Инновационная/Экспериментальная деятельность
план-конспект занятия

Березовская Галина Константиновна

Инновационная деятельность  направлена на освоение качественно нового в образовательной технологии. Это включение в образовательный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы ребенка. Введение инновационных проектов в дошкольной организации поможет воспитывать и обучать дошкольников в духе времени, а также подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанных с их образовательным уровнем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 https://i.pinimg.com/originals/24/5f/6d/245f6d66c9696c6f48186f613822c934.jpg

Управление образования Администрации

Муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка-

Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Ул. Лермонтова, №1. тел. 91-329, факс. (301-31)91-329. эл. адрес. dsribka@mail.ru

ПРОЕКТ

«Арт-  технологии в формировании креативности

 у детей среднего дошкольного возраста»

                               Воспитатель: Березовская Г.К.

 

        «2021 – 2022 учебный год»

Содержание:

  1. Актуальность проекта
  2. Цели и задачи проекта
  3. Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием арт технологий
  4. Тематическое планирование
  5. Заключение
  6. Литература

 

Проект «Арт технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-технологии, которые стали все чаще использовать в педагогике.

Актуальность обращения к данной методике состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.

Арт технология актуальна при работе с детьми в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Процесс художественного самовыражения ребенка напрямую связан с укреплением его психического здоровья. Использование арт технологий позволяет педагогу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Цель проекта:

Создание условий для социально-личностного развития ребёнка, коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами арт технологии.

Задачи проекта:

  • развивать умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
  • содействовать складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
  • формировать устойчивую внутреннею мотивацию к развитию своих знаний, умений и навыков.

Развивая в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.

 Участники проекта: дети дошкольного возраста, средняя группа (4-5 лет).

Описание проекта

Тип проекта: творческий, здоровьесберегающий.

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год

Продолжительность проекта рассчитана  на 1 учебный год и включает в себя 3 этапа:

Подготовительный:

  • изучение тематической методической литературы.
  • планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, оформление предметно-развивающей среды.

Основной:

  • организация деятельности с детьми.

Заключительный:

  • анализ результатов деятельности по применению арт технологии на основании мониторинга образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • выработка коммуникативной компетенции;
  • налаживание тесной взаимосвязи с семьей.

Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием арт технологий

Занятия по арт-терапии в ДОУ проводят по подгруппам 5 - 6 человек, либо полной группой продолжительностью 20 минут.

Таблица 1

Этап

Цель этапа

Содержание этапа

Разогрев

Включение в работу. Повышение тонуса группы.

Создание настроя на коллективное творчество.

Индивидуальное, попарное или коллективное упражнение – простое, приемлемое для всех.

Основное задание

Приобретение нового опыта.

Освоение различных материалов.

Применение различных техник, направленных на разработку какой-либо темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, музыкальных инструментов и др.

Обсуждение

Осознание проделанной работы, актуализированных чувств.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, названий к работам.

Завершение

Закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи.

Коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон.

Тематическое планирование ( Приложение №1)

Таблица 2

Месяц/дата

Арт технология

Задачи

Материал

Сентябрь

«Бабочка расправляет крылья»

спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности

гуашь, листы бумаги А4, кисти, стаканчики с водой

Октябрь

«Рисование клубком»

повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности

клубок ниток или веревки

Ноябрь

«Нарисованные истории»

развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии

рисование на асфальте, мелки

Декабрь

«Танец с тенью»

Снятие эмоционального напряжения, развитие креативности, групповое сплочение, повышение самооценки

подборка различных мелодий

Январь

«Снежное рисование»

сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности

рисование на улице, гуашь, разведенная в бутылках

Февраль

«Раз, два, три, четыре, пять! Любит птичка погулять»

развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение

манка, поднос, изображение синицы.

Март

«Групповое рисование»

развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия

раскраска большого размера, фломастеры, карандаши, мелки

Апрель

«Это не варенье, а наше настроение»

Спонтанное самовыражение, знакомство с возможностями своего тела, снятие напряжения, развитие воображения.

восковые мелки, листы круглой формы

Май

«Рисуем музыку»

развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения

бумага, карандаши

листы бумаги, краски, баночки с водой, кисти, подборка мелодий

Применение этих техник особенно эффективно в дошкольном возрасте, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочим, им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в данном  направлении педагог получает:

  • положительный эмоциональный настрой группы;
  • облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость;
  • искать ресурсы для дальнейшего развития;
  • через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации;
  • позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков;
  • даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами;
  • исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме;
  • способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта;
  • снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

 

Рис. 1

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Довольно  часто  после  завершения занятий, проводимых по арт технологии  дети  увлекаются теми видами, техниками и способами творческой деятельности, с которыми   они  познакомились  на занятиях. Каждый рисунок   ребенка уникален. Его невозможно с точностью воспроизвести  на  последующих  занятиях.  Каждая  новая  работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и  переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на бумаге или на другом специально подобранном для этого материале. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях  в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате,  он  получает удовольствие  от  самого  процесса, он  учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу  своей накопившейся  энергии,  а  также  развивает  творческие способности. Именно  поэтому  арт технология  так  эффективна  при  работе  с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием.ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
  2. Лелявина К.И., Клименко Г.А.Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. С. 87-90.
  3. Степанова А.В., Жданова С.Н.Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-98.
  4. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //

 

 



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка-

Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Ул. Лермонтова, №1. тел. 91-329, факс. (301-31)91-329. эл. адрес. dsribka@mail.ru

Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ

Использование светового стола для рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ

Подготовила: воспитатель старшей группы

                                                                                                            группы Березовская Г.К.

2024 год

Использование светового стола

 для рисования песком в работе воспитателя ДОУ

Рисование и игры с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка.

О технике рисования песком на световом планшете или столе я узнала достаточно давно. Видео, которые я просмотрела, меня заворожили. Это было какое-то волшебство! Это очень меня заинтересовало, очень захотелось приобрести планшет для своих детишек. Ведь это кладезь всяких полезностей! Но как оказалось это очень накладно… На помощь пришёл мой муж , и сделал мне такой ящик для рисования песком.F:\DCIM\172___04\IMG_1500.JPG

Отличие от традиционных форм обучения:

Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.

Мощно развивается тактильная чувствительность.

Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы.

Совершенствуется предметно-игровая деятельность.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию.

Цели и задачи в педагогической работе:

Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.F:\DCIM\172___04\IMG_1495.JPG

Снимают мышечное напряжение.

Помогают ребенку чувствовать себя защищенным.

Развивают активность, расширяют жизненный опыт.

Стабилизируют эмоциональные состояния.

Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью.

Преодолевают комплекс «плохого художника».

Развивают творческие действия.

Способствуют расширению словарного запаса.

Способы рисования песком:

- Кистью руки

-Симметрично двумя руками

-Пальцами

-Ладонями

- Ребром ладони

- Кулачками

- Щепотью

- Кистью для акварели

- Кистью латексной

-Ситом

- Скребками, стеками

- Трафаретами

- Массажными мячиками

- Шприцем

Техника рисования песка:

-Вырисовывание

-Отпечатывание

-Разравнивание

-Разгребание песка вокруг

-Отсечение лишнего

-Высыпание из кулачка

-Прихлапывание

-Просеивание песка между пальцами, через сито

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.

Игры на активизациигры с детьми на накопление эмоций;

-игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

-игры на преодоление негативных эмоций;

-игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

-игры на развитие эмпатии у детей и др.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком?

Присоединение к ребенку.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.F:\DCIM\172___04\IMG_1515.JPG

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком:

развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков);

коррекция нарушений внимания и поведения;

коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

развитие психических процессов у детей и взрослых;

развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;

консультирование с использованием данного метода арт-терапии;

снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

Что дает нам этот метод рисования песком:

Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.

Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

Приобретается ценный опыт позитивных изменений.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

Процесс прост и приятен.

Рисование песком дает возможность трансформации.

Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

Техника помогает развить тонкую моторику.

Рисовать можно двумя руками симметрично.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.

Проблемы поведения детей.

Эмоциональные проблемы.

Семейные проблемы.

Коммуникативные проблемы.F:\DCIM\172___04\IMG_1507.JPG

Условия при работе с песком:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Надеюсь, что стол нам прослужит как можно дольше и что мои педагогические задачи будут реализовываться. Ведь что самое главное для педагога? Максимально развивать каждого ребенка. Вперед к свершениям


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы идти в ногу со временем я повышаю свою квалификацию : В этом году прошла дистанционное обучение на всероссийском образовательном портале «Завуч» по курсу «Инновационные подходы к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ соответствии с ФГОС» и «Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности» Посещаю муниципальные и районные методические объединения. Осуществляю воспитательно-образовательный процесс, опираясь на требования примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» Использую дополнительные программы : . Использую современные образовательные технологии и методики : блоки Дьенеша , палочки Кьиюнезера , ребусы, логические ТРИЗ упражнения, нетрадиционные техники рисования, метод мнемотехники по обучению детей связной речи. А так же вместе с учителем-логопедом опробовали систему кинизеологических упражнений., и я считаю получили отличный результат. Краткосрочный п роект в средней группе« Волшебный камень магнит» Актуальность проекта: Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Цель проекта: развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе. Задачи: Знакомство с понятием «магнит». Познакомить с историей появления «магнита». Формирование представлений о свойствах «магнита». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества. Развивать познавательную активность детей, исследовательскую Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский, творческий. Проект по времени проведения : краткосрочный ( период реализации с13 декабря по 21 декабря2021 г.) Участники проекта: дети средней группы ( 4-5 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Ситуация успеха» деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» Березовская Галина Константиновна, воспитатель МБДОУ «ЦРР - Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Слайд 2

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу - создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я» , свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности . УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности , либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 3

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя . В нашем детском педагоги разработали «Доску успеха» в каждой возрастной группе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности

ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...

ИННОВАЦИОННАЯ/ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В детском саду  муз.рук-лем разработана и апробирована программа ансамбля "Веснушки" - новое направление в дошкольной жизни.  В нём занимаются дети старшего дошкольного возраста....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Проект: Студия "Мульт.ТВ "РОСИНКА"Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоционально...

Материал по теме:Инновационная /экспериментальная деятельность.

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного обр...

Инновационная/экспериментальная деятельность

В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на занятиях.  Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии....