
Отгадайте загадку:
-Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка.)
- Правильно, «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, Золушка опечалилась, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание первое: - Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?
- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. Как это можно выяснить, что нужно сделать? - Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод? - В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Задание второе. - Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?
- И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
Задание третье. - Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне. - Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?
- Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?
- Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
- Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Золушке так понравилось озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.
Задание четвертое: - В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему? - Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. - А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Заключительная часть (рефлексия) - Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Таким образом, мы можем смело сказать, что экспериментирование –это один из способов формирования функциональной грамотности дошкольника.
- Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Зелёный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Красный цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал. Нам было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего мира с помощью сказки....

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...

Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Мастер - класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему "Гендерное воспитание"...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством развивающих панелей"
В презентации представлен личный опыт работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников с использованием развивающих панелей. Носит информационно-ознакомительный характер для воспитателей д...