Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
методическая разработка (старшая группа)

Мухаметшина Виктория Эдуардовна

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhametshina_v.e.metodicheskaya_ideya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Большеуковского муниципального района Омской области                            

«Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

                                                                                          Выполнила: Воспитатель

                                                                                         Мухаметшина В.Э                                                                                                                                                

                    МБДОУ д/с «Малыш

с.Большие Уки.

«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.»

С самого раннего детства я любила читать и сочинять рассказы.  Занятие чтением приносило мне большую радость. И свою мечту я осуществила, когда стала педагогом.  Я работаю в старшей группе детского сада «Малыш».Группа состоит из 20 человек. Дети творческие ,активные, самостоятельные .В свободной деятельности  они любят читать с воспитателе книги,рассматривать иллюстрации . Придумывать и мастерить своими руками подарки и поделки по сюжету рассказов, и радовать ими близких.

2 слайд Воспитывать чувство патриотизма, что предполагает любовь к родной земле, гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами, необходимо с дошкольного возраста.

3 слайдАктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Президент РФ на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». На государственном уровне разрабатываются концепции и программы по патриотическому воспитанию граждан России.  В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Именно  в этом возрасте закладывается фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Выше сказанное определяет актуальность выбранной мной темы.

4 слайдПроблема заключена в противоречии между:

  социальным заказом общества на воспитание человека и, в тоже время, снижением уровня воспитанности чувства  патриотизма в современном обществе

5 слайдЦель : составить сборник произведений художественной литературы авторов севера Омского Прииртышья с целью использования их в патриотическом  воспитании  детей старшего дошкольного возраста. 

6 слайдОбъект  - процесс патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.

7 слайдПредмет  –  основы патриотического  воспитания детей  старшего дошкольного возраста (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

8 слайдГипотеза: если в образовательном процессе дошкольной организации использовать составленный сборник художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья, то это повысит уровень  патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.

9 слайдЗадачи :

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья  в патриотическом воспитании  детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:

теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

 наблюдение,

 анкетирование,

педагогический эксперимент,

 методы обработки полученных результатов.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы является МБДОУ Большеуковский детский сад «Малыш». В эксперименте принимали участие дети 4-5 лет в количестве 20 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для организации констатирующего этапа эксперимента мной были отобраны следующие методики

10 слайд 1.Методика А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

2Анкета для родителей.

 Методика А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко  включает следующие разделы:

- беседа «Что такое Родина?»

- беседа на тему «Наш край»

беседа «Мир литературы Омского Прииртышья»

Цель – выявление сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

11 слайд Критерии оценки уровня сформированности патриотических чувств дошкольников.

Высокий уровень - 3 балла. Ребёнок полно и аргументированно отвечает на вопрос.

Средний уровень – 2 балла. Ребёнок отвечает на вопрос с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при аргументации ответов. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.

Низкий уровень - 1 балл: Ребёнок не отвечает на вопрос даже с помощью наводящих вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на обсуждаемую тему выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении

 12 слайд Анкета для родителей представлена в параграфе 2.2.

Проведя методику А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, я суммировала баллы по трем беседам, проведенным с детьми, и определили уровни сформированности патриотических чувств у детей экспериментальной группы. Результаты показаны на слайде13 слайд

Таким образом, на основании полученных результатов  знаний и представлений старших дошкольников о родном крае, о Родине, о литературном наследии севера Омского Прииотышья можно сделать вывод, что 2 ребенка показали высокий уровень сформированности патриотических чувств, 10 детей – средний уровень и 8 детей – низкий уровень. В целом, у детей средний уровень сформированности патриотических  чувств. Исходя из результатов, можно отметить, что большинство дошкольников имеют эпизодический, ситуативный интерес к тому, о чем их спрашивал педагог. Поэтому для повышения уровня сформированности  патриотических чувств мы решили использовать в образовательной деятельности составленный сборник авторов севера Омского Прииртышья.

С такими результатами констатирующего эксперимента я пошла в образовательную деятельность на формирующем этапе.

На формирующем этапе эксперимента  нами была проведена работа по использованию художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья из составленного нами сборника в разные моменты образовательного процесса. Сборник представлен в Приложении.

При организации образовательной деятельности на таких НОДах как развитие речи и восприятие художественной литературы мы использовали произведения из составленного нами сборника довольно часто. Это могли быть слушания  самих произведений, пересказ, заучивание наизусть  и рассказы об авторах. Тем более, что в методических требованиях к организации этой деятельности сказано об использовании не менее 25% произведений местных авторов.

14 слайд На контрольном этапе эксперимента проведя  повторно  методику А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко, я суммировала баллы по трем беседам, проведенным с детьми, и определили уровни сформированности патриотических чувств у детей экспериментальной группы. Результаты показаны слайде .

15 слайд Сравнительная диагностика

Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Использование составленного нами сборника художественных произведений  авторов севера Омского Прииртышья в  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дало результат. Я думаю, что использование этого сборника в дальнейшей образовательной деятельности будет более плодотворным.

Прежде всего уменьшилось количество детей с низким уровнем на 20%, увеличилось число детей высокого уровня с 10% до 20%, выросло количество детей со средним уровнем сформированности патриотических чувств с50% до 60%

16 слайд Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: ознакомление с историческим наследием Нижнего Новгорода

В данном материале представлено перспективное планированиии работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием Нижнего Новгорода...

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательно-исследовательский, твор...

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: познавательно-исследовательский...