Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
методическая разработка (старшая группа)
Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muhametshina_v.e.metodicheskaya_ideya.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Большеуковского муниципального района Омской области
«Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
Выполнила: Воспитатель
Мухаметшина В.Э
МБДОУ д/с «Малыш
с.Большие Уки.
«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.»
С самого раннего детства я любила читать и сочинять рассказы. Занятие чтением приносило мне большую радость. И свою мечту я осуществила, когда стала педагогом. Я работаю в старшей группе детского сада «Малыш».Группа состоит из 20 человек. Дети творческие ,активные, самостоятельные .В свободной деятельности они любят читать с воспитателе книги,рассматривать иллюстрации . Придумывать и мастерить своими руками подарки и поделки по сюжету рассказов, и радовать ими близких.
2 слайд Воспитывать чувство патриотизма, что предполагает любовь к родной земле, гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами, необходимо с дошкольного возраста.
3 слайдАктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Президент РФ на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». На государственном уровне разрабатываются концепции и программы по патриотическому воспитанию граждан России. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Именно в этом возрасте закладывается фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Выше сказанное определяет актуальность выбранной мной темы.
4 слайдПроблема заключена в противоречии между:
социальным заказом общества на воспитание человека и, в тоже время, снижением уровня воспитанности чувства патриотизма в современном обществе
5 слайдЦель : составить сборник произведений художественной литературы авторов севера Омского Прииртышья с целью использования их в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
6 слайдОбъект - процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
7 слайдПредмет – основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
8 слайдГипотеза: если в образовательном процессе дошкольной организации использовать составленный сборник художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья, то это повысит уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
9 слайдЗадачи :
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
наблюдение,
анкетирование,
педагогический эксперимент,
методы обработки полученных результатов.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы является МБДОУ Большеуковский детский сад «Малыш». В эксперименте принимали участие дети 4-5 лет в количестве 20 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для организации констатирующего этапа эксперимента мной были отобраны следующие методики
10 слайд 1.Методика А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
2Анкета для родителей.
Методика А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко включает следующие разделы:
- беседа «Что такое Родина?»
- беседа на тему «Наш край»
беседа «Мир литературы Омского Прииртышья»
Цель – выявление сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
11 слайд Критерии оценки уровня сформированности патриотических чувств дошкольников.
Высокий уровень - 3 балла. Ребёнок полно и аргументированно отвечает на вопрос.
Средний уровень – 2 балла. Ребёнок отвечает на вопрос с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при аргументации ответов. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень - 1 балл: Ребёнок не отвечает на вопрос даже с помощью наводящих вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на обсуждаемую тему выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении
12 слайд Анкета для родителей представлена в параграфе 2.2.
Проведя методику А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, я суммировала баллы по трем беседам, проведенным с детьми, и определили уровни сформированности патриотических чувств у детей экспериментальной группы. Результаты показаны на слайде13 слайд
Таким образом, на основании полученных результатов знаний и представлений старших дошкольников о родном крае, о Родине, о литературном наследии севера Омского Прииотышья можно сделать вывод, что 2 ребенка показали высокий уровень сформированности патриотических чувств, 10 детей – средний уровень и 8 детей – низкий уровень. В целом, у детей средний уровень сформированности патриотических чувств. Исходя из результатов, можно отметить, что большинство дошкольников имеют эпизодический, ситуативный интерес к тому, о чем их спрашивал педагог. Поэтому для повышения уровня сформированности патриотических чувств мы решили использовать в образовательной деятельности составленный сборник авторов севера Омского Прииртышья.
С такими результатами констатирующего эксперимента я пошла в образовательную деятельность на формирующем этапе.
На формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа по использованию художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья из составленного нами сборника в разные моменты образовательного процесса. Сборник представлен в Приложении.
При организации образовательной деятельности на таких НОДах как развитие речи и восприятие художественной литературы мы использовали произведения из составленного нами сборника довольно часто. Это могли быть слушания самих произведений, пересказ, заучивание наизусть и рассказы об авторах. Тем более, что в методических требованиях к организации этой деятельности сказано об использовании не менее 25% произведений местных авторов.
14 слайд На контрольном этапе эксперимента проведя повторно методику А.А. Ветохиной, З.С. Дмитренко, я суммировала баллы по трем беседам, проведенным с детьми, и определили уровни сформированности патриотических чувств у детей экспериментальной группы. Результаты показаны слайде .
15 слайд Сравнительная диагностика
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Использование составленного нами сборника художественных произведений авторов севера Омского Прииртышья в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дало результат. Я думаю, что использование этого сборника в дальнейшей образовательной деятельности будет более плодотворным.
Прежде всего уменьшилось количество детей с низким уровнем на 20%, увеличилось число детей высокого уровня с 10% до 20%, выросло количество детей со средним уровнем сформированности патриотических чувств с50% до 60%
16 слайд Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...
Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"
Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией. Поэтому, работая над фо...
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: ознакомление с историческим наследием Нижнего Новгорода
В данном материале представлено перспективное планированиии работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием Нижнего Новгорода...
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательно-исследовательский, твор...
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: познавательно-исследовательский...