Консультация «Структура проекта»
консультация

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда

формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_struktura_proekta.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 140»

Консультация

«Структура проекта»

Подготовила:

Старший воспитатель

Паршкова А.А.

Актуальность.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того

мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов

на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, и в этом, ему помогают педагоги.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда

формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов сталкиваются с

необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с

партнерами (детьми и взрослыми);

- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь

находить компромисс.

Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и

творческих способностей.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  1. Проблема;
  2. Проектирование или планирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация.

Паспорт проекта

  • Тема проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вид проекта: творческий или др.
  • Время реализации проекта (краткосрочный, средне-, долгосрочный).
  • Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.).
  • Предполагаемый результат (соответственно цели и задачам).
  • Содержание проекта.
  • Продукт проектной деятельности (материализованный).
  • Презентация проекта (форма представления результатов).

Типы проектов.

Исследовательские проекты.

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с

ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации,

результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности

участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному

результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме

представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление

интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной

структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя

определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые

отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные

интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует

хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах

(корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику,

оценка проекта).

Индивидуальный проект. 

Выполняется автономно, предназначен для обогащения

культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать

препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).

Парный проект. 

Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают

навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают

общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. 

Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. 

Выполняется всем коллективом. Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Семейная проектная деятельность.

Объединяет семьи, помогает родителям сотрудничать с детьми, как с

равноправными партнерами, и создает атмосферу тепла и доверия во

взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей, а также

повышает компетентность родителей в области воспитания дошкольника.

По продолжительности проекты делятся на:

- краткосрочные - 1-2 занятия (мини-проекты), 1 - 2 недели. Они

направленны на решение маленькой проблемы, или являются частью

крупной.

- средней продолжительности - 1-3 месяца.

- долгосрочные – до года.

По содержанию.

Если содержание проекта из 1 образовательная области – это монопроект, 2 и более образовательных областей – интегративный проект.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежѐстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

 3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к 11 презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Этапы проектной деятельности

1 этап «Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап «Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап  «Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее – организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что,

несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к

активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и

организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и

самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию

познавательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Структура проекта для детей старшего дошкольного возраста. Тематика проекта «75 лет Победы»

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста....

«Структура проекта для детей старшей дошкольного возраста на тему: «75 лет победы»

Матвеева Олеся Дмитриевна День Победы! Как сказал один поэт: «…Это радость, со слезами на глазах». И это действительно так, в этот день, скорбь и радость стоят рядом, плечом к ...

Структура проекта и его основные требования

структура проекта и его основные требования...

Структура проекта «Весна Победы» для детей старшего дошкольного возраста

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный под...

Структура проекта. Постановка цели и задач проекта

Памятка педагогам "Структура проекта. Постановка цели и задач проекта"...