Консультация для педагогов "Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста через применение современных методов"
консультация
Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов-повторов "ну", "потом", "вот" и т.д., длительными паузами между предложениями. Но, главным негативом является, то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной итерпритацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста через применение современных методов"
1.Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.
Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов-повторов: «ну», «потом», «вот» и т.д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Благое намерение педагога воспитывать волю, сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Ребята, слушайте внимательно», «Все глазки на Сашу, он рассказывает». За занятие воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями. Но трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картинке.
Возникшее противоречие я попыталась решить с помощью методов обучения рассказыванию по картинке Мурашковской И.Н. и Валюмс Н.П.
Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей.
Кроме того я расскажу о репродуктивном методе, т.е. использующем опору в виде рассказывания. Это рассказывание:
1. По мнемотаблице;
2. Описание с помощью схематично изображенных деталей;
3. Составление рассказа по опорным символическим изображениям.
Что такое опора? Это наглядно – пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования соотнося слова из текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст.
Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.
Имитационная игра с применением метода моделирования ситуации.
Пошаговый метод – это описание картины по системе ТРИЗ: вычленить предметы, связать их между собой, добавить в картину звуки, запахи, тактильные ощущения.
На магнитной доске размещена картина «Осень в лесу».
Посмотрим на картину «Осень в лесу». Если мы спросим ребенка «Что нарисовано на картине?» у ребенка возникают сложности. Нарисовано много, все объекты и предметы переплетаются, не дают сосредоточиться. При этом как знать, какой из объектов имел в виду воспитатель. Если спросить по-другому: «Кто нарисован?», дети начнут перечислять живых персонажей.
Авторы методики советуют: на помощь приходит волшебник «Дели - Давай». Он в удобной для детского восприятия форме воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. Дели - Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и видит сразу все его части тела. Давайте посмотрим на окно и скажем «дели» и обнаружим, что окно состоит из рамы, стекол, креплений, на цветок и видим, что он состоит из стебля, корня, листочков. И на картину посмотрим взглядом и, скажем «дели». Для этого сделаем кинокамеру: сложим ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрим через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком. Мы ставили картинки: ёж, медведь, белка, заяц и т.д. Дети стараются выискать что-то такое, чего ещё не заметили другие. Всем интересно,
внимание полное.
Итак: Шаг 1 - «Дели» наводит глазок камеры так, чтобы был виден только один объект. Называем и фиксируем на доске. Дальше необходимо найти связи между объектами, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.
Для этого понадобится умение волшебника «Дели - Давай» объединять. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать, почему так сделал. Итак, объединяем медведя и ветки, ёжика и грибы, мышку и колосок и т.д.
Дети с большим азартом ищут все новые связи. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они смогут выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию. Самое главное, что нам не нужно напоминать детям, чтобы они говорили полным предложениями. Вместо нас это сделал «Дели - Давай».
Шаг 2 : «Давай» - соединяем картинки или кружочки и объясняем почему так сделали.
Основу рассказа мы подготовим, но не хватает в нем образов, воображения, чтобы картинка ожила в нашем восприятии.
Шаг 3: Усиление образности характеристики. Используется прием вхождения в картину. Используются все органы чувств поочередно (педагогам предлагается назвать то, что они услышали):
* я слышу звуки ...
* я чувствую запахи ...
* я трогаю руками и чувствую ...
Шаг 4: Копилка образных характеристик: Мишка какой? Ёжик какой? Зайчик какой? (педагоги характеризуют).
Шаг 5: Наша камера с волшебником «Дели - Давай» обследовала все уголки картинки. Давайте передадим её другому волшебнику «Отставай - Забегай» он позволит нам узнать событие предшествующие и последующие, найти начало и конец рассказа.
Для примера можно поговорить с детьми: мы сейчас в детском саду, а где вы были рано утром, что делали? (спали, проснулись, дальше умылись, оделись и т.д.). Вот сейчас на картине медведь несет ветки, а что он делал до этого? Фантазируйте. Что будет делать дальше?
Шаг 6: Разные точки зрения. Здесь добиваемся, чтобы каждый ребенок использовал свои индивидуальные особенности восприятия. Какое настроение у каждого из героев картинки? Можно изменить это настроение.
У всех детей может быть своя точка зрения.
Итак, переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем события с точки зрения этого героя.
Описание по мнемотаблице.
По данной методике из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа, с помощью ориентиров составляется предметно графическая схема. Мнемотаблицу можно приготовить заранее, можно предложить таблицу загадку и доказать своё мнение по каждой ячейке таблицы.
Вот картина «Кошка с котятами» и мнемотаблица, с помощью которой ребенок легко расскажет о кошке без дополнительных вопросов. (рассказ по мнемотаблице)
Описание с помощью схематично изображенных деталей.
При помощи схематично изображенных деталей, картинок, символов, пиктограмм очень легко ребенок перескажет любой рассказ т.к. к слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста. Ребенок видит весь ряд, поэтому времени на припоминание текста затрачивается меньше.
Описание фрукта или овоща по схеме.
Для любого описания предмета можно составить схему, по которой без труда можно рассказать обо всех характерных признаках описываемого предмета. (описание фрукта с помощью схемы).
Результаты использования. По результатам наблюдения и проведенного педагогического мониторинга эффективность применения данной методики подтверждается следующими результатами: дети активны в речевом общении, отвечают на вопросы и задают встречные; научились обследованию предметов, выделению их основных признаков; самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года. владеют интонационной выразительностью речи. проявляют активность в работе со схемами, таблицами; улучшилась связная речь. Поэтому использование современных методов обучения формирует все аспекты речевого развития.
Список литературы:
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки /методика рассказа по картине/.- СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Обучение рассказываю детей дошкольного возраста с применением современных методов»
Данный материал познакомит Вас с современными методами обучения рассказыванию детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»
Цель мастер – класса:Привлечение интереса педагогов к использованию ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста и побуждение к дальнейшему их применению в практической пед...

Презентация к мастер-классу "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ"
Презентация к мастер-классу Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ...

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

«Развитие творческой одаренности детей дошкольного возраста, через комплекс инновационных методов на занятиях по хореографии»
Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми на Весенней педагогической конференции педагогических работников муниципальной системы города Лабытнанги....

«Современный подход педагогов к обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»
Статья посвящена проблеме формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения словесному творчеству...