«Современный подход педагогов к обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»
статья

Нестерова Ирина Андреевна

      Статья посвящена проблеме формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения словесному творчеству дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Статья может быть полезна педагогам занимающимся проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx118 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный подход педагогов к обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»

Статья посвящена проблеме формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения словесному творчеству дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Статья может быть полезна педагогам занимающимся проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей дошкольного возраста.

Технология, творческое рассказывание, управляемость воображения, технология, перевоплощение, фантазия

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов таких как: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Г. О. Кириллова: предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Вопросы формирования детского творческого рассказывания творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пиньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и др., разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и т.д. Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина. Почему?

1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых).

2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.

3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумать историю целиком.

Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания.

  • Составление рассказа с добавлением последующих событий;
  • Составление рассказов с заменой объекта;
  • Составление рассказа с заменой действующего лица;
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;
  • Составление рассказа с добавлением объектов;
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица;
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица;
  • Составление рассказа с изменением результата действия;
  • Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

I. Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления.

III. Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения).

IV. Планирование творческого рассказа.

От успеха на данном этапе достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в:

- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;

- обсуждение замысла;

- построение плана изложения (можно в графическом изображении);

- выбор зачина, кульминации, развязки истории;

- составление «предикативной» цепочки;

- установление объекта для прямой речи;

- придумывание заголовка к рассказу.

V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных и четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений).

VI. Анализ и оценка творческого рассказа.

При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».

В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у дошкольников можно использовать следующий стимульный материал:

- пиктограммы;

- опорные сигналы;

- фигурки от киндер сюрпризов;

- настольные игрушки;

-предметы-заменители; предметные картинки.

Основной формой развития связной речи является использование творческого рассказывания в рамках организованной образовательной деятельности. На занятиях дошкольники пересказывают и сами сочиняют рассказы. Благодаря этому у детей развивается воображение, фантазия, художественный вкус. Также дошкольники учатся применять в речи средства выразительности. Желаем удачи!

Список литературы

#1056;ябчинская, Н.Б. Современные технологии обогащения словаря и активизации речи детей младшего и среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Б.Рябчинская. // Эффективность использования малых фольклорных форм в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста// Инфоурок : сайт. - Смоленск, 2012-2016. - Режим доступа:

2. Ткаченко, Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – Москва., 2008. Текст

3. Ткаченко, Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам. – М., 2008. Текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Нетрадиционные приёмы обучения творческому рассказыванию в дошкольном возрасте

Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособ...

Карты Проппа как средство обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

На сегодняшний день существует множество приемов и методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Для  составления  творческого  рассказа  с  дет...

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста"

Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов....