План работы по профилактике деструктивного поведения воспитанников в МДОАУ «Детский сад № 1 «Ромашка » г.Соль-Илецка
методическая разработка

Кунавина  Лилия Габдулловна

Асоциальное поведение дошкольников характеризуется нарушениями в поведении детей. Нарушения поведения – отклонения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Они выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или поступках, которые включают направленную против коллектива агрессивность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

по профилактике деструктивного поведения воспитанников в МДОАУ «Детский сад № 1 «Ромашка » г.Соль-Илецка

тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

        

Старший воспитатель                    

Кунавина Л.Г.

Пояснительная записка

Асоциальное поведение дошкольников характеризуется нарушениями в поведении детей. Нарушения поведения – отклонения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Они выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или поступках, которые включают направленную против коллектива агрессивность. Это проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

К нарушениям поведения относятся: гиперактивность, демонстративность, упрямство, агрессивность, инфантильность (когда в поступках детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития), конформность (полное подчинение внешним условиям и требованиям окружающих).

Нарушения поведения сопровождаются эмоциональными нарушениями. Это устойчивые отдельные или комплексные эмоциональные состояния, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром поведенческими реакциями и сопровождаются: тревогой, страхами, упрямством, раздражительностью и обидчивостью, легко меняющимся настроением и др.

Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребёнка. Но, по мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, Е.В. Субботского, одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребёнка.

Планирование направлено на то, чтобы предметом внимания детей стали эмоциональные и физические состояния людей.

Планирование является коррекционно-развивающим, так как направлено не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием - активное участие в ней педагогов и родителей.

Цели:

  1. Профилактика        и        коррекция        негативных        тенденций        социально- эмоционального развития детей.
  2. Развитие        социально-эмоционального        благополучия        ребёнка        через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи:

  1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  2. Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший».
  3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Овладение        ребёнком        «языком»        эмоций        как        способом        выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы работы:

  1. Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребёнка на другого человека.

  1. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  2. Принцип симпатии и участия.

Ребёнок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников.

Планирование составлено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Методические приёмы:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы,        направленные        на        знакомство        с        различными        эмоциями        и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.

Используются элементы игротерапии в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Перспективный план работы

Тема

Содержание

Методические приёмы

Обеспечение

1.

«Каждый привлекателен по-своему».

Осознание ребёнком отношения к себе,

собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости,

физических особенностей.

Занятие 1.

  1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
  2. Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребёнок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

  1. Рисование «Автопортрет».
  2. Беседа по рисункам.

Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.

Развитие репертуара телесных ощущений,

обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

Занятие 2.

  1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.
  2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения

выражать своё отношение к другому через слово, действие.

  1. Игра «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладётся газета, на ней должны

поместиться 4 ребёнка, затем газета

сворачивается пополам, потом ещё. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Газета.

2.

«Я + Ты = Мы»

Развитие        чувства принадлежности                к группе. Получение опыта позитивного

взаимодействия.

Занятие 3.

  1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения:
  • помогай друзьям;
  • делись с ними;
  • умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;
  • не срывай злость на других;
  • не ссорься по пустякам;
  • не смейся над ошибками других – ты можешь ошибиться сам.
  1. Беседа по рисункам.
  2. Игра «Прикосновения».

Бумага, карандаши, доска, мел.

Занятие 4.

  1. Игра «Молекула».

Ход: дети бегают по комнате. При слове

«молекула» (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

  1. Игра «Комплимент»
  2. Рисование «Моя группа»

Бумага, краски, карандаши.

Занятие 5.

  1. Игра «Комплимент».
  2. Игра «Колокольчик».

Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребёнок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

  1. Игра «Ток».

Ход: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток.

Карандаши, бумага.

3.

«Волшебные средства понимания»

Знакомство с

интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным

состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

Занятие 6.

  1. Игра «Я чувствую…»

Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребёнок называет

нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

  1. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдём играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

Карточки с изображением эмоций по количеству

детей.

Занятие 7.

  1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимике, пантомимике.
  2. Изготовление масок.
  3. Игра «Маски».

Ход: ребёнок, одев маску, передаёт настроение этой маски.

Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.

Занятие 8.

  1. Игра «Руки».

Ход: дети работают в парах. Ведущий

предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.

  1. Игра «Ниточка с иголочкой».

4.

«Настроение»

Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого.

Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на

взаимоотношения людей.

Занятие 9.

  1. Игра «Лото настроение».
  2. Рисование «Моё настроение».
  3. Беседа по изображениям эмоций.

Краски, бумага,

карточкилото, карточки с изображением эмоций.

Занятие 10.

  1. Упражнение «Возьми себя в руки!»
  2. Упражнение «Лев».
  3. Игра «Создай марионетку».

Заготовки марионеток по количеству детей.

5.

«Волшебная линия»

Обогащение опыта

отреагирования эмоций.

Упражнение в

регулировании эмоций.

Занятие 11.

  1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение:

спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

  1. Создание картины с помощью линий.

Бумага, краски.

Занятие 12.

  1. Беседа по рисункам.
  2. Игра «Нехочуха».

6.

«Я – хороший, я – плохой»

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки.

Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Занятие 13.

  1. Игра «Наоборот».

Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

  1. Сказка «Чертёнок» (см. Н.Яковлева

«Психологическая помощь…»).

  1. Игра «Собаки бывают».

Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

Мяч.

Занятие 14.

  1. Игра «Я умею».

Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребёнок называет как можно

больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

  1. Рисование цветка.

Мяч, мелки, бумага, краски.

7.

«Любимые сказки»

Развитие понимания себя и других. Преодоление

барьеров в общении.

Отреагирование

собственных чувств.

Занятие 15.

  1. Игра «Назови героя»

Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

  1. Игра «Сказка наоборот».

Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.

Мяч, мелки, бумага, краски.

8.

«Вместе веселее»

Расширение опыта

позитивного

Занятие 16.

  1. Игра «Бумажные развалы».

Старые газеты, бумага.

взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и

действиями других.

Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги.

Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу

вверх.

Занятие 17.

  1. Игра «Клубок».
  2. Игра «Зеркало».

9.

«Хорошо и плохо»

Развитие доверия к

окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

Занятие 18.

  1. Сценка «Вместе и порознь».

Лисёнок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисёнок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и

помирились.

  1. Обсуждение сценки.

Занятие 19.

  1. Игра «Вежливые слова».
  2. Игра «Гусеничка».

Занятие 20.

  1. Коллективное сочинение сказки.
  2. Игра «Колокольчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое перспективное планирование по ПДД в МДОБУ №1 "Ромашка" г.Соль-Илецка Оренбургской области.

Данная программа направлена на создание условий для формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянн...

Профилактика деструктивного поведения воспитанников

Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект) Когда ребенок рождается, он все свое время проводит в семье. Но проходит время, и малыш приходит в детский сад, где помимо общени...

План профилактики самовольного ухода воспитанников за пределы детского сада

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безн...

Профилактика деструктивного поведения в ДОУ

Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неук...

"Профилактика деструктивного поведения дошкольников"

Методический комплекс «Социомониторинг Сервис»  позволяет  не  только математически  точно рассчитать  показатели  социальной  адаптации, социальной...

Профилактика деструктивного поведения у детей дошкольного возраста

Неумение дошкольников выражать эмоциональное состояние адекватным способом приводит к конфликтам в детских группах, появлению личностных проблем. Позднее это проявляется в агрессии и деструктивном пов...

Профилактика деструктивного поведения в ДОУ

Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неук...