Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Нищева Светлана Александровна

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_tvorcheskogo_rasskazyvapniya.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для ГПО по работе с одаренными детьми на тему:

«Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста».

Мжачих Светланы Александровны (учителя-логопеда)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

г.Мичуринска Тамбовской области

Мичуринск 2019


Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Приемы обучения творческому рассказыванию:

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

  1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Этот прием используется в качестве подготовительного этапа.

Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано задание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была в лесу и заблудилась».

  1. Придумывание детьми продолжения авторского текста.

Сначала детям читают рассказ, затем они его пересказывают, затем дается задание продолжить рассказ. Можно дать образец.

  1. По данному началу рассказа придумать продолжение и конец.

Этот вид творческого рассказа принято считать наиболее легким.

Начало рассказа должно быть таким, чтобы заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Например: Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать песни птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы были какие - то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса

  1. Вспомогательные вопросы являются приемом, когда воспитатель активно руководит творческим рассказыванием.

Вопросы помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. С помощью содержательных вопросов педагог активизирует память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая их к творческой деятельности.

Например, рассказ на тему «Случай во время ледохода»:

Воспитатель проводит с детьми беседу. Он говорит: * «Постарайтесь представить себе ледоход. Что можно увидеть на реке во время ледохода? Что можно услышать?» Дети делятся своими наблюдениями, а педагог одобряет и дополняет их. Если дети в ходе беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.

  1. План в виде вопросов.

С планом педагог знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. Сам термин «план» не употребляется. При сообщении плана педагог сосредотачивает внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей, на полноте развития сюжета и т. д. Для плана лучше использовать 3-4 вопроса. Большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Например, детям предстоит придумать рассказ о том, как Гриша с друзьями ходил за грибами в лес. В процессе беседы дети знакомятся с основными пунктами плана:

«Как Гриша собирался в лес за грибами.

О чем он мог разговаривать с друзьями по дороге в лес.

Как он искал грибы и какие.

Что могло случиться с детьми, когда они собрались идти домой.»

Дети высказывают свои предположения по каждому из пунктов плана. Затем предлагается кому-то из детей повторить вопросы плана. После этого составляется рассказ.

  1. Составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

Пример составления рассказа (сказки) по аналогии — фрагмент занятия по сказке «Бишка»

Оборудование: предметные картинки с изображением собаки, кошки, коровы, курицы.

I. Чтение (рассказывание) логопедом сказки (басни) «Бишка».

-А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку да и прочь пошла.

— Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дох стерегу. по ночам не сплю, воров да волков пугаю, на охоту хожу. зайку слежу, уточку ищу, поноску тащу. - будет с меня и этого.

II. Усвоение содержания - ответы на вопросы логопеда:

О чем попросили Бишку? Что сделала Бишка?

Как ответила Бишка, когда ее попросили почитать книжку?

Припомните и повторите ответ Бишки? Какие свои полезные дела назвала Вишка? Чему учит нас эта сказка (басня)?

III. Повторное чтение текста с установкой на запоминание. Пересказ по предложенному логопедом плану. Задание Бишке.

Отношение Вишки к чтению книжек. Рассказ Бишки о своих полезных делах.

IV. Придумывание такой же сказки о других домашних животных.

а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).

б) Придумывание выбранным животным кличек (кошка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).

в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (кошечка Мурочка, коровушка Буреночка, курочка Пеструшечка).

г) Закрепление представлений детей об этих домашних животных в игре «Кто что делает?»путем подбора действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми.

кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает,

умывается, лакает молоко, лижет лапку... курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков

ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает... корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло;

пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает...

д) Размышления и ответы на вопросы:

Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, ку-рицу) почитать книжку?

Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица)? е) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).

Задание Мурке (Буренке, Пеструшке), Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.

Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о своих полезных делах.

ж) Варианты сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке), придуманные детьми.

V. Итог занятия. Вывод делается с помощью логопеда:

Каждый должен заниматься своим делом, которое он знает и хорошо умеет делать.

(Собака - сторожить дом и охотиться, кошка - ловить мышей, корова — давать молоко и кормить человека, курица - нести яйца, а учиться грамоте и читать книжки - это дело детей.)

  1. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом – более сложный прием.

Сюжет должен быть таким, чтобы он вызывал желание придумать рассказ.

Педагог может предложить сюжет для придумывания реалистического рассказа или для придумывания сказки (это сложнее).

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера — мамина помощница», «Маша пришла, на помощь своему младшему брату», «Кто научил Катю переходить улицу». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к живот ному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка».

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трех персонажей дает, в частности, основание вводить в описание диалог.

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки — зайчики, медвежата, матрешки, куклы и т. д.

На занятиях воспитателю следует различными приемами (вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета, а также учебных речевых заданий; побуждать детей к предварительному обдумыванию своих ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов.

Методика занятий, проводимых в начальный период обучения, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий — непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы.

  1. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое сложное задание.

Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог может советовать, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине, и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Можно пояснить «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-то интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Приключения волка», «Что случилось в лесу с ежиком».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей, советует план, начинает сказку, помогает вопросами.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.

Наиболее сложным в этом перечне является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

Нетрадиционные приёмы обучения творческому рассказыванию в дошкольном возрасте

Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособ...

Карты Проппа как средство обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

На сегодняшний день существует множество приемов и методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Для  составления  творческого  рассказа  с  дет...

«Современный подход педагогов к обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»

    Статья посвящена проблеме формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения словесному творчеству...

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основ...

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...