методические рекомендации для воспитателей и родителей "подвижные игры для детей от 1 до 2 лет"
учебно-методический материал
Подвижная игра – это эмоционально – насыщенная, сознательная и активная деятельность ребенка, происходящая при соблюдении необходимых правил, и побуждающая к творческому выполнению условий в изменяющихся игровых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
Методические рекомендации для педагогов и родителей
Подвижная игра – это эмоционально – насыщенная, сознательная и активная деятельность ребенка, происходящая при соблюдении необходимых правил, и побуждающая к творческому выполнению условий в изменяющихся игровых ситуациях.
Подвижная игра требует от ребенка умственного и физического усилия, и вместе с тем доставляет ему радость, чувство удовлетворения и захватывает воображение. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость.
Игровая подвижная деятельность дает представления об окружающем мире, развивает память и чувство ритма, обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу; подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность.
Подвижные игры с малышами от года до двух отличаются от игр с детьми трёх лет. В первом случае это больше имитационные эмоционально насыщенные игровые действия малой продолжительности, тогда как в три года это могут быть уже игровые сюжеты. В год и два в подвижных играх заложены способы передвижения и движения: учится бегать, прыгать на месте, прятать части тела за ладошками, поворачиваться в определенную сторону, садиться, ложиться, вставать и другое.
Прятки с мышонком
Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку).
Прятки
Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.
Догонялки
Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает – а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.
Кто быстрее
Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!
Морковка для зайчика
Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.
Стоп
Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» - всякие действия прекращаются.
День - ночь
Когда вы говорите «день» - можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» - все останавливаются и стараются не двигаться.
Маленькие – большие
Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», - присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.
Холодно - тепло
Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» — расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.
Мишка – зайка
Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке».
Когда малыш дотронется до мишки, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке; иди добавить еще 1-2 игрушки, к которым можно было бы бегать.
Делай, как я
Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д.
Солнечный зайчик
Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: 2Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)
Порхающая бабочка
Сделайте из цветного картона или сшейте из ткани (флиса) бабочку. Привяжите её на веревочку, а веревочку – к палочке (получится удочка). Перемещайте над головой ребенка в разные стороны бабочку, а ребенок должен постараться её поймать.
Бабочка-красавица
На цветком спускается.
Над цветком порхает, пляшет,
Крылышком узорным машет.
Воробьи
Предложите малышу превратиться в воробьев. Покрутите головой, похлопайте крыльями, полетайте по комнате. Полетали, полетали, присели на корточки и отдыхаем.
А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Во время игры можно проговаривать слова стихотворения:
Воробушки, воробушки
Летят, летят, летят,
Найти скорее зернышки
Воробушки хотят.
Солнышко и дождик
Когда вы говорите «Солнышко» - можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «Дождик», то раскрываете зонт и зовете малыша спрятаться под зонтик от дождя.
Пока вы стоите под зонтом, можно проговорить слова потешки, чтобы позвать солнышко:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Можно прятаться не под зонтиком, а под большим платком, полотенцем, в игровом домике – палатке и т.п.
Птички и гнездышки
Вы и ребенок – птички. Ходите по комнате, машите крыльями, ищите червячков, клюйте их и т.п. Когда вы скажете: «Дождь пошел!» - птичкам надо улететь в свои гнездышки (обручи, разложенные на полу, или стульчики).
Цыплятки и кот
Вы – курочка, а ребенок – цыпленок. Папа может выступить в роли кота, который будет пока спать. Курочка и цыплятки идут гулять:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка»
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
На последних словах кот просыпается и бежит догонять цыпленка. Цыпленок бежит к маме-курице под крыло.
Непослушные цыплятки
В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы - мама – курица, дети и взрослые – цыплятки.
Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать.
Волк и зайчики
В этой игре ребенок и взрослый - зайчиками. Волк – будет воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке – пляшут, бегают, ходят.
На слова «Серый волк» - бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавеска и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться.
Птичка
Вы вместе с ребенок садитесь на корточки и говорите:
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай,
Улетела птичка – ай!
На слове ай – встаете и бегаете по комнате, махая руками - крыльями.
У медведя во бору
В этой игре необходимо участие двух взрослых. Медведь (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит».
Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает грибы, ягоды, перекрикивается «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
На последнем слове медведь рычит (нежно!, чтобы не испугать ребенка) и бежит за ребенком и взрослым.
Мишка и дети
В этой игре необходимо присутствие двух взрослых, а детей – чем больше, тем интереснее. Один взрослый назначается медведем, он «бродит» по лесу, приговаривая:
Миша по лесу гулял,
Миша деточек искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку задремал.
В это время другой взрослый и дети прячутся от гуляющего по лесу медведя. Когда медведь садится на стульчик и «засыпает», дети радостно пляшут, играются, бегают по комнате со словами:
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй
Медведь просыпается и начинает догонять детей.
Большое-маленькое
Нужно встать рядом с малышом, поднять руки наверх и сказать:
“Вот какие мы большие. Большие-пребольшие” и потянуться ручками наверх.
Потом присесть на корточки и сказать:
“А теперь мы маленькие. Совсем маленькие”.
Игру можно повторять несколько раз: “Большие... Маленькие...”
Темп можно постепенно увеличивать.
Повторяй за мной
В этом возрасте малыши очень любят подражать. Цель игры - чтобы малыш подражал вашим движениям. Но, чтобы малыш понял, что он должен делать, сначала начните подражать движениям крохи. А потом постепенно он подключится к игре и тогда вы можете устанавливать свои правила.
Начинайте с простых движений: помахать ручкой или похлопать в ладоши. Хлопайте, топайте, прыгайте...
Между прочим, это не просто развлечение, а очень полезный навык. Постепенно переключайте малыша на полезные занятия: вытереть пыль, собрать со стола крошки. И пусть поначалу у него не очень получается, ведь все дело в практике.
Покоритель вершин
Из подушек нужно соорудить пирамиду. Лучше всего ее возводить на разобранном диване или в крайнем случае на ковре (но не на полу).
Сначала сделайте маленькую пирамидку, пусть малыш на нее заберется. Потом положите еще подушку и так постепенно увеличивайте высоту пирамиды. Помогайте малышу, если ему самому сложно и обязательно хвалите, когда он покорит вершину.
Один плюс один
Малыш еще не умеет считать, но вполне может усвоить основные понятия. Например, смысл слова “два” или “пара”. Поможет ему в этом простая игра для детей. Раскидайте на полу носочки, ботиночки, варежки. В общем, любые парные вещи малыша.
Покажите ему, какие предметы образуют пару и все время подчеркивайте: "Вот два носка. А вот две варежки...". Собирайте вместе с малышом пары вещей. Пусть поначалу малыш будет только наблюдать, но со временем он поймет, что к чему, и тоже подключится к поиску.
Светло-темно
Игра проходит у выключателя бра, торшера, люстры, настольной лампы… в общем, любого осветительного прибора. Сначала показывает взрослый. Нажимает на клавишу (или дергает за шнурочек), свет включается и говорит: Светло!
Произносить эти слова нужно весело и при этом улыбаться.
Потом свет снова нажать на клавишу, свет выключить и сказать: Темно...
А эти слова можно произнести шепотом, с немного устрашающей интонацией.
Потом пусть малыш нажимает на клавишу, а взрослый продолжает комментировать. Казалось бы, банальная игра для детей, а малышам очень нравится.
Догони мяч
Цель: Развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.
Материалы: Корзина или коробка с мячами.
Ход игры: Ребенок стоит рядом со взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч!» — ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи.
В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
(С. Маршак)
Походи и побегай
Цель: Обучение бегу в разном темпе, развитие чувства ритма.
Материал: Бумажные самолетики.
Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:
— Что это?
— Самолет.
— Что он делает?
— Летает.
— Где летает?
— Высоко в небе.
Затем читает стихотворение Н. Найденова «Самолет»
Самолет летит,
Самолет гудит: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
Командир-пилот
Самолет ведет: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
По комнате пускают бумажные самолетики, которые ребенок ловит и приносит взрослому, а потом садится на стульчик. Взрослый предлагает ребенку самому «полетать» по комнате.
Сначала ребенок «заводит мотор», двигается не очень быстро, повторяя: «Жу — жу — жу — лечу!» Взрослый машет флажком, ребенок разводит руки в стороны (на высоту плеч) и переходит с ходьбы на бег. Некоторое время он свободно бегает по комнате, повторяя: «У-у-у-уу!», затем «мотор» выключается, малыш произносит: «Ш-ш-ш» и садится на место.
Быстрее — медленнее
Цель: Развитие чувства ритма, формирование умения двигаться в разном темпе
Материал: Игрушечная машинка, руль, колокольчик.
Ход игры: Малыши сидят на стульчиках, а взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кабина?», «Где кузов?», «Где руль?», «Что возит грузовик?», «Куда он ездит?» и т. д.
Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом побыстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.
Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает со стульчика и, держа руль, медленно «ездит» по комнате. Услышав другой сигнал («би-би-би»), ребенок переходит на бег («машина едет» быстрее). Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.
По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по комнате, затем отдает игрушку взрослому и садится на свой стульчик.
Воробушки
Цель: Формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп, автоматизация звука «Ч» в звукоподражании.
Материал: Детский стульчик или скамеечка.
Ход игры: Ребенок-«воробушек» сидит на стульчике «в гнездышке» и спит.
Взрослый говорит:
В гнезде воробушки живут
И дружно утром все встают.
Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик - чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».
Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.
Мяч
Цель: Обучение прыжкам, умение двигаться ритмично.
Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его головку ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
(С. Вышеславцева)
После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Подпрыгни до ладошки
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.
Материал: Любая яркая игрушка, бубен или колокольчик.
Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает свою руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.
Попрыгай на носочках
Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.
Ход игры: Взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»:
Наша козочка скакала
Да и ноженьку сломала.
Правда!
Но скажу тебе по чести —
Ведь сидеть нельзя на месте,
Правда?
Это всем давно известно —
Без игры неинтересно,
Трудно!
Наша козочка поплачет,
А поправится — заскачет,
Чудно!
Ребенок вместе с взрослым в эго время подпрыгивают на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.
Игры, формирующие навыки ползания
Кошечка крадется
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадется), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьет). Игра проводится на коврике.
Собачка
Цель: Развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.
Материал: Игрушечная собачка, надувное бревно или другое небольшое препятствие.
Ход игры: Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, приглашая ребенка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит ребенку: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».
Ребенок ползает на четвереньках, подражает лаю собак: «Гав-гав ».
Ползание можно усложнить переползанием через бревно.
Игры, развивающие чувство равновесия
Ноги маленькие, ноги большие
Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.
Материал: Палочка или любая яркая игрушка.
Ход игры: Ребенок из положения лежа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок в этом же положении — лежа на спине — пытается достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним взрослый на высоте 30—50 см от пола.
Качели
Цель: Развитие гибкости, чувства равновесия.
Ход игры: Сидя на корточках, ребенок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках под счет взрослого. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует эти движения, а ребенок ему подражает. За успешное выполнение ребенок поощряется.
Достань игрушку
Эта игра подходит тем малышам, которые учатся переворачиваться и ползать. Положите рядом с ребенком яркую игрушку, мяч или любой другой интересный предмет. Малыш будет стараться любыми способами дотянуться до привлекательного объекта и таким образом тренировать свои мышцы. Если у ребенка не получается дотянуться, долго не испытывайте его терпение, подвиньте игрушку ближе.
Ку-Ку
Игра в прятки подходит для малышей самых разных возрастов. Ее можно проводить дома и на свежем воздухе. Покажите ребенку, как прятаться: под одеяло, за занавеской, в шкафу. Когда вы спрятались, помогите ему отыскать вас по голосу, скажите: «ку-ку!». Если прячется он, то будет выбирать те места и способы, которые вы ему показали. Во время этой игры дети не только активно двигаются, развивают зрительную координацию и наблюдательность, но и получают заряд положительных эмоций.
Я люблю свою лошадку
Эта простая игра проводится с детьми, которые уже умеют сидеть. Она хорошо развивает координацию движений. Взрослый садится на стул, усаживает на колени ребенка лицом к себе, качает его и напевает какую-нибудь потешку или песенку. Например:
Едет дедушка Егор
Из-за леса, из-за гор.
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Подъем и спуск.
Пришло время научить малыша правильно спускаться и подниматься. Залезть на диван и спуститься с него — чем не подвижная игра? К тому же, экстремальная. Покажите, что спускаться нужно не головой вниз, не боком, а попой вперед. Подниматься следует, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. Также можно тренировать спуски и подъемы на лестнице или шведской
Важно знать
Маленьких детей нельзя перегружать активными играми. Они быстро устают не только физически, но и эмоционально. Подвижные игры должны сменяться и проводиться в течение 5—10 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей "Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.Воскобовича"
В рекомендациях раскрыты основные подходы к использованию развивающих игр В.Воскобовича в развитии математических представлений у дошкольников....

Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...

методические рекомендации для воспитателей по формированию бережного отношения детей к природе.
методические рекомендации...

Методические рекомендации для воспитателей "Словарь, который должны усвоить дети 3-7 лет в основной образовательной деятельности по ФЭМП"
Методические рекомендации для воспитателей "Словарь, который должны усвоить дети 3-7 лет в основной образовательной деятельности по ФЭМП"...

Методические рекомендации для воспитателей « Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича »
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключен...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность
Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников Практическое использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию дете...