Методическое пособие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Нам посчастливилось родиться на Руси"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дмитриченко Татьяна Владимировна

В пособии представлены формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15» дошкольное отделение

городского округа Спасск-Дальний

Методическое пособие по патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

«Нам посчастливилось родится на Руси»

                                                                                                   Составила воспитатель:

                                                                                    Дмитриченко

                                                                                                     Татьяна Владимировна

г.о. Спасск-Дальний

2025 г.

Пояснительная записка

        

Актуальность

       Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Почему мы делаем акцент именно на патриотическом воспитании?

          В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Ученые и практики на разных уровнях заговорили о значении возрождении самобытной национальной России, приоритета ценностей, передающихся от поколения к поколению. Это как ничто, не забываемое должно стать опорой в условиях меняющихся ценностных ориентировок. История мудрее современности, ибо прошла через цепь событий, отделив от них случайное, мелкое, наносное.

          Сегодня мы живем в стране растоптанных старых идеалов, на смену которым не пришли новые способные увлечь и объединить людей. Беда заключается в том, что утрата некоторых идеалов делает общество не жизнеспособным.

          Самая большая проблема – разрыв связей между поколениями, воспитание вне культурно-исторических событий, вне системы ценностей, менталитета своего народа. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, лишены исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способы жить только сегодняшним днем. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

          О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отечественного наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувств патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

          Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформированы следующим образом:

  • Нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения.
  • Понимание высшего развития чувства патриотизма связанного с действиями и поступками детей и взрослых.
  • Нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развитие общества, в котором воспитывается ребёнок.
  • В роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине.
  • Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.  

       

          Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с ФГОС ДО.

Отличительные особенности программы

     Исходя из многолетнего опыта работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решаются задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда. Трудолюбие и бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

     При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

     

 Адресат программы

     Работа учитывает уровень развития программы детей старшей и подготовительной группы.

Существует связь между старшими группами и школой…

Система работы предлагает разработки мероприятий, которые послужат в работе с детьми дошкольного возраста, родителями (развлечения, собрания, консультации, субботники, поручения, выступления, тематические выставки, дни открытых дверей, выставки детских работ, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания.).

Объем и срок проведения программы

          Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Количество занятий в месяц 4, в год 36.

          Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми.

Формы обучения

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания

- художественная деятельность детей

- проведение праздников

- просмотр слайдов, фильмов, использование аудиозаписей.

Цель программы: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой Родине, народу и готовность к его защите.

Задачи

1. Сохранить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

2. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

3. Проявлять доброжелательное внимание к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

4.  Уважать достоинства других.

5. Стремиться к познанию окружающей действительностью.

6. Бережно относиться к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Методы, приемы

 1. Наглядный метод используется во время

- наблюдений

- рассматривание иллюстраций и фотоальбомов

- экскурсии

2. Словесный метод используется во время

- чтения воспитателем литературных произведений

- чтение стихотворений детьми и воспитателем

- беседа с элементами диалога

- обобщающих рассказов воспитателя

- ответов на вопросы педагога, детей

- проведение разнообразных игр

- загадывание загадок

3. Практический метод используется во время

- организации продуктивной деятельности

- проведении игр

- экскурсиях различных направлений

Планируемый результат

    Успешное освоение программы:

  • необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, к своей малой Родине как к источнику патриотического начала;
  • открытие в ребенке доброго, светлого, пробуждение стремления к знаниям, активности, самостоятельности.

Вопросы для диагностики

Моя семья.

1. Как твоё имя, фамилия, отчество?

2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?

3. Как называются люди, живущие с тобой в одном доме, квартире?

4. Кто самый старший в вашей семье?

5. Кто самый младший в вашей семье?

6. Кто такие бабушки, дедушки?

7. Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам?

8. Кем и где работают твои родители?

Мой детский сад.

1. Знаешь ли ты дорогу в детский сад?

2. Знаешь ли ты имена и отчества сотрудников детского сада?

3. Какую посильную помощь ты им оказываешь?

4. У тебя есть друзья в детском саду и почему именно он (она)?

5. Знаешь ли ты историю детского сада?

Мой город.

1. Как возник твой город?

2. Откуда произошло название улиц твоего города?

3. Назови достопримечательности своего города?

4. Назови знаменитых земляков своего города?

5. Природа, животный и растительный мир твоего города?

Мой край.

1. Как называется край, в котором ты живешь? почему?

2. Какие еще города Приморского края ты знаешь?

3. Назови главный город Приморского края?

4. Назови животное, которым гордится Приморский край?

5. Какие растения и животных Приморского края ты знаешь?

О Москве и родной стране.

1. Назови столицу нашей Родины?

2. Какие достопримечательности Москвы ты знаешь?

3. Назови символы нашей страны?

4. Какие народы живут в нашей стране?

Учебный план

Темы

Семья, детский сад

Город

Приморский край

Страна

Люди

Старшая группа

9

8

8

6

5

Подготовительная группа

7

6

8

6

9

Содержание учебно-методического плана

Старшая группа

  1. «Моя семья»

Цель: Углубление представлений ребенка о семье.

2. «Место работы родителей»

Цель: Углубление знаний детей о месте работы родителей.

3. «Мой дом»

Цель: Углубление знаний детей о том, что такое дом и его назначение.

4. «Интересное в нашем доме»

Цель: Привлечение детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.

5. «Прадедушкина (прабабушкина) медаль»

Цель: Воспитание уважения к героическому прошлому близких людей.

6. «Заботливые люди»

Цель: Воспитание бережное отношение к труду взрослых, работающих в детском саду.

7. «За что я люблю детский сад»

Цель: Развивать умение детей свободно высказываться, выражать свои эмоции, чувства, ощущения.

8. «История детского сада»

Цель: Знакомство детей с историей детского сада

9. «Мой друг или подруга»

Цель: Воспитание в детях дружелюбного отношения друг к другу, желание играть вместе, дружить.

10. «История города»

Цель: Знакомство детей с историей возникновения города.

11. «Чем славится родной город»

Цель: Знакомство детей с промышленностью города.

12. «Природа моего города»

Цель: Знакомство детей с природой родного города, бережного отношения к ней.

13. «Мой район, моя улица»

Цель: Знакомство детей с районом и улицей где живут дети.

14. «Музеи родного города»

Цель: Знакомство детей с музеями родного города.

15. «Их помнит Россия, их помнит наш город»

Цель: Знакомство детей с памятниками защитникам отечества.

16. «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: Знакомство с героическими достопримечательностями родного города.

17. «Любимые места горожан»

Цель: Формирование у детей интереса к любимым и знаменитым местам своего города.

18. «В гостях у бабушки Арины»

Цель: Знакомство детей с иконами и храмами.

19. «Знаменитые земляки»

Цель: Знакомство детей с жизнью земляков, чувства уважения и гордости за них.

20. «Край в котором мы живем»

Цель: Знакомство детей с краем, в котором мы живем, его расположением.

21. «История возникновения Приморского края»

Цель: Знакомство детей с историей возникновения Приморского края.

22. «Героическое прошлое Приморского края».

Цель: Знакомство детей с героическим прошлым Приморского края.

23. «История возникновения Владивостока»

Цель: Знакомство детей с историей возникновения Владивостока.

24. «Памятные места города Владивостока»

Цель: знакомство детей с памятными местами города Владивостока.

25. «Архитектура современного города»

Цель: Знакомство с архитектурой современного Владивостока.

26. «Города Приморского края»

Цель: Знакомство детей с другими городами Приморского края.

27. «Природные особенности Приморского края»

Цель: Знакомство детей с особенностью климата Приморского края, его растительным и животным миром, полезными ископаемыми.

28. «Россия на карте мира»

Цель: Знакомство детей о местонахождении России на карте мира, глобусе.

29. «То, что мы называем широким словом – Русь»

Цель: Знакомство детей с историей нашего государства.

30. «Освободители земли Русской»

Цель: Формирование интереса к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий («Слово о полку Игореве»).

31. «Наши защитники»

Цель: Формирование первоначального представления о войне с фашистскими захватчиками, о защитниках нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

32. «Дети герои»

Цель: Знакомство детей с детьми-героями Великой Отечественной войны.

33. «Россия – наша Родина»

Цель: Формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем.

34. «Москва – столица нашей родины»

Цель: Знакомство детей с главным городом страны – Москвой, её памятниками и достопримечательностями.

35. «Я люблю тебя Россия, дорогая наша Русь»

Цель: Знакомство детей с символикой России.

36. «А я люблю свои места родные, свои родные милые места»

Цель: Обогащение знаний детей о своей «малой» и «большой» Родины.

Подготовительная к школе группа

  1. «Я и моя семья»

Цель: Понимание родственных отношений в семье.

2. «Кем были ваши бабушки и дедушки»

Цель: Обогащение знаний детей о том, кем работали их бабушки и дедушки.

3. «Мой дом и кто живет в нем»

Цель: Воспитание гуманных чувств по отношению к своему дому и его жителям.

4. «Быт и традиции в нашем доме»

Цель: Привлечение детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.

5. «Фронтовики надевают ордена»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом близких людей.

6. «Заботливые люди»

Цель: Воспитание бережное отношение к труду взрослых, работающих в детском саду, стремление быть полезным.

7. «За что я люблю детский сад»

Цель: Развивать умение детей свободно высказываться, выражать свои эмоции, чувства, ощущения, желание продолжать сотрудничество и после выпуска из него.

8. «А мы были здесь»

Цель: Знакомство детей с бывшими воспитанниками детского сада.

9. «Я и другие»

Цель: Формирование социального доверия, чувство принадлежности к группе, общности, сплоченности.

10. «Мой город до и после»

Цель: Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

11. «Чем славится родной город»

Цель: Обогащение представлений детей о промышленности города на примере труда своих родителей.

12. «Человек и природа»

Цель: Обогащение знаний детей о природе родного города, и ее значимости для человека.

13. «Мой район, моя улица»

Цель: Обогащение знаний детей о достопримечательностях района и улицы где живут дети.

14. «Музеи родного города»

Цель: Знакомство детей с музеями родного города.

15. «Мы твой подвиг никогда не забудем, солдат»

Цель: Воспитание у детей желания подражать воинам, быть такими же мужественными и сильными.

16. «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом родного города.

17. «Мой город до и после»

Цель: Закрепление знаний, умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение.

18. «Храм Преображенья Господня и Храм Вознесения Господня»

Цель: Воспитание у детей уважения к культурному и историческому наследию наших предков.

19. «Знаменитые земляки»

Цель: Обогащение знаний детей о жизни земляков, чувства уважения и гордости за них.

20. «Край, в котором мы живем»

Цель: Знакомство детей с картой края, в котором мы живем, его расположением.

21. «История возникновения Приморского края»

Цель: Систематизировать знания детей с историей возникновения Приморского края.

22. «Героическое прошлое Приморского края».

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом Приморского края.

23. «История возникновения Владивостока»

Цель: Воспитание патриотических чувств к городу Владивостоку.

24. «Знаменитые люди, прославившие Владивосток»

Цель: знакомство детей с людьми, прославившими город Владивосток.

25. «Прошлое и настоящее в архитектуре»

Цель: Воспитание патриотических чувств и гордости за свой город.

26. «Многонациональность жителей Приморского края»

Цель: Знакомство детей с коренным населением Приморского края.

27. «Природные особенности Приморского края»

Цель: Формирование знаний детей об особенностях климата Приморского края, его растительным и животным миром, полезными ископаемыми.

28. «Раскинулась моя страна от севера до юга»

Цель: Закрепление знаний детей о местонахождении России на карте мира, глобусе.

29. «То, что мы называем широким словом – Русь»

Цель: Обогащение знаний детей об истории нашего государства.

30. «Былины»

Цель: Знакомство детей с былиной и ее назначением в историко-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства.

31. «Этих дне не смолкнет слава»

Цель: Пополнение знаний детей о войне с фашистскими захватчиками, о защитниках нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

32. «Дети герои»

Цель: Углубление знаний детей о детях-героях Великой Отечественной войны.

33. «Россия – наша Родина»

Цель: Обогащение и углубление знаний детей о стране, в которой мы живем.

34. «Москва – столица нашей родины»

Цель: Обогащение знаний детей с главным городом страны – Москвой, её памятниками и достопримечательностями.

35. «Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Цель: Знакомство детей с географической картой и умение читать ее.

36. «Что мы знаем о России»

Цель: Закрепление знаний детей о России.

Методическое обеспечение программы

     Программа оснащена фотоальбомами из серии «Семья», «Дом», «Детский сад», «Наш город», «Памятники нашего города», «Заводы нашего города». Фотоальбомы о Приморском крае и городе Владивостоке, городов Приморского края. Серии картин о Москве, защитниках отечества, символики нашей страны. Медали ветеранов Великой Отечественной войны и «Ветерана труда». Пейзажные картины, фотографии флоры и фауны Приморского края.

Список литературы

1. Н.А.Аронова – Пискарева «Маленькие Россияне»

2. Т.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет»

3. Н.Г.Зеленова, Л.В.Осипова «Мы живем в России»

4. Л.Н.Зимина «Государственные праздники для дошкольников»

5. Т.В.Смирнова, Т.Ю.Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране»

6. Т.А.Шорыгина «Беседы о Дальнем востоке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация к мультимедийному пособиюАвтор: Старикова Ксения ВалерьевнаПредмет: Патриотическое воспитаниеПродолжительность: не более 20 минут.Образовательное учреждение:  Государственное бюджетное ...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Города-Герои"

Методическая разработка включает в себя главным образом тесное сотрудничество с семьями по подготовке совместно с детьми презентаций, владения детьми информацией, разработка умений и навыков выступать...

Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Лубочный театр на Нижегородской ярмарке»

Работа содержит описание опыта разработки, создания и применения учебно-методического пособия для формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Волшебный куб"

Дидактическое пособие по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Волшебный куб"Цель: Повысить патриотическую осознанность дошкольников через познавательную ...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...